Интервью с начальником управления образования города Иванова Еленой Юферовой

День белых бантов, красивых букетов и счастливых первоклашек наступит уже через неделю. О том, готова ли городская система образования к новому учебному году и какие изменения произошли в этой отрасли, корреспонденту «РК» рассказала начальник управления образования города Иванова Елена ЮФЕРОВА.
 - Елена Александровна, какие работы были проведены в ходе подготовки? Что еще предстоит сделать до 1 сентября?
- К новому учебному году мы начинаем готовиться задолго до сентября. Планируем все работы, которые нужно провести, уже в конце календарного года. С декабря составляются сметы, план финансовой деятельности, в начале года проводятся конкурсные процедуры. А непосредственно в июле-августе начинаются ремонтные работы. В этом году был проведен большой объем работ. В целом на подготовку школ и дошкольных учреждений к новому учебному году потрачено 193 миллиона рублей. Восемь миллионов рублей из этих средств  - на мероприятия по пожарной безопасности, более 7 млн - на подготовку к отопительному сезону. Также часть средств ушла на установку турникетов, систем видеонаблюдения, ремонт ограждений. Сроки подготовки к учебному году краткие, пришлось работать интенсивно. С 8 августа началась приемка школ. Почти 70 процентов школ были приняты без замечаний. Можно уверенно сказать, что все школы города готовы к новому учебному году. Отмечу, что многие руководители школ стремились не просто сделать ремонт, а придать современный облик помещениям. В этом году особое внимание уделялось ремонту спортивных залов, столовых, учебных кабинетов, раздевалок, актовых залов. Также часть средств была израсходована на ремонт кровель и систем отопления.
- Много ли в этом году придет первоклассников? Их стало больше по сравнению с прошлым годом? Удастся ли полностью перевести школы на работу только в одну смену?
- В этом году более 4370 первоклассников, и это на двести человек больше, чем в прошлом. Если бы мы не приняли срочные меры, то вторую смену пришлось бы увеличивать. Есть школы, которые набрали по семь первых классов - это гимназия № 44 и лицей № 22.  Однако переход на работу школ только в одну смену - задача очень серьезная, основной упор должен быть сделан на создание новых учебных мест, а в частности - на строительство новых зданий и пристроек. В этом году мы пока не вступили в федеральную программу. В перспективе, надеюсь, мы будем использовать этот ресурс, программа рассчитана на десять лет. Сегодня во вторую смену обучаются около десяти процентов школьников города. В основном это вторые и третьи классы. И только в отдельных школах во вторую смену занимаются и учащиеся среднего звена. В этом году мы проанализировали эффективность использования площадей внутри школ, просили руководителей подключиться к этой работе и посмотреть, где мы можем открыть новые учебные кабинеты. В итоге этой работы в разных школах было создано восемь дополнительных кабинетов.
- Сохранится ли бесплатная продленка? Если нет, то какова будет ее стоимость?
- В настоящее время мы руководствуемся Законом «Об образовании в РФ», согласно которому в образовательном учреждении могут быть созданы условия для присмотра за детьми в группах продленного дня. Сегодня понятие «группа продленного дня» включает в себя три компонента - присмотр и уход за детьми, внеурочную деятельность в рамках федерального государственного стандарта и платные дополнительные образовательные услуги. Плата за присмотр и уход за детьми установлена постановлением главы города Иванова в размере 10 рублей за один час. Внеурочная деятельность проводится на бесплатной основе. Сейчас потребность в занятости детей после уроков большая. И потому каждая школа организует эту занятость с учетом желания родителей и своих финансовых возможностей. Как показывает практика, доминирует смешанная форма организации продленки: согласно графику работы, может устанавливаться на конкретное время услуга по присмотру и уходу, внеурочная деятельность в рамках образовательной программы школы или же платная образовательная услуга. Пропорции этих трех компонентов могут быть в каждой школе разные. Все стало немного сложнее, чем раньше, но тем не менее каждая школа понимает значимость продленок. В любом случае группы продленного дня в той или иной форме представлены во всех школах.
- Как обстоят дела с учебниками? Не так давно возникал вопрос об обязательности рабочих тетрадей. Актуален ли он еще? Кто должен закупать  эти тетради - школа или родители?
- В этом году более 25 миллионов рублей было израсходовано на приобретение учебников. В основном были приобретены учебники для шестых классов. Именно эти школьники будут обучаться по новому стандарту образования. Закуплены учебники для учеников седьмых и восьмых классах в школах, где в пилотном режиме внедряют новый стандарт. Приобретены и учебники для первых классов в связи с ростом контингента. А вот на приобретение рабочих тетрадей и других приложений к учебникам необходимы дополнительные средства. Поэтому если школа принимает решение, что в учебно-методическом комплексе должны быть рабочие тетради, то она и должна обеспечить ими учеников самостоятельно. В любом случае родители не обязаны тратить на них собственные деньги. Учителя должны планировать работу так, чтобы можно было обойтись без этих тетрадей. Как показывает практика, они не заполняются даже на 30 процентов. Тетрадь одноразовая, и школе тратить деньги просто нецелесообразно. Мы обращаем внимание всех руководителей школ, что заставлять покупать тетради родителей незаконно. Приобретение тетради родителями может быть только на добровольной основе, чтобы заниматься по ним дополнительно дома.
- Есть ли какие-то изменения в организации электронных проходных?
- Сейчас во всех школах завершена установка турникетов. Электронные проходные во всех школах существуют в турникетном варианте. Исключение составляет лицей № 21: там дети привыкли прикладывать карточки к считывателю. Для родителей есть и хорошая новость. Принято решение на уровне департамента информационного общества Ивановской области, что электронные карты школьника теперь будут восстанавливаться бесплатно - вне зависимости от того, сколько раз ее потерял ребенок. Раньше после первой утраты восстанавливали бесплатно, а потом приходилось платить. Последнее время стоимость повторного восстановления карты составляла 200 рублей. Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы оформить карту можно было не только в офисе, но и в многофункциональных центрах.
- Во всех ли школах города введена форма? Насколько она обязательна? Как поступить родителям, если администрация школы настаивает на приобретении формы определенного производителя? Законно ли это?
- Все школы города пользуются рекомендациями областного департамента образования, где четко указано на необходимость соблюдения делового стиля в одежде.  Школа, опираясь на мнение родителей, принимает решение, какая это будет форма. В четырнадцати школах города введена определенная форма конкретного образца с первого по четвертые классы. Большинство школ требуют соблюдения делового стиля, но не вводят конкретный образец. Мы поправляем руководителей тех школ, которые рекомендуют родителям приобретать форму только определенного артикула или в конкретном магазине. Родители могут и сами сшить форму, купив ткань определенного цвета. Деловой стиль одежды указывает на характер деятельности и, безусловно, дисциплинирует. Кроме того, деловая одежда не подчеркивает социальные различия, уровень дохода семьи, вероисповедание. Мы за то, чтобы дети почувствовали себя участниками одного школьного коллектива.  Отмечу, что сегодня к производителям школьной одежды в России есть совершенно четкие требования. Если школа приобретает форму у проверенной фирмы, то можно быть уверенным, что на каждое изделие есть гигиенические сертификаты.
- Появились ли в школах новые кружки, секции? Когда в них проходит запись? Какие направления деятельности интересны современным школьникам?
- Большой популярностью  у школьников сейчас пользуется техническое творчество. В пяти школах города начали работать  площадки, где можно заниматься робототехникой, их курирует центр «Новация». Есть интересные направления в «Перспективе» - это центр профессиональной ориентации и развития. Набор будут делать и спортивные секции, и музыкальные школы. 1 сентября в атриуме «Серебряного города» будет праздник, посвященный началу учебного года. Там будет дана информация о наличии свободных мест в тех или иных кружках и секциях. Предложений много. Подробную информацию можно найти и на сайтах учреждений дополнительного образования. Их у нас девять, и каждым из них мы гордимся. В настоящее время в Иванове 86 процентов детей занимаются в различных объединениях системы дополнительного образования. И это очень хороший показатель, потому что в среднем по России эта цифра всего 64 процента. К 2020 году необходимо добиться 75-процентного охвата. Получается, что мы эту задачу уже выполнили.  
- Как в этом году проходил набор в первые и десятые классы? Были ли спорные и конфликтные ситуации?
- Неразрешимых конфликтных ситуаций в этом году не было. Были единичные обращения, связанные с тем, что люди слишком поздно узнали правила зачисления. Электронная запись в 1 класс прошла очень активно, без технических сбоев, мы сформировали контингент очень быстро. Трудности возникли в густонаселенных районах при комплектовании гимназии 44 и лицея 22, где пришлось открыть дополнительные первые классы. Набор в профильные 10 классы уже второй год идет с учетом рейтинга. Чтобы попасть в профильные классы некоторым ребятам пришлось выдержать конкурс. Но это тоже оправданно, дети должны понимать свои цели. Там, где была необходимость, мы открывали дополнительные классы. В некоторых классах сегодня есть даже свободные места. Были некоторые обращения по процедуре, мы выясняли все ли соблюдено, сделали для себя некоторые выводы на следующий год. С родителями девятиклассников как можно раньше надо проводить разъяснительную работу, чтобы дети уже в начале года определились, в какой профильный класс хотят попасть.
- Число учеников растет. А увеличивается ли число учителей?
- Количество учеников растет быстрее, чем количество учителей. К сожалению, число вакансий сейчас несколько увеличилось. На начало учебного года у нас 74 вакансии. Школам требуются учителя начальных классов, педагоги английского языка, технологии. Существует муниципальная программа, предусматривающая доплаты молодым специалистам социальной сферы в течение трех лет работы. Также возможно предоставление жилья на условиях коммерческого найма. За полтора года администрация города Иванова обеспечила таким жильем на основе коммерческого найма 25 человек. Замечу, что в этом году мы открываем в СОШ № 7 профильный педагогический класс. Там будут учиться дети, которые хотят в будущем стать учителями. Для них разработана интересная программа, они будут изучать новые педагогические технологии, развивать организаторские способности. Мы надеемся, что через несколько лет они пополнят наше педагогическое сообщество.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам