Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Все три брата Мартыновы знамениты по-своему

О каждом из трех родных братьев в отдельности писали уже не раз: об Андрее - как великом актере, о Юрии - как боксере и организаторе ивановского спорта, о Рудольфе - как враче и политике. Но мы попытаемся собрать воедино ипостаси известной троицы. Не гайдаевской. Ивановской. Мартыновской.

В их судьбах всегда было что-то сакральное, причем связанное с войной. Старший, Рудольф, родился в начале 1939 года, как раз накануне Второй мировой войны. Средний, Юрий, - 2 мая 1941-го - перед началом Великой Отечественной. А младший, Андрей, - 24 октября 1945 года, когда Вторая мировая только-только закончилась...

Андрей

Андрей Леонидович Мартынов (народный артист РФ, лауреат Госпремий СССР и РСФСР имени братьев Васильевых, премии Ленинского комсомола) родился в 1945 году в Иванове в простой семье. Отец был инвалидом первой группы по зрению. По этой причине его не призвали во время Великой Отечественной войны в армию. Но, несмотря на свою инвалидность, отец был одержим театром и посещал драмкружок для слепых актеров. Для Андрея спектакли этого драмкружка стали первым знакомством с миром театра.

Андрей был младшим в семье. Жили они тогда на улице Проводной (ее уже нет, это район Центрального рынка), все три брата учились в 33-й школе, потому что - рядом. Яркое впечатление в душе юного Андрея оставил кукольный театр, который однажды приехал к ним в детский сад. Андрюша был так потрясен, что тут же, вернувшись домой, принялся за создание собственного театра. Мальчик сам смастерил и декорации, и куклы, а затем поставил собственную пьесу.

 

Увлечение театром Андрей пронес и через школьные годы. Как-то на школьном конкурсе он представил инсценировку рассказа Чехова "Канитель". Успех был просто невероятный. Все шло к тому, чтобы Андрей стал настоящим актером... Андрею Мартынову было 16 лет, когда в Иваново приехал на гастроли МХАТ. Юноша, набравшись смелости, позвонил в гостиницу самому Алексею Николаевичу Грибову и попросил устроить ему прослушивание. Знаменитый актер не отказал ему. На следующий день Андрей явился в гостиницу и начал читать заранее подготовленный монолог. Алексей Грибов остановил его, недослушав. "А вы понимаете, что вы читаете?" - спросил он. "Ну, конечно, понимаю", - ответил юноша. "А мне кажется, вы не понимаете, что вы читаете", - сказал Алексей Николаевич и прочитал небольшой отрывок.

"То есть он мне показал этюд как надо, вот общение. Я был совершенно поражен вот этим маленьким кусочком мастерства, который он мне продемонстрировал", - вспоминал Андрей Мартынов. Тем не менее юноша, видимо, ему приглянулся, и Грибов в тот же день познакомил его с другим мхатовским актером - Николаем Алексеевым.

Спустя некоторое время после отъезда актеров Андрею пришла из столицы телеграмма от Алексеева с приглашением на экзамены. Окрыленный юноша отправился в Москву. Однако там его постигла неудача - на экзаменах в Школе-студии МХАТ он провалился. То же самое ждало его и в Щукинском училище. Андрей проработал год на стройке в Иванове, а затем предпринял новую попытку, и она увенчалась успехом - его приняли в ГИТИС.

...Повесть Бориса Васильева "...А зори здесь тихие", рассказывающая о трагической судьбе девушек-зенитчиц, вышла в журнале "Юность" в 1969 году. Пронзительная история не оставила никого равнодушным. Большое впечатление произвела она и на Андрея Мартынова, который тогда учился на последнем курсе ГИТИСа. А осенью 1970 года за экранизацию произведения взялся режиссер Станислав Ростоцкий.

На главные роли Ростоцкий пригласил никому не известных актрис. Исключение составляла лишь Ольга Остроумова, успевшая приобрести популярность в его же картине "Доживем до понедельника". На главную мужскую роль режиссер планировал знаменитого Георгия Юматова. Но на пробах Юматов больше походил на городского супермена, нежели на крепкого вологодского мужика. Вот тут-то на горизонте появился Андрей Мартынов, а предложила его кандидатуру ассистентка Ростоцкого. Она присутствовала на дипломном спектакле Мартынова, где он играл вместе с Ольгой Остроумовой (они вместе учились в ГИТИСе), и молодой актер ей понравился.

К этому моменту Андрей Мартынов уже окончил ГИТИС и работал в Московском ТЮЗе, исполняя роли каких-то медведей и чудищ. Когда его пригласили на пробы, он был просто счастлив. Он вспоминал: "Мне очень хотелось играть эту роль. Потому что я прочитал повесть. Я понял по внутренней линии, что это мое, все вот те ноты высокие, которые заданы автором. Я понимал, что больше такой картины не будет никогда, такого произведения не будет, что герою нужно пережить пять смертей. Это даже у Шекспира не всегда бывает, понимаете. Пять смертей - и каждую по-разному. И это все, так сказать, душило меня эмоциями".

Тем не менее первые пробы Мартынов провалил. Перед камерой актер выглядел зажатым и скованным. Ростоцкий не стал делать поспешных выводов и решил лично позаниматься с актером. В течение двух недель он репетировал с Мартыновым отдельные эпизоды. Когда же худсовету представили новые пробы актера, то это был уже совсем другой персонаж - и грудь колесом, и глаза блестели. На худсовете заявили: "Вот это уже то, что надо", на что режиссер рассмеялся: "Да это же тот самый актер, которого вы недавно мне забраковали!"

Мартынов очень органично вошел в роль старшины Васкова. Еще второкурсником театрального института Андрей был призван в армию, поэтому умел и портянки наматывать, и стрелять, и ходить строевым шагом. Все эти навыки теперь ему пригодились. Для того чтобы вы-глядеть правдоподобнее, актер отрастил себе пышные усы. Кроме того, Мартынов вспомнил, как в детстве, живя в Иванове, он разговаривал окая. Это привнесло в его образ особый колорит.

В 1972 году картина вышла на экраны и тут же завоевала сердца миллионов зрителей, превратив Андрея Мартынова в одного из самых популярных и любимых актеров. Его герой поражал своей фантастической естественностью, от него исходило такое удивительное мужское обаяние, что все женское народонаселение тут же негласно объявило его своим кумиром. В том же году картина "А зори здесь тихие" получила приз на Венецианском фестивале, а через год была номинирована на "Оскар".

В 1972 году Андрей Мартынов перешел из ТЮЗа в Московский драматический театр на Малой Бронной. Одной из самых ярких работ Мартынова на этой сцене стала роль Чичикова в постановке Анатолия Эфроса. Спектакль стал настоящим событием театральной жизни Москвы 70-х, собирая аншлаги много лет. Однако вернемся к кинематографу...

В 1973 году режиссеры Краснопольский и Усков приступили к экранизации романа Анатолия Иванова "Вечный зов", рассказывающего о династии братьев Савельевых.

На роль Кирьяна Инютина они пригласили уже ставшего известным Андрея Мартынова. Он признавался, что поначалу этот персонаж показался ему даже не второстепенным, а третьестепенным. Однако в процессе съемок все изменилось. Актер своим талантом сумел вывести Кирьяна в ряд главных героев. Многосерийная картина представляла собой своеобразную художественную хронику жизни сибиряков, на долю которых выпали три войны, революция, становление нового строя и все те драматические события, которыми так богат был прошлый век. Мартынову впервые пришлось играть героя на протяжении большого промежутка времени. На экране он прожил целую жизнь, пронеся через нее любовь к своей Анфисе (ее блистательно сыграла актриса Тамара Семина).

Полностью (19 серий - экранизация первой и второй книг романа) "Вечный зов" вышел только в 1982 году и был отмечен Государственной премией СССР. Режиссерам пришлось пожертвовать многими эпизодами и внести в картину существенные изменения. Но это ей не помешало стать необыкновенно популярной в народе. Огромную любовь зрителей вызывал персонаж Андрея Мартынова. Он даже в какой-то степени затмил первую работу актера - старшину Васкова. И не случайно впоследствии многие годы Андрея Мартынова в народе называли Кирьяном.

В 70-е годы произошли изменения и в личной жизни актера. У многих вызвала удивление его женитьба на иностранке. С немкой Франциской Андрей Мартынов познакомился на фестивале в Германии. Она окончила МГУ, свободно говорила по-русски и прекрасно знала нашу литературу. В Германии Франциска стала доктором наук, первой защитив диссертацию по творчеству Василия Макаровича Шукшина. Но в Москве Андрея ждали неприятности. Коллеги по Театру юного зрителя не смогли пережить его успеха в кино и устроили ему настоящую травлю. Мартынов не стал участвовать в интригах и просто написал заявление об уходе. А потом начал готовиться к приему супруги и новорожденного сына. "Я купил кооперативную квартиру, чем очень гордился, - вспоминает он. - Помню, родители помогли сделать первый взнос, и я вез деньги из Иванова. Прятал... в трусах! 1800 рублей - колоссальная сумма по тем временам! У меня тогда зарплата в театре была 75 рублей". Супруги прожили вместе несколько счастливых лет. Но потом все же расстались, поскольку так и не смогли определиться, в какой стране им жить. Их общий сын, Александр, окончил институт в Берлине и стал театральным художником. Все немецкие внуки и внучка Васькова и Кирьяна - Мартыновы. "Элен - Лена, Николя - Коля, Максим. Они мое самое главное достижение! Очень приятно, что наша фамилия попала в Европу", - говорит сейчас Андрей Леонидович.

С 1981 года Андрей Мартынов, став актером киностудии имени М. Горького, полностью отдал себя кинематографу. Уже в том же 1981 году он сыграл главные роли сразу в нескольких картинах: семейном фильме Александра Згуриди и Наны Клдиашвили "Крепыш", драме Николая Лырчикова "Мы жили по соседству" (Сергей), производственной драме Владимира Басова "Факты минувшего дня".

И впоследствии у Андрея Мартынова не было недостатка в предложениях. Нередко ему доводилось сниматься в военных картинах: "Здесь твой фронт", "Битва за Москву", "Секунда на подвиг", "Без права на провал". Были в его биографии фильмы и других жанров: исторические ("Царь Иван Грозный", "Гулящие люди", "Царевич Алексей"), приключенче-ские ("Внимание, всем постам!"), комедии ("Удачи вам, господа!") и другие. Тем не менее ни одна из его последующих ролей не может даже сравниться по популярности ни со старшиной Васковым, ни с Кирьяном Инютиным.

Долгое время Андрей Мартынов работал на дубляже зарубежных фильмов. Его голосом говорили Марлон Брандо в "Крестном отце" и другие мировые звезды. В последние годы Андрей Мартынов отошел от кинематографа. Живет в Москве.

Не так давно он сказал: "Я пару раз снялся в сериале - меня очень сильно попросили друзья. Трудно мне уже сниматься. Не могу долго стоять на ногах, глаза болят от света, да и нервы пошаливают. Хочешь не хочешь, а приходится заниматься своим здоровьем: вот недавно лежал в больнице. А может, это и хорошо, что мне не нужно выходить ни на сцену, ни в кадр! Заслужил свою пенсию и право просто пожить - это был мой выбор! Зато ушел, находясь на вершине. Сейчас много стариков, которые работают до гробовой доски и выходят на сцену, вызывая жалость. Не хочу им уподобляться..."

 

Юрий

Юрий Леонидович Мартынов сначала тренировался в боксе у известного тренера Василия Федоровича Кононенкова в подвале тогдашнего текстильного института. Затем их, молодых, принял великий тренер Рудольф Никифорович Алферов. Вместе с Юрием Мартыновым тогда тренировались молодые боксеры Юрий Лещев, Дмитрий Салеев, Валерий Здориков, ставшие впоследствии чемпионами. В начале 60-х в "Спартаке" и Юрий стал чемпионом СССР по боксу среди молодежи. Тогдашний председатель облспорткомитета Иван Швецов напутствовал боксеров: "Сынки, не подведите!". И они не подвели.

Тренером, в полном смысле слова, Юрий не стал, но стал на переломе 80-90-х годов (после развала всех основных спортивных обществ) на несколько лет председателем Ивановского городского спорткомитета, в том числе организатором легкоатлетических эстафет на призы газеты "Рабочий край". Кстати, он был инициатором создания общедоступных спортивных площадок во дворах областного центра. Сейчас живет на улице Велижской.

Рудольф

Рудольф Леонидович Мартынов с детства занимался спортивной ходьбой. И продолжал занятия после окончания Ивановского мединститута. Став хирургом, всегда консультировал после травм спортсменов, и не только ивановских.

Работал в уникальном лечебно-физкультурном диспансере в доме-"корабле", где тогда восстанавливали и реабилитировали ведущих атлетов, а затем продолжил эту деятельность в госпитале ветеранов войн. В 1993 году стал депутатом первого Законодательного собрания Ивановской области. Был председателем комитета по законности и местному самоуправлению от блока "Демократический выбор России - объединенные демократы", участвовал в принятии 248 областных законов, свыше 1200 постановлений Заксобрания, работал директором АО "Фармакополис". Живет в Иванове на улице Тимирязева.

...Но в целом братья оказались не очень разговорчивы. Вот такая история.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам