В соревнованиях примут участие команды девушек из России и Белоруссии
На 21 ноября в мэрию направлена 21 заявка от инициативных граждан на участие в муниципальном отборе проектов
Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
Кружевная выставка — от ивановской мастерицы

 Русская изба. Топится печка, отбрасывая красные блики. Слышно приятное постукивание. За столом сидят мастерицы и быстро перебирают пальцами - тонкие палочки с нитками проворно перескакивают с места на место, подныривая друг под друга, следуя особому маршруту, который знают только рукодельницы. Это коклюшки, ударяясь друг о дружку, издают успокаивающие звуки...

 Изысканное и утонченное

Так или почти так во второй половине 19 века работали русские мастерицы, когда кружевной промысел уже широко распространился по деревням. Однако пришло кружевоплетение из Европы в Россию еще в 17 веке и распространилось из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Там они создавали дорогое изысканное ажурное кружево для отделки одежды высшей знати.

До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей, а затем появилось шелковое и льняное. Причем со временем мастерицы стали не просто повторять европей-ские схемы, но и вносить особый колорит в свои работы, использовать новые приемы, придумывать свои узоры, свойственные отдельным местностям, таким как Вологда, Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань, Михайлов, Балахна, Орел, Елец и др. (кружевоплетение развивалось в 17 губерниях России).

В 19 веке кружевной промысел стал настолько популярен, что в 1883 году по инициативе С.А. Давыдовой даже была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные мастерицы из разных губерний. В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце Липецкой области и Михайлове Рязанской области.

 "Перевить, сплести..."

Сегодня интерес к плетению на коклюшках снова вернулся, как ко всему, что делается руками, кропотливо и с усердием. На прошлой неделе удивительная выставка открылась в Центральной городской детской библиотеке - "Зимние узоры вологодского кружева". Более пятидесяти ажурных экспонатов уютно расположились на стенах, столах и стеллажах одного из залов библиотеки. Работы эти настолько тонкие и изящные, что не верится - неужели все это создано руками человека?

Но поверить придется, равно как и удивиться, ведь автор всех этих изящных салфеток, воротничков, перчаток, палантинов и т. д. - учитель начальных классов гимназии № 3 Светлана Владимировна Шитова.

"С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться - и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево - тонкое, ажурное, с фантастическими узорами", - начала свой рассказ мастерица, обращаясь к ученикам 3 "А" класса (ее ребята пришли на открытие выставки и особый урок по мастерству).

Светлана рассказала третьеклашкам, как зародилось на Руси кружевное плетение на коклюшках, научила управляться с этими удивительными палочками, а кое-кто из школьников даже попробовал плети кружево. Один из базовых элементов "плетешок" оказался не очень сложным: "Перевить, сплести, подтянуть, перевить, сплести, подтянуть..." Петелька за петелькой - и уже видна кружевная дорожка. Но это, конечно, лишь начало. Учиться такому ремеслу нужно долго и усердно.

Светлана занимается плетением на коклюшках уже более 20 лет. В 1994 году поступила в железнодорожное училище, где была набрана группа по кружевоплетению под руководством замечательного мастера Татьяны Зайцевой, после окончания получила диплом мастера по кружеву в модной одежде, затем педагогический колледж, диплом, работа в гимназии № 3 и первая группа по кружевоплетению, куда пришли 11-летние девочки.

"Участвуя в выставках с ребятами, стала замечать, что все меньше становится участников по кружевоплетению, - говорит Светлана. - Пропадает этот вид плетения у нас в городе, жаль! А ведь техника очень интересная, учит терпению, внимательности, аккуратности, чего так не хватает сейчас современным детям. А удивительный звон коклюшек просто завораживает, хочется слушать их "пение" снова и снова".

Сейчас Светлана Владимировна не ведет занятия в кружке, но зато привлекает к этому виду рукоделия своих учеников - на перемене частенько достает подушку (нет-нет, не для сна, конечно, а для работы) и начинает плести кружево, а ребятня толпится вокруг нее, смотрит-удивляется, кто-то просит попробовать.

Валик, коклюшки и ...пластиковый тазик

Для того чтобы начать заниматься этой техникой плетения кружева, потребуется не так уж много. В первую очередь это специальная подушка-валик (у ивановской мастерицы их несколько, отличающихся по размеру - для плетения разных изделий), набитая сеном. У Светланы, кстати, до сих пор сохранилась одна из первых подушек (ей более двадцати лет). Часто подушки кладут на специальные козлы (наподобие тех, что используют для пилки бревен), но опыт показывает, что вращать на них валик не очень удобно, так что в качестве подставки используют обычный пластиковый таз. В него-то и укладывают валик.

Во-вторых, никак не обойтись без коклюшек. Чтобы начать обучение, достаточно двух пар, но более крупные изделия потребуют большего количества палочек (24 пары - стандартный набор). К сожалению, купить их просто так в магазине не получится - не продают. Обычно их заказывают у тех, кто работает с деревом, например в фирме по изготовлению дверей. Правда, некоторым мастерам приходится долго объяснять, что это такое: для многих "коклюшки" - слово непонятное. У Светланы уже есть свой мастер, который знает, что, как и из чего нужно делать. Коклюшки изготавливают из разных пород деревьев (кстати, они и "поют" по-разному - клен, например, более звонко, а береза поглуше) и разной длины (14-17 см), но строение у них всегда стандартное: головка, шейка (на нее наматывается нитка) и ручка.

В-третьих, для плетения кружева необходим сколок - технический рисунок, нанесенный на плотную бумагу. Кроме основных линий будущего кружева, на сколке отмечены и точки, куда потом при работе вертикально втыкаются булавки. Сколок закрепляют на подушечке-валике, но чтобы он "жил" подольше, ведь достать его не так просто (а в прежние времена сколки вообще ценились на вес золота и тщательно прятались), под него подкладывают газетку, кальку или тонкую ткань.

Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка. Так что булавок (речь идет о швейных булавках-гвоздиках) потребуется очень много. Нитки для работы можно брать разные (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные и капроновые), однако учиться Светлана рекомендует все-таки на толстых хлопчатобумажных, например, ирисе.

В принципе в плетении на коклюшках используется не так уж много базовых элементов и приемов (плетешок, насновка, отвивная петелька, сетка, скань), но с их помощью можно создать уникальные вещи, подобно тому, как в музыке с помощью семи нот рождаются ноктюрн, соната или симфония...

Однако стоп! Всех секретов мы раскрывать не будем - у вас есть возможность посмотреть работы Светланы Шитовой и ее воспитанников на выставке (она продлится до 25 января) и там получить ответы на появившиеся у вас вопросы.

***

Исторически сложились три основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей (для него требуется всего несколько пар коклюшек). Парное и многопарное кружево выполняется по сколку (это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар). Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.

***

"Плести кружева очень нравилось - необычно, нежно, воздушно! - рассказывает мастерица. - На момент поступления в колледж я уже имела большой опыт по рукоделию благодаря маме Надежде Валентиновне Калугиной и моему первому педагогу Ирине Константиновне Калашниковой (вязание крючком, спицами, бисероплетение, ковроткачество, макраме, картины из соломки, рисование), однако с коклюшечным кружевом ничего не могло сравниться!" 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Самое щедрое дарение в истории музея

Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

Жизнь на ладошке

Сейчас выхаживают крох, родившихся даже на 22-й

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам