20 лет назад от нас ушел известный зодчий Аркадий Толстопятов

20 лет назад после похорон архитектора Аркадия Ивановича Толстопятова в столовой на углу улиц Марии Рябининой и Советской прошли поминки по нему.

...И ЕГО ДОМ ПЕЧАТИ

Когда мы вышли на улицу, в глаза бросились два здания, построенные по проектам отца, - Дом печати (здание редакции газеты "Рабочий край") и Музей первого Совета. Дом, в котором наша семья жила с 1957 по 1970 год, - тоже его проект - находился рядом, на улице 10 Августа. Потом мы прошли пешком по Советской до площади Пушкина, а еще дальше - по проспекту Ленина до Дворца текстильщиков. По дороге нам встречались работы отца: партийный архив на ул. Ноздрина, мосты через Уводь -подвесной и на площади Пушкина, памятники Фрунзе и Ленину, бывший райком КПСС на Батурина, "Дворянское гнездо" на Демидова, госпиталь ветеранов войн... Было ощущение, что его творения прощаются с ушедшим автором.

...Вспомнились его скупые рассказы. Полученная в детстве неизлечимая болезнь - бруцеллез. Арест и расстрел в 1937 году отца: наш дед Иван Александрович Толстопятов в это время занимал шесть крупных должностей в советском правительстве, одна из них - член ЦИК Таджикской ССР, гарантирующая неприкосновенность. Не помогло. В расстрельном списке "Наркомы, зам. наркомов и ответственные работники наркоматов" из 149 человек под номером 125 стоит фамилия И.А. Толстопятова. На документе резолюция "За" с двумя подписями - Сталина и Молотова. С юношеской мечтой стать авиаконструктором сыну номера 125 пришлось расстаться - детей репрессированных к стратегическим специальностям не допускали.

АРЕСТ, "ШАРАШКА" ...ИВАНОВО

Аркадий поступил в Московский архитектурный институт, во время войны эвакуированный в Ташкент. Здесь и произошла роковая встреча со студенткой МАРХИ Мирой Уборевич, Светой Тухачев-ской, Петей Якиром - детьми расстрелянных в 1937 году командармов Красной армии. О чем говорили молодые люди? Догадываюсь. Самый юный из них - Петя Якир обратился к бывшему другу своего отца А.З. Мехлису (одна из самых зловещих фигур сталинской эпохи) с просьбой помочь ему попасть на фронт. В результате вся компания была осуждена и отправилась отбывать наказания в разные лагеря.

Аркадию Толстопятову повезло - он оказался в шарашке под Москвой. Именно там студент четвертого курса МАРХИ стал архитектором. Первые реализованные проекты были выполнены зэком Толсто- пятовым. Освобождение в 1949 году было безрадост- ным. Несмотря на то, что страна, разрушенная войной, нуждалась в архитекторах, работу найти не удавалось. Многие из однокурсников Аркадия за пять лет стали начальниками проектных мастерских. Он приходил к ним, его кормили, поили водкой, оставляли ночевать, но на работу не брали. Боялись - не без оснований. Не испугался ивановский архитектор Г.К. Ливанов, рассмотревший талантливого и перспективного работника. Так он оказался в Иванове. Проблема с работой была решена, проблема с завершением образования стала еще острее: тогда в СССР существовал иезуитский закон, запрещавший восстанавливать студентов, если перерыв в учебе был больше пяти лет. Незаконченное образование не позволяло специалисту занимать должность выше руководителя проектов. Хотя талант, знания, работоспособность, опыт давали основания претендовать на более высокое положение. Зато молодому архитектору повезло в том, что первым секретарем Иванов-ского обкома КПСС стал Иван Васильевич Капитонов. Этот хозяин области в полной мере оценил возможности Толстопятова.

"Я - первая фигура в области, а ты - вторая", - говорил он мастеру. Такая оценка давалась дорогой ценой. Утверждение каждого проекта вызывало массу замечаний и предложений. Отец приходил вечером усталый и взвинченный, варил трехлитровую кастрюлю крепкого кофе и за ночь делал фактически второй проект "по Капитонову". Утром оба варианта снова обсуждались и, как правило, принимался все-таки проект архитектора, а не партийного руководителя. "Дадим слово профессионалу" - подытоживал начальник области.

ДВЕ ЭПОХИ - СНУРИЛОВА И ТОЛСТОПЯТОВА

Комфортно работалось отцу и со сменившим Капитонова А. Н. Смирновым, имя которого сейчас носит одна из улиц областного центра. Следующий же хозяин области - В.Г. Клюев был руководителем куда более жесткого типа. Тем не менее к архитектору не раз приезжали посланцы персека. Ему заказали проекты загородной резиденции в Ломах, Музея первого Совета. За два года Аркадий Иванович довел до завершения работы по госпиталю, участвовал в конкурсе на создание музея в Палехе. Проекты Толстопятова осуществлены в десятках городов России. Писавший об ивановских архитекторах журналист B.C. Бяковский говорил мне: "В ивановской архитектуре было две эпохи - Снурилова до революции и Толстопятова в советское время".

Далеко не все задуманное удалось осуществить. Не было спроектировано здание аэропорта, не реализована, как говорил отец, его лебединая песня - комплекс административных зданий, в которых должно было работать все областное и городское партийное, советское и хозяйственное руководство.

...Неосуществленные замыслы, необходимость пробивать и отстаивать любой проект, отсутствие диплома об образовании, клеймо репрессированного, подорванное здоровье привели к тому, что отец ушел с работы за три года до пенсии. Он прожил, тяжело болея, еще двадцать лет. И все это время на вопрос: "Чего ты хочешь?" отвечал: "Работать". А сил уже не было. Память о нем застыла в домах, мостах, памятниках на улицах Иванова, Костромы, Рязани, Калуги, Шуи, Кинешмы...

Андрей ТОЛСТОПЯТОВ, сын архитектора А. И. Толстопятова

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам