О Великой Отечественной войне вспоминает ее участник, полковник Николай Петрович Тимофеев

Вы хотели узнать о Великой Отечественной войне больше, чем написано в учебниках, от ее еще живущего участника. У каждого была своя война. Это могла быть военная или гражданская служба в действующей армии, это мог быть трудовой фронт или пребывание на оккупированной немцами территории. Я рассказываю о своем личном пути в дни Великой Отечественной.

В 1941 году мне было пятнадцать лет. Через три дня после вероломного нападения фашистов из нашей станицы ушел на фронт кавалерийский полк. Уже с июля я почти три месяца трудился в прифронтовой полосе на строительстве линии обороны, там же испытал первые бомбежки и обстрелы. После того, как немцев остановили между Таганрогом и Ростовом-на-Дону, нас возвратили домой, я вернулся в школу и продолжал учиться в 10 классе. В выходные дни мы чистили от снега железнодорожные пути, на складе полевого аэродрома занимались сортировкой авиабомб, помогали строить разъезд на железной дороге. Кроме этого, мы освоили профессию помощника комбайнера.

В мае 1942 года после окончания средней школы я был сразу направлен на работу на местную Пролетарскую МТС, некоторое время убирал на комбайне хлеб. Потом нашу тракторную бригаду эвакуировали на восток, в калмыцкие степи. Перед эвакуацией с мостика своего комбайна видел отступление отдельных групп красноармейцев, шедших в направлении Волги, среди них было много раненых. Немцы настигли нас уже довольно далеко, за Элистой. По занятой немцами территории мы возвратились в свой колхоз со всем имуществом тракторной бригады. Все, что удалось спасти, спрятали в ямах до лучших времен. По степи добрался к дяде в родной хутор Донецкий Зимовниковского района Ростовской области. Там оставался до освобождения, видел немецкие и румынские войска, проходившие через наш хутор в направлении Сталинграда в октябре 1942 года, а в ноябре -отступавших румын, бросивших фронт немцев. Рассказывать о жизни на оккупированной территории не буду.

Советские войска пришли в наш хутор I января 1943 года. Накануне, 20 декабря 1942-го, мне исполнилось семнадцать лет, и через два месяца, в феврале, меня призвали в армию. Сразу же попал в 178-й запасный стрелковый полк Южного фронта, стоявший в селе Кагальник на левом берегу Дона напротив Ростова-на-Дону. Короткая подготовка. С маршевой ротой пешим порядком вышли на фронт для пополнения личным составом фронтовых частей, потерявших в боях много людей. Прибыли и были зачислены в состав 742-го фронтового отдельного минно-саперного батальона.

На фронте в составе действующей армии я был до 3 августа 1943 года. Потом батальон отозвали и разместили в Московской области, недалеко от станции Столбовой города Подольска, в лесу в землянках. 742-й ОМСБ переименовали в 93-й отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон 19-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Я был назначен командиром отделения.

В конце октября 1943 года был командирован на учебу в Московское Краснознаменное военно-инженерное училище. С этим активная часть войны для меня окончилась. Из училища мне удалось связаться с родителями. Я узнал, что мама и папа бежали от немцев из станицы Пролетарской в город Сальск и жили там все время оккупации. Там же, в Сальске, мама подобрала очень молодого раненого красноармейца, укрывала его все время оккупации, лечила и кормила, а после освобождения передала в военкомат. Имя этого солдата - Пожидаев Михаил Ф. Маме он писал, сохранилось его последнее письмо от 28 апреля 1944 года - полевая почта, войсковая часть № 29691 -Б. Больше писем от него не было.

В составе училища мне посчастливилось участвовать в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Да, я не был в числе солдат, вступивших в Берлин, но я не был и вне войны, отслужив в боевых частях положенное время. Училище окончил 1 августа 1946 гола и был распределен Воздушно-десантные войска. В связи с большим сокращением войск был переведен в Иваново, в инженерно-дорожный батальон Московского военного округа. В 1957 году батальон был расформирован, а офицерский состав, в том числе и я, уволен в запас. Началась другая, гражданская жизнь.

Работал, учился, окончил Саратовский автодорожный институт. В июне 1969 года по представлению Ивановского обкома КПСС был назначен начальником областного отдела ГАИ. В этой должности проработал до сентября 1974 года.

Очень хорошо написал о войне фронтовой поэт Семен Ботвинник: «Отечественная война» - ученый труд, четыре тома... Уже ни пламени, ни грома: таблицы, сводки, имена. А ты была для нас, война, не просто «Битвой под Москвою» - бойцом с пробитой головою в ночном лесу у полотна; не просто «Битвой у Днепра», - одна пылает в сердце хата, одна - я помню -медсестра чужими танками распята... Война была для нас тогда не тонким замыслом стратега, - хрипела смертная беда, скрипела беженцев телега... Где в этих книгах смена лиц, и смертный стон, и возглас: «Мама!». Прямые столбики таблиц, косой штриховкой - диаграмма...»

Поэт заканчивает вопросом: «Как соотнести между собой все грандиозное событие «война», с одной стороны, и ежедневные военные события каждого отдельного солдата, офицера, генерала?». Я видел многое из перечисленного в стихах, испытал это и пережил в днишойны.

Слава и почет героям: солдатам, сержантам, офицерам, генералам, маршалам, вступившим в Берлин и водрузившим Знамя Победы над Рейхстагом. Слава победителям, судившим фашистских идеологов и военных преступников. Но в дни празднования Победы нельзя не помнить о том, что путь к ней был устлан телами наших солдат, погибших в битвах с гитлеровскими войсками.

Они приближали Победу не «как могли», а с яростью, ненавистью к врагу, не щадя сил и собственной жизни. И для них, как пишет поэт, сражения были не просто «Битвой под Москвою», а радостью победы, пониманием, чего она стоила, и горечью за тех, кто полег за нее. Они прекрасно знали, что впереди еще не одна битва.

Этот день пропах не только порохом, но и дымом пожарищ, сгоревших танков и самолетов, потом тружеников, растивших для солдат хлеб, делавших оружие и технику, добывавших нефть для боевых моторов.

Пахнет он и слезами. Много их пролили женщины: матери, жены, сестры во дни жестоких боев, когда ежедневно погибал кто-то из отцов, мужей, сыновей, братьев, когда фашисты массово казнили мирных людей. Но 9 мая 1945 года горькие слезы потерь сливались со слезами восторга. Мы победили! Враг разбит! Победа - наша!

Сегодня нам никак нельзя допустить, чтобы подвиг народа порос травой забвения, чтобы кто-то преуменьшил роль нашей страны в деле победы над фашизмом. Память об этой войне должна жить в сердцах живых.

Благодарим за помощь в подготовке материала Ивановскую городскую ветеранскую организацию и лично Т.Н. Боброву.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам