Космос Бальмонта глазами поэтов и... астрономов
Лето наконец-то стало летом. И штормовые предупреждения, которыми нас то и дело пугают синоптики, тому не помеха. Может, потому еще, что греет нас не только светило, но и стихи Константина Бальмонта. Напомним, что «вечный источник всего живого» наш знаменитый земляк воспел в книге «Будем как солнце», сотканной словно бы из лучей. Такое же название носит и литературная премия имени Бальмонта, которую вручат 14 июня.
Перелистнем страницы
Программа торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения Константина Бальмонта, началась еще на прошлой неделе. А 14 июня в полдень откроют двери Белого зала Музея Бурылина. Здесь будут чествовать лауреатов литературной премии имени Константина Бальмонта «Будем как солнце». Вместе с ней первые лица региона вручат поощрения за вклад в изучение и популяризацию наследия нашего земляка. А прекрасным украшением праздника в музее станет литературно-музыкальная программа филармонии «Я стозвучные песни пою...». Приятным сюрпризом станет и церемония спецгашения почтового конверта, впущенного к юбилею. А 15 июня, в день рождения Константина Бальмонта, участников юбилейных торжеств ждут на его малой родине.
Постоим под вековыми липами
Специальную экскурсию организуют по Шуе, в которой поэт учился. Возложат цветы и к родовому захоронению Бальмонтов в селе Якиманка и памятному знаку в родной для Константина Дмитриевича деревне Гумнищи.
От дома, в котором родился поэт, увы, ничего не осталось. Но «поэтическая поляна» у вековых лип, оставшихся со времен Бальмонтов, тянет к себе как магнитом почитателей творчества нашего знаменитого земляка. И его потомков. Недавно здесь устроили костюмированное чаепитие сотрудники областной библиотеки для детей и юношества, в которой трудится внучатая племянница Константина Бальмонта Людмила Морозова. Ее прадед Александр Дмитриевич приходился родным братом поэту. Ему же и досталось от отца имение в Гумнищах. Правда, ненадолго. После революции его отняли, поставив владельцу в вину привлечение нанятых работников.
Деревянный двухэтажный родовой дом Дмитрий Бальмонт строил в середине девятнадцатого века. Как вспоминала племянница поэта В. А. Шемянова-Бальмонт, «этот дом был выстроен Дмитрием Константиновичем, когда он был совсем еще молодым, по плану доморощенного архитектора Нилыча с антресолями, предназначавшимися для «барышень» - теток поэта, а потом здесь жил и он сам. Дом состоял из двенадцати комнат, с девичьими, лакейской и буфетной - маленькой комнаткой с большим буфетом и маленьким окошечком для подачи кушаний. Так за ним потом и сохранилось название Большого дома, в отличие от флигеля, в котором в последние годы жил Дмитрий Константинович...».
Одной стороной дом выходил на двор с лужайкой. Другой - на большой пруд и простирающиеся за ним поля. Главным же своим фасадом дом с террасой выходил на новый сад. На этой террасе любила проводить время бабушка поэта. Надо сказать, что имение окружали два сада. Один из них назывался Старый, или Большой. Поэт вспоминал, что названия придумали дети: «Большой сад - название пышное и не вполне верное. Это была лишь крестообразная липовая аллея, с круглой лужайкой посередине и соразмерно расположенными четырьмя дерновыми скамейками. Ограды в этой части сада не было с трех сторон. Одна сторона была защищена кустами рябины и развесистым деревом черемухи; другая выходила на луг, смежный с господским полем; третья лишь канавой была отделена от крестьянского поля; на четвертой примыкавшей забором к плодовому и цветочному саду, была беседка из акации, и эта сторона упиралась, кроме того, в здание стены построек, расположенных рядом, - амбар, погреб, другой амбар, каретный сарай, конюшня».
Выйдем на волшебную поляну
Больше двадцати лет назад эту территорию исследовали сотрудники Плесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и доказали, что сохранившийся усадебный парк несет в себе следы планировки восемнадцатого века. Ее можно назвать болотниковской, ведь усадьбой владели тогда дворяне Болотниковы. А вот новая часть парка - бальмонтовская - засажена деревьями мамой поэта Верой Николаевной. Но от этого уголка, к сожалению, мало что осталось.
И все-таки в Гумнищах многое напоминает Бальмонта. Он видел то же цветение, любовался тем же прудом. И стихи его звучат тут по-особенному. В канун дня рождения классика их читала в Гумнищах художественный руководитель театра книги «Корноватка» Ольга Шишкина. А вчера она вместе с коллегами представила литературно-музыкальную композицию «Фейные сказки» в Музее детской книги в доме на Крутицкой.
Увидим перстень поэта
В пятницу торжества начнутся в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта, где откроют выставки «И отчий манит дом» и «Я поэт и был поэт». Шуянам и гостям города на Тезе впервые покажут серебряный перстень, принадлежавший поэту, а также прижизненные издания: «Египетские сказки», «Край Озириса», «Белые зарницы» (это дар А. Аутина, внука Бальмонта). А вечером на «бальмонтовском костре» в городском парке прозвучат выступления поэтов и бардов. По заведенной традиции в музее проведут Бальмонтовские чтения и научно-практическую конференцию «Космос Бальмонта: миры и люди», на которую из Москвы приедет внучатая племянница К. Бальмонта Т.В. Петрова-Бальмонт. А в субботу Шуя встретит еще Межрегиональный фестиваль-конкурс «Планета Константин Бальмонт». Кстати, планета Бальмонт не только красивый образ, но и реальное небесное тело в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.
И отыщем планету Бальмонт
В каталоге малых планет за номером 5315 значится Бальмонт. Открыла ее почетный гражданин Шуи Людмила Черных, прославившаяся в мире по числу открытых небесных тел. Среди женщин-астрономов немного найдется ей равных. Открыла она Бальмонта (не для поэзии, а для астрономов) вместе с Цветаевым (планета в честь отца поэтессы получила номер 8332), Мазуровой («бабушка Иночкина» отмечена номером 10671).
«Еще одну малую планету Людмила Ивановна назвала в честь юной родниковской поэтессы, несколько лет тому назад трагически погибшей, - Елены Рощиной», - сообщает городской портал Шуи. В честь города, к слову, одну планету землячка тоже назвала. Случилось это тридцать пять лет назад. Вот как Людмила Ивановна описывала это время: «Малая планета Шуя была найдена на фотографических снимках, полученных в Крыму с помощью двойного телескопа 16 сентября 1982 года... Через 14 лет она была занесена в каталог планет с надежно определенными орбитальными элементами под номером 4196, а ее первооткрыватель получил право предложить для нее имя - Шуя. Это название утвердил Международный планетный центр. Малая планета Шуя в поперечнике около 25 километров и находится примерно в 4 раза дальше от Солнца, чем Земля. Она движется вокруг Солнца почти по круговой орбите и описывает полный оборот за 7 лет и 8 месяцев». Силами всемирно известного шуйского астронома малые планеты получили имена Рига, Новороссийск, Одесса, Байконур, Херсон, Артек.
Внук классика готовил корабль для Гагарина
Прямое отношение к теме космоса имеет и родня Бальмонта. Внучатый племянник поэта Борис Владимирович, сохранивший родовую фамилию, руководил в советские годы ракетно-космической отраслью. А за строительство ракет и космического корабля для Юрия Гагарина (его именем Людмила Черных тоже назвала одну из малых планет) Борис и завод, который он возглавлял, получили орден Ленина. На старте космической эры потомок Бальмонта принимал участие в разработке отечественных ракет, а занимал руководящие посты в Министерстве общего машиностроения и возглавлял Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности.
Любовь и Леонид КИЯШКО
Фото Любовь КИЯШКО