БАННЕР
Людмила Павловская
Артхаус все активнее «прописывается» и в мультипликации

Это стало понятно после просмотра анимационной программы «Альтернативная прогулка» (ее представляли на третий день фестиваля). 

Некоторые мультфильмы так и остались для меня странными историями, в которых ничего не ясно, странно и в чем-то даже страшно.  Самыми понятными и хорошо воспринимаемыми оказались анимационный фильм «Два трамвая» по Мандельштаму, лирически-ироничная история «Джонни-Бони-Бо» (советую посмотреть) и «Волчья ресница». «Альтернативная прогулка» и «Смолы лип» - полное погружение в параллельную реальность, где живут странные существа. Мультфильм «9 способов нарисовать человека» вообще вызвал головную боль: перед глазами быстро мелькали картинки, коллажи и странные образы постоянно сменяли другу друга.

А вот ретроспектива Дмитрия Геллера принесла совершенно другое настроение, эмоции и мысли. Да и разговор после просмотра мультфильмов получился доверительным и приятным. Вот несколько реплик аниматора о своих работах.

О мультфильме «Привет из Кисловодска»:

- Это мой самый первый фильм, дипломная работа. Почему именно Кисловодск? По сути, это просто символ того, когда в 30-е годы люди стали ездить на курорты. Кисловодск был самым курортным местом, это символ отпуска и счастья.

- Часть фотографий, которые появляются в мультфильме, взята из моего семейного альбома и моих друзей. Однако большое количество снимков досталась мне совершенно случайно. Когда мы стали делать фильм, друзья рассказали, что в одном из домов на Арбате (там раньше жили военачальники, а в девяностых обитали художники) были найдены альбомы со старинными фото. Один из них мне и подарили.

О мультфильме «Мужчина встречает женщину»:

- Этот фильм базируется на городском романсе. Там есть похожий сюжет про то, как мужчина встречает женщину, на деревянном протезе которой вырезана картинка, которую он когда-то в детстве вырезал на дереве. История романса почти бессюжетная, но этот факт мы взяли для фильма. Кстати, песню эту исполняет ваш земляк  Аркадий Северный.

Это был самый сложный фильм, мы долго к нему готовились, наработали много материала (еще и потому, что он очень большой по объему - 18 минут). Делая этот мультфильм, мы вдохновлялись американскими фильмами нуар. Причем, не такими известными, как, например, «Мальтийский сокол», а совсем дешевыми, бульварными.

Нуарные фильмы – это особое кино. В 30-е годы стали делать низкобюджетное кино, и, поскольку не было дорогих павильонов, оно снималось на улице. Выразительность изображения искалась там же: переулки, заводы, заборы, косой свет, положительных героев нет, все какие-то негодяи…

Влияние кинематографа очень видно в мультфильме - там использовано много приемов, которые обычно применяют в игровом кино (как стоит камера или выстроена композиция в кадре).

О мультфильме «Рыбы, пловцы, корабли»:

- В мультфильме звучит стихотворение Поля Элюара (мы перевели его на китайский язык). В течение всего фильма оно выдается по строчке, а конце читается полностью.. Меня часто спрашивают по поводу субтитров – почему их нет? На мой взгляд, в анимации они в принципе очень опасны, потому что человек начинает читать и перестает смотреть. А во-вторых, я не стал делать субтитры и оставил просто звучащий текст, чтобы он воспринимался как музыка. Тут даже не важен смысл текста, важно звучание, ритм. А иначе пропадает переживание, нарушается восприятие.

О мультфильме «Я видел, как мыши кота хоронили»:

- Пока я делал этот мультфильм, (Дмитрий Геллер уже несколько лет участвует в особом проекте – его приглашают в Китай, где он создает анимационные фильмы совместно с китайскими студентами. – Прим. авт.)  меня все время спрашивали: «Мыши ведь не похоронят кота?» Я очень удивлялся этом вопросу. В итоге, когда фильм получил признание, и из Китая мне прислали текст про это, я закинул его в «переводчик» в интернете. И все вроде бы по делу, только вот название мультфильма звучало так: «Я видел, как Джери Тома хоронил»…. Оказалось, что кот по-китайски звучит как мао. Все мы прекрасно знаем, как звали лидера этой страны, и название «Я видел, как мыши мао хоронили» там появиться просто не могло.

Самые читаемые статьи

Светлана Григорьева

Наказать нельзя перевоспитать

Как изменилась система УФСИН за последние десятилетия?

Ольга Смирнова

По горячим следам

19 октября – День образования службы криминалистики

Ольга Смирнова

Все, что нам нужно - это «4Love»

О четверке не из Ливерпуля, а из Русского Манчестера

Юлия Малинина

«Главное лекарство - это врач!»

Ивановский госпиталь ветеранов войн: травматология-ортопедия, реабилитация портреты пациентов