БАННЕР
Анна Кораблева
Завтра в Иванове завершается петчворк-фестиваль

Начало девяностых годов часто вспоминают как время беспросветное. Когда летели в пропасть и великая держава, и привычный уклад, когда не было денег, электричества, работы, многие женщины обратились к рукоделию - просто чтобы отвлечься, чем-то занять руки и голову, найти опору в созидательном труде. Именно тогда в Иванове стали появляться клубы лоскутного шитья, а вслед за ними родился и фестиваль «Лоскутная мозаика России»…

Сегодня этот всероссийский биеннале собрал мастериц со всей страны в одиннадцатый раз. И снова главные музейные площадки региона расцвели изысканной пестротой панно и одеял, выполненных в различных техниках петчворка, а сами лоскутницы потянулись на выставки - за вдохновением, общением, новыми знаниями.

«В 1997 году, когда мы решили сделать этот фестиваль, у нас не было денег, но был огромный энтузиазм, - рассказывает заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного российского дома народного творчества, автор идеи фестиваля, член жюри конкурса Юлия Борисовна Иванова. - Мы создавали «Лоскутную мозаику» при огромной поддержке Ивановского областного центра культуры и творчества и лично Софьи Исааковны Федосеевой и Юрия Прокофьевича Беккера. А название фестиваля - это квинтэссенция нашей идеи показать разнообразие лоскутного шитья в России.

В первый год нашей задачей было посмотреть, кто вообще работает с таким материалом, в каких техниках. Принимали всех, и уровень работ был очень разным, от высокопрофессиональных до самодеятельных. Мы предоставляли нашим участникам абсолютную свободу, не ограничивали их ни в теме, ни в размере, ни в технике. Это правило мы сохранили до сих пор, и это оказалось верным решением: многие фестивали, которые открылись уже после нас, задавали определенную тему, но это всегда как-то обедняло набор конкурсных работ».

 

Заявки на победу

В этом году и жюри, и зрители, и участники отмечают высокий уровень конкурсных работ. Все авторы прекрасно владеют техниками, кроме того, каждая работа прошла серьезный отбор. Надо отметить, что во время работы выставочного комитета под председательством заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Ирины Трофимовой (г. Москва) мастера получали консультации и рекомендации, всегда очень деликатные. В конкурсе, который называется «Искусство современного шитья», участвуют только авторские работы, выполненные не по схемам, а созданные исключительно творчеством мастера.

В итоге на фестиваль попали почти 450 работ (на сто больше, чем в прошлый раз), выполненных более чем 250 мастерами лоскутного шитья со всей России. Среди привезенных в текстильную столицу работ - панно, одеяла, подушки, сумки, жилеты, аксессуары и прочие предметы быта.

Жюри приступило к своей нелегкой задаче - определить, кто же станет лучшим, - еще до открытия фестиваля. Надо сказать, что «Лоскутную мозаику» отличает высокопрофессиональный подход ко всему, в том числе и к судейству. Кроме уже названных Ирины Трофимовой и Юлии Ивановой в жюри вошли ведущий специалист Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Марина Блюмин; специалист по изобразительному и декоративно-прикладному искусству ГРДНТ Лидия Семенова; заведующая кафедрой текстильного дизайна Ивановского политехнического университета, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин г. Иванова Наталья Мизонова; художник, народный мастер Ивановской области, обладатель Гран-при I и II всероссийских фестивалей «Лоскутная мозаика России», дипломант премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства Ирина Короткова. Возглавляет судейскую коллегию заведующая отделом Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член Союза художников России Наталья Калашникова.

«Лоскутная мозаика» открывалась 9 июня, и в этот день, собирая пресс-конференцию в художественном музее, на фоне красочных панно, организаторы фестиваля уже знали, кто из мастеров станет призерами и лауреатами. Но интрига все еще сохраняется - имена победителей будут озвучены только завтра на церемонии закрытия.

 

Наш вклад в искусство

Участниками фестиваля становились художники и мастера, студии, клубы, детские коллективы, художники мастерских и предприятий вне зависимости от возраста и наличия художественного образования. В разные годы в «Русский Манчестер» приезжали мастерицы из Якутии и Калининграда, Архангельска и Краснодара, были даже конкурсанты из-за рубежа (в последних фестивалях они заявляются как гости, не вступая в борьбу за награды). И, конечно, каждый раз на «Лоскутной мозаике» не оставалось незамеченным творчество ивановских мастериц.

 Как отметила на открытии фестиваля Юлия Иванова, ивановские лоскутницы отличаются от рукодельниц других регионов необычайной тягой к поиску и умением вновь и вновь «прыгать выше головы». И действительно, не было фестиваля, на котором бы ивановские мастерицы не получали высоких наград. Лоскутницы ивановского региона - то лауреаты, то обладатели специальных призов, то обладатели Гран-при.

В 2007 году обладателем Гран-при фестиваля стал ивановский клуб «Русский стиль». На нынешнем фестивале клуб представил два панно. Одно - «Энергия контраста», его можно было увидеть в художественном музее. «Колорит - это половина успеха работы, - говорит руководитель клуба Любовь Степанова. - С помощью цвета можно вложить в панно определенную энергию. Здесь мы взяли черный, белый и красный - цвет молодости и здоровья. Но нам была интересна и новая для наших мастериц технология - шитье по кальке. Мы сшивали полоски всего в сантиметр шириной, много раз переделывали. Это панно стало для нас тестом на мастерство».

Другая работа клуба - панно «Через наше село летело помело». На его создание мастериц вдохновили белорусские потешки из детской книжки. Выполненное полностью из ивановских тканей, это панно интересно по композиции и колориту, в нем преобладают золотистые, оливковые, желтовато-коричневые тона, из открытых цветов - только красный. Главный персонаж - задорный человечек в колпаке, оседлавший козла в попоне. Такие образы свойственны народной ярмарочной культуре. «Работа сложна еще и по технике исполнения. Она собрана из небольших кусочков, здесь много мелкой аппликации, ручной стежки», - рассказывает Любовь Степанова. А посвятить свое новое творение мастерицы решили памяти подруги, Галины Куприяновой. Тихая, спокойная женщина, отдавшая клубу немало лет, она вложила в это панно очень много труда, но увидеть его завершенным не успела…

Еще один постоянный участник фестиваля, клуб «Русский стиль», тоже был обладателем Гран-при - и тоже в 2007 году: тогда жюри вручило сразу две высшие награды. Панно-победитель «Гармония в красном» до сих пор вызывает восхищение зрителей и профессионалов. На фестиваль-2017 клуб представил девять работ, в том числе - «Песнь Параскевы», выполненную творческой группой Татьяны Сафоновой. Панно можно было увидеть в выставочном зале Дома художника. «В старину женщины, занимаясь рукоделием, пели или разговаривали с подружками, - рассказывает руководитель клуба Марина Тулупова. - В центре композиции - фигура девушки с прялкой. Панно своеобразной формы, неклассической, выполненное в традиционных русских цветах: темно-синем, темно-красном и молочно-белом. Здесь много мелких деталей и ручной вышивки». По мнению Марины Тулуповой, работы ивановских лоскутниц отличает тяготение к русскому стилю: это, как правило, аппликация, какая-то лоскутная техника, но никогда не арт-текстиль.

И, наконец, третий ивановский коллектив, творческая группа «Сентябрь», показала на фестивале пять разноплановых панно. Во-первых, это «космический» триптих, который ивановцы могли увидеть этой весной на выставке в областном центре культуры и творчества. Во-вторых, панно «Яхонт. Этнографический этюд», созданное на основе русской народной вышивки. И, наконец, панно «Нанайские мотивы». Эта работа, вдохновленная декоративно-прикладным искусством нанайцев, получилась такой органичной, что сотрудники художественного музея, готовя экспозиции, поместили его в один зал с творениями якутских лоскутниц.

«Воплощать национальные орнаменты безумно интересно, - говорит руководитель творческой группы Лариса Денисова. - Возвращение к корням, традициям не означает, что нужно скопировать их один в один. Наша задача - понять суть, оттолкнуться от нее и сделать свое».

 

Продолжение следует

Каждый новый фестиваль показывает, как развивается петчворк в России. По итогам выходит каталог работ-победителей, который фактически стал учебником по истории отечественного лоскутного шитья. «Жизнь движется вперед, на фестивале очень мало работ, выполненных просто руками. Среди создателей таких произведений Светлана Федоровна Богданова из Великого Новгорода, представившая текстильные аксессуары. Алла Яковлевна Снеговская, известная своими ковриками-кругляшами, на этот раз порадовала пестрыми шторами для кухни, - говорит член жюри Юлия Иванова. - Сохранение традиций - это самое ценное. При этом сделать что-то новое очень сложно. Однако сейчас очень много современных материалов, предлагаемых текстильной хобби-промышленностью, и часто сам материал вдохновляет на создание той или иной работы. Развивается стежка как ручная, так и машинная, появляется новое оборудование. Мастера внимательно изучают историю текстиля, участвуют в фестивалях, и это дает новые знания. На фестивалях можно увидеть и дань памяти нашим бабушкам, и стремление к авангардным решениям. И сегодня мы говорим о глубинном развитии искусства современного шитья».

Завтра в парке культуры и отдыха им. В.Я. Степанова состоится закрытие XI Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России». Однако финальный аккорд этой симфонии мастерства прозвучит в сентябре, когда в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на улице Делегатской откроется итоговая выставка лучших работ «Лоскутной мозаики - 2017».

Самые читаемые статьи

Леонид Кияшко

Неурожай ячменя списали на журавля?

О птице из Красной книги региона и новом ее издании

Леонид Кияшко

Картофель из текстильного края

Жители Ивановской области, сами голодая, снабжали в годы Великой Отечественной войны не только Красную армию, но и Москву, и Ленинград

Редакция РК

Советы от КонсультантПлюс

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ?

Юлия Малинина

Здравствуйте, Нина Сергеевна!

...И в 95 лет бывают секреты молодости