Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
За мужем и женой всегда стоят родственники, близкие, односельчане

«Я сразу узнал горы. Но они подзабыли меня, неблагодарного, что я когда-то покинул их... Я стараюсь войти в доверие, но это выглядит настолько наивно и смешно. Я знаю - горы примут и простят... Но когда?»…

«Сны дома цветные... С преобладанием синевы неба. Небо кажется здесь глубоким в высоту морем. Летать по небу или плыть по морю - выбирает каждый сам»…

«И луна в горах больше чем луна: и одинокий пастух в далеком стойбище, и дервиш-пилигрим в пути, и смертельно больной в постели, и пылкие влюбленные  -  каждый читает в луне свой личный код».

Кажется, что в этих строках можно почувствовать все - любовь к родным местам и людям, что живут там, гордость за многовековые традиции, счастье от  переполняющего чувства сопричастности к чему-то огромному и масштабному… И сразу становится понятно, что тот, кто написал эти дивные строки, обязательно должен обладать крепостью духа, уважительным отношением к семейным традициям и родовым корням…

…Всеволод КУРБАНОВ – человек в нашем городе известный, юрист, член общественного совета при главе города, сопредседатель Дагестанского культурно-делового центра «Каспий». Однако мы попросили его поговорить с нами совсем на другую тему. Семейную.

Семья – это государство в миниатюре, по укладу жизни того или иного народа можно судить о нации в целом, о ее ценностях, традициях. Так мы сможем лучше понимать друг друга. Зачем? Без понимания нынче никуда…

 

До седьмого колена

В кавказских семьях чтут и помнят традиции, знают свои корни. И речь идет не только о дедах и прадедах - свою родословную Всеволод Магомедрасулович знает до седьмого колена. Их семейное древо удивительным образом корнями уходит к одному роду - и по материнской, и по отцовской линии есть один общий предок. Несколько веков назад «ветви» разошлись, а потом снова объединили семьи. «Отец моего отца - крепкий хозяйственник, считался кулаком, - рассказывает Всеволод Курбанов. - При раскулачивании их спасло то, что жители аула на сходе подтвердили - в семье деда не было наемных работников. Его семью не выслали, но при этом ограничили в гражданских правах. Так, члены семьи не имели права голосовать на выборах в органы государственной власти. Мой дедушка по матери изначально был очень состоятельным человеком, имел много живности, но после революции все пришлось продать. Тогда все вырученные средства он потратил на основание колхозов, благоустройство детских домов и школ для горцев (в одной из них он работал директором). В 1937 году был репрессирован».

Папа Магомедрасул Курбанович Курбанов - ветеран ВОВ, в 17 лет добровольцем ушел воевать и закончил войну в Германии. Вернувшись домой, работал в областном комитете партии, был заведующим районо, директором школы, преподавал историю и обществоведение. Мама Роза Абдулаевна - дочь репрессированных (ее отца расстреляли как троцкиста, мама, как жена троцкиста, была осуждена и умерла в заключении). Оставшись сиротой, девочка жила у бабушки. На протяжении всей жизни она несла ту тоску, что осталась от потери родителей и случившейся несправедливости.

«Когда отец вернулся с войны и женился, у него родилось восемь детей: четыре сына и четыре дочки. Неудивительно, что мой отец - интеллигент, образованный человек - был большим интернационалистом, - говорит Всеволод Курбанов. - Всех детей он назвал именами великих и известных людей. Нас с братьями, например, именами русских князей: Олег, Всеволод, Владимир, младшего брата - самым святым в исламе именем Магомед. Дав старшей дочери имя Асли, вторую он назвал в честь Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, третью мою сестру - в честь известной труженицы-хлопкороба Мамлакат Наханговой, четвертую назвал Лейли.

Все восемь детей Курбановых получили высшее образование (юридическое, медицинское, педагогическое). Сам я по первому образованию учитель истории и обществоведения. Учился в аспирантуре (занимался вопросами восточной культуры), а позже получил второе высшее образование – юридическое. У нас в семье считается очень важным получить хорошее, достойное образование. Отец всегда хотел, чтобы мы выросли образованными и грамотными (во всех смыслах) людьми».

 

Золотое сечение

- Впервые я увидел свою супругу Зарифат, когда она была школьницей. Такая бойкая, живая. Потом судьба сводила нас много раз: пересекались в разных житейских ситуациях, улыбались друг другу, разговаривали. Так мы общались около семи лет! У нас ведь не принято открыто встречаться, ходить в кино или гулять за ручку, да и в целом на Кавказе отношение к браку очень серьезное. Как правило, брак молодых в той или иной мере касается всех членов семьи, рода. Это нужно, чтобы дать понять молодым, создающим семью, - они идут на ответственный шаг, и этому свидетельства многих людей. Впоследствии, если возникнет какая-то напряженная жизненная ситуация, муж и жена будут помнить, что рядом с ними близкие люди, которые помогут принять правильное решение. У нас молодые семьи как сад, и, чтобы он зацвел и радовал, нужен огромный ежедневный труд, прежде всего самих молодых и их близких. Не будешь трудиться над семейным счастьем, сад окажется брошенным.

Я считаю, что семья в принципе не может состоять из двух человек. В большом смысле это родители, дети, бабушки и дедушки, близкие родственники. Здесь симбиоз всего, что окружает тебя. Когда ты наполнен общением с близкими людьми, легче идти по жизни. Это самый правильный и живучий уклад, потому что эти реалии нам продиктовала и сформировала жизнь на протяжении веков. Это своего рода золотое сечение.

- Наверное, не все хотят жить по правилам?

- Хочешь вести себя по-другому, формировать свое видение вразрез с нормальными укладами, традиционными составляющими? Пожалуйста. Но к тебе будет соответствующее отношение. Я по молодости тоже смотрел на некоторые вещи как на анахронизмы, но, слава Всевышнему, мои сомнения длились недолго. Самое удивительное, что со временем ты сам приходишь к выводам, которые уже сделали до нас наши далекие предки. С возрастом человек обретает навыки, опыт, практику, и из количества категорий жизни рождается твой качественный мир.

 

Без уважения – не любовь

- Есть дагестанская пословица «Какое мясо, таков и суп, какие родители, таковы и дети». Вы согласны с этим?

- Конечно. Здоровые корни - это здоровые всходы. Очень важно, что ты вкладываешь в ребенка. В нашей семье традиционно из поколения в поколение передавались основы правильного воспитания и здорового мировоззрения. Кроме обычаев и обрядов, которые чтут в нашей семье, большой уклон идет на получение достойного образования. Оно необходимо, чтобы правильно и полноценно ощущать мир.

- Ваша дочка Анжелика продолжает семейные традиции. Она ведущий стоматолог в одной из известных клиник города…

-Да, я очень горжусь дочерью. Она получила достойное образование: окончила Ивановскую медицинскую академию с красным дипломом, работает стоматологом. Несколько лет назад вышла замуж, родила сына Арона. У них межнациональный брак – муж Анжелики осетин, известный в городе челюстно-лицевой хирург Салам Астемирович Черджиев, очень достойный человек. В лице зятя мы обрели сына.

У нас очень хорошие и доверительные отношения с дочкой. Когда-то я понял: отцу надо дочку больше любить, а маме ее воспитывать, сына же надо маме  больше любить, а отцу – воспитывать. Но это такая условная формула воспитания.

Слава богу, мне никогда не приходилось дочке что-то грубо говорить. А если и были какие-то разговоры, то короткие и емкие. Например, однажды я сказал ей: «Я твой отец и не хотел бы, чтобы из-за тебя я когда-нибудь покраснел. Есть черта, за ней точка невозврата. Если ты ее когда-нибудь перейдешь, то потеряешь отца».

- Прихожу к выводу, что один из краеугольных камней, на которых держится дагестанская семья, это достоинство…

- В основе любой семьи, не только дагестанской, должна лежать любовь. Наверное, из уст кавказского мужчины разговоры о любви звучат немножко с юмором, но любовь ведь разная – к бабушке, матери, жене, дочери, сестре, тете… Главное, чтобы эти парадигмы любви не путались.

Вторая составляющая – это уважение. Для меня неприемлемо переходить какие-то грани в семейных конфликтах. Они бывают у всех, но как вы их решаете - это очень важно. И да, вы правы, нужно вести себя достойно - спокойно и вежливо объяснить все друг другу.

 

«Живые» традиции

- Национальная кухня и праздники – это как генетический код горца, твой паспорт, который ты получаешь при рождении. Вообще, у нас на Кавказе за столом мужчине не принято, образно говоря, расслаблять поясной ремень. Он не должен показывать, что он чересчур упивается яствами. Нужна умеренность. Однако я все-таки скрытый гурман (улыбается). Очень люблю национальные блюда: шашлык, лакский хинкал и вообще все национальные хинкали, супруга превосходно готовит плов, манты (это моя слабость). Особенно вкусные получаются из рубленого мяса с тыквой! Но без лука - я его с детства не люблю.

Что касается национального костюма, то в повседневной жизни, конечно, его сейчас не носят. Как правило, в одежде просто есть какие-то элементы национального стиля. Однако в последнее время в жизни республик появилась тенденция к возврату национальных традиций. Это касается и костюмов: на государственные праздники или культурные мероприятия представители власти стараются выйти в национальных костюмах.

Принято сохранять национальные элементы и в интерьере. У нас в доме, например, есть привезенные с родины посуда, кинжал (традиционное оружие дагестанца), папаха, бурка, Коран – на почетном месте. Обязательно, хоть и небольшой, ковер и палас ручной работы… Причем это все «живое» - периодически смотрится, щупается, изучается, надевается на праздники.

 

 

Всеволод Курбанов: «Одним из наших предков мы особенно гордимся. Это первый в России полный кавалер Георгиевского креста (все четыре креста) среди иноверцев Лабазан Ибрагим Халил оглы (Рамазан сын Ибрагима) (времена Русско-турецкой войны 1878-1879 гг.). Похоронен он в горах, и, когда мы бываем на родине, обязательно посвящаем свое время и внимание этому месту».

 

Всеволод Курбанов: «Семья – это как блюдо из разных ингредиентов. Там должны быть любовь, уважение и семейные традиции, которые все скрепляют. Однако тут не обойтись и без крупинки соли, которая улучшит вкус, это - терпение. А если к этому добавить и другие «приправы»,  блюдо получится бесподобным. Главное – все должно гармонично сочетаться».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам