Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
В братской стране простились с советскими разведчиками, погибшими в 1941 году

Целый день в белорусском городе Лепеле шел дождь. К плачущему небу возносились слова песни-молитвы:

                      Не забывайте нас. Не забывайте нас.

                      Не забывайте нас напрасно…

Ветераны военной разведки, родные и близкие прощались с советскими партизанами-разведчиками, погибшими в первую военную осень…

На середину сентября 1941 года в тыл наступающих фашистских войск, в район крупного железнодорожного узла Орши была намечена выброска десанта. Отряд из 54 диверсантов-разведчиков под командованием воентехника 1-го ранга Григория Матвеевича Линькова и комиссара Давида Ильича Кеймаха должен был стать ядром для новых партизанских формирований. В их задачу входила разведка, а также проведение диверсий на коммуникациях и линиях связи противника. О значимости отряда говорит тот факт, что подчинялся он непосредственно Главному разведывательному управлению Генерального штаба Красной армии и даже имел собственное обозначение – войсковая часть №...

В ночь на 17 сентября отряд Линькова на восьми самолетах вылетел в направлении белорусского Полесья. Снарядили их хорошо: боеприпасы, взрывчатка, радиостанции, продовольствие, медикаменты были упакованы в 20 грузовых мешков. Но летчики транспортных самолетов, не имевшие опыта ночных полетов, в условиях сплошной облачности потеряли ориентировку; группа самолетов распалась, и отряд был десантирован с большим разбросом в радиусе 100 км от Орши до Березины. Два самолета повернули обратно, четыре на обратном пути пропали. Во вражеский тыл были заброшены всего 35 человек. Пропал груз с рацией, погибли радисты с шифрами.

Это позже, весной 42-го, отряд станет грозной силой, Первым Белорусским партизанским отрядом особого назначения. Его бойцы пройдут более 600 километров по тылам противника, минируя дороги, взрывая мосты и узлы связи, уничтожая гитлеровских захватчиков. В январе 43-го они поздравят своего командира Г.М. Линькова, легендарного «Батю», со званием Героя Советского Союза, а комиссара Д.И. Кеймаха – с награждением орденом Ленина. Заключительным аккордом в боевой песне Давида Ильича станет одна из самых громких и дерзких партизанских операций Великой Отечественной – ликвидация кровавого палача белорусского народа - гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе.

Но пока разрозненные группы разведчиков без связи, плутая по тылам противника по лесным чащобам, среди речушек и болот, начали долгий поиск товарищей. Слухом земля полнится… Уже через несколько дней малочисленные группы бойцов, осторожно входя в лесную деревушку, узнавали от местных жителей, что день-два назад здесь побывали «похожие на них солдаты», что где-то в округе встречали командира, который разыскивает своих красноармейцев. И к концу месяца, когда большая часть групп объединилась, отряд представлял собой боевую единицу численностью более 100 человек: во время блужданий и поисков к партизанам присоединялись бойцы и командиры, попавшие в окружение.

Меньше других повезло (если вообще уместно говорить о везении) группе во главе с начальником штаба отряда капитаном Архиповым. Она десантировалась дальше всех других, примерно в двадцати - двадцати пяти километрах северо-западнее Лепеля. Кадровый офицер Красной армии капитан Михаил Петрович Архипов достаточно быстро сориентировался и в течение нескольких минут после выброски собрал пятерых бойцов. Но поиски товарищей этой группой очень долго были безрезультатными. Только в самом конце сентября Архипов услышал от одного из местных пастухов о командире, разыскивающем своих десантников. И еще о том, что этот командир несколько раз проходил через село Заборье. Пастух уверял, что гитлеровцев поблизости нет; то же самое говорили и жители ближайших деревень. Капитан со своей группой отправился в Заборье.

Конечно, точную картину дальнейших событий 41-го, самого трагичного года войны, сегодня, спустя почти 76 лет, установить невозможно. В разных источниках она примерно одинакова, хотя есть несущественная разница в деталях. Вот что написал в своей книге «Война в тылу врага» Г.М. Линьков: «Проходя мимо деревни Амосовка, расположенной в двух километрах от Заборья, десантники заметили, что в деревню на двух подводах въехало семь-восемь человек, одетых в форму, похожую на десантную. Капитан остановил своих людей в кустарнике у дороги и стал наблюдать за деревней. Ничего подозрительного не замечалось.

Из деревни выехал человек на хорошей лошади, запряженной в повозку, и направился по дороге, у которой стояла группа Архипова. Человек ехал шагом и настороженно смотрел по сторонам. Капитан этого не заметил. Его внимание было ослаблено все возраставшим желанием встречи со своими людьми. Он окликнул поравнявшегося с ним человека.

- Вы из Амосовки? - спросил Архипов, подходя к повозке.

Человек молча кивнул головой.

- Не знаете, что за люди заехали к вам в деревню?

- А кто же их знает?! Такие же вот, как и вы…

- И одежда на них такая же, как на мне? - спросил капитан, указывая на свою тужурку.

- Да, такая же…

- Смотрите, гражданин, не ошибитесь, а то головой отвечать придется.

- Если говорю, так, значит, отвечаю, – угрюмо буркнул человек, смотря на круп лошади, и еле заметно шевельнул вожжой. - Идите спокойно… Они вас ждут, – добавил он, не поворачиваясь.

В этих словах были фальшь и двусмысленность. Но никто из десантников, загоревшихся надеждой на близкую встречу со своими товарищами, не придал этому значения. Рассыпав цепочкой своих пятерых орлов, Архипов повел их к деревне. В это время неизвестные залегли за фундаменты крайних изб. Они подпустили десантников вплотную и открыли по ним огонь из полдюжины автоматов… Только смертельно раненный Говорков успел дать короткую очередь по высунувшимся из-за угла одной хаты двум фашистским карателям. Пули умирающего десантника тяжело ранили офицера и переводчика.

Поднявшаяся среди гитлеровцев суматоха позволила раненному в ногу капитану скрыться в кустарниках. Говорков и его друзья остались на месте мертвыми». Возмездие настигнет предателя позже…

А тогда, дождливым днем 1 октября 1941 года, немцы сорвали с убитых одежду  (десантная форма могла понадобиться для других подобных засад), заставили местных жителей убрать трупы и закопать в первой попавшейся яме.

Погибшие бойцы на десятилетия «пропали без вести». Позже в эти горькие списки был занесен и капитан Архипов: направленный «Батей» за линию фронта для установления связей с командованием, с задания он не вернулся. Шесть павших бойцов. И ни одного имени, ни одного обелиска. Да что обелиска! Не осталось даже фанерной или жестяной звездочки. На долгие 75 лет…

Из выступления на перезахоронении праха погибших партизан В.И. Дирко, ветерана военной разведки, инициатора поиска: «Так получилось, что начальный, самый трудный, период деятельности отряда был связан с моей родной деревенькой Липовец, что в Чашникском районе. Факт гибели этих ребят захватил меня и все эти годы держал в напряжении. Случалось, что я без сна проводил ночи напролет, размышляя о них, анализируя добываемую информацию. И только после того, как были обнаружены и подняты останки воинов, что-то невидимое и неведомое мне меня отпустило. Наверное, это страдали и плакали их души». Вот имена героев:

красноармеец Говорков Константин Федорович, 1922 года рождения;

красноармеец Добрынин Алексей Васильевич, 1919 года рождения;

красноармеец Селиверстов Максим Иванович, 1919 года рождения;

красноармеец Волков Федор Николаевич, 1913 года рождения.

Говорков - наш земляк, из Старой Вичуги; остальные - по крайней мере, на то время - тоже считались ивановцами. Добрынин из деревни Янево, что под Суздалем, Селиверстов родом из-под Юрьев-Польского, Волков – из деревни Вощиха (это был Селивановский район Ивановской области). Имя еще одного бойца не установлено. Неизвестным остался и шестой погибший, чьи останки были найдены в нескольких метрах от захоронения наших земляков; по воспоминаниям местных жителей (воспоминаниям давним – деревня Амосовка исчезла с карты Белоруссии еще в 1986 году), это был партизан, расстрелянный фашистами в 42-м.

Хочется верить – «не установлены» еще, «неизвестны» пока. Потому что есть люди, которые упорно и самоотверженно стирают белые пятна истории, по крупицам собирают все факты о войне и помогают родным найти следы своих близких, пропавших без вести.

Каждое лето на местах кровопролитных боев на Новгородчине, Псковщине, в Карелии и Тверской области, в Белоруссии и на Смоленщине, под Брянском и Курском, Белгородом и Воронежем, Мурманском и Новороссийском, Калугой и Тулой, на берегах Волги и Невы энтузиасты-поисковики «поднимают» останки павших бойцов. Если посчастливится – удается установить имена двух-трех из каждой сотни. Еще реже находятся родные погибших…

76 лет ничего не знала о судьбе отца Нина Алексеевна Солодова, дочь Алексея Добрынина.

Долгие десятилетия не теряли надежды разыскать дорогих людей племянница Константина Говоркова Екатерина Сергеевна Кравченко и племянница Федора Волкова Елена Владимировна Сидякина. Наверное, так счастливо расположились звезды, что за короткое время – всего несколько недель – ивановские поисковики нашли родственников погибших разведчиков, и они смогли приехать на это прощание.

 ***

Благодарность потомков тем людям, кто возвращает из забвения имена павших, кто через десятилетия помогает встретиться дочери с отцом, племянникам с дядей, внуку – с дедом-героем…  Вот их имена:

Дирко Виктор Иванович, подполковник в отставке, член Белорусской общественной организации ветеранов военной разведки, руководитель поисковой группы;

Петрович Анатолий Михайлович, энтузиаст поисковой работы (Беларусь);

Коваленко Борис Амосович, житель бывшей деревни Амосовка, указавший примерное место захоронения павших бойцов;

Хоняк Павел Леонидович, заместитель председателя Лепельской районной организации ветеранов;

Лейтенант Александр Кременевский, командир взвода 52-го отдельного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь;

Мисюра Николай Николаевич, председатель Лепельского районного Совета депутатов;

Карпычев Александр Анатольевич, генерал-лейтенант запаса, президент Российского союза ветеранов военной разведки;

Смирнова Ирина Вячеславовна (Ирина Мирная), журналист (Иваново);

Иссерзон Лазарь Матусович, энтузиаст поисковой работы по нахождению мест захоронений бойцов-ивановцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Александр АЗАРОВ, зампредседателя Ивановского областного совета ветеранов, член Российского военно-исторического общества

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам