Листаем энциклопедию уличного искусства минувшей эпохи

О серии заметок, публикуемых в блоге известного ивановского фотографа Андрея Сафонова под общим названием «Социалистическое граффити города Иванова», «Рабочий край» писал не раз. По сути, это энциклопедия советского стрит-арта нашего города. И одновременно путеводитель по нему. Причем интересен он не только рядовым жителям областного центра, но и его руководителям.

 

Время еще есть

Недавно Владимир Шарыпов инспектировал строительство дороги от Минской до улицы Фрунзе и обратил внимание на стелу павшим в Великой Отечественной войне, стоящую у автокомбината. Проезжую часть тут расширяют, и плиту придется перенести. Но сделают это бережно. «Заодно посмотрели, как сохранить мозаику на здании комбината, - отметил глава города Иванова. - Руководство предприятия взялось ее отреставрировать, за что им спасибо!».

Спасибо и фотографу, обратившему внимание на этот объект. Еще в мае он писал, что мозаичное панно спряталось за ветвями деревьев и кустарника: «Думаю, очень скоро листва окончательно скроет его от людских глаз». Сюжет и символика мозаики, как отметил Андрей Сафонов, традиционны для соц-арта: на фоне восходящего солнца с колосьями пшеницы и взлетающей к звездам ракеты молодая женщина держит над головой ребенка, из-за ее спины выглядывают фронтовик и космонавт.

«Очень красивая мозаика с незначительными утратами, - пишет фотограф. - Но долго ей не продержаться. Вот-вот панели начнут отваливаться, и центральная часть с лицами героев будет уничтожена. Мне чиновники от культуры уже объяснили, что советские мозаики не могут считаться охраняемыми памятниками. Но я все еще верю в здравый смысл и красоту. Обращаюсь к новому мэру с просьбой принять меры к сохранению данного объекта или, что еще лучше, переносу его на новое место, где им смогут любоваться гости и жители нашего города. Время для этого еще есть, хотя и немного».

В течение двух месяцев, как сообщают власти, мозаику должны привести в порядок. После обзора, в который попал этот объект, фотограф успел написать новые главы своего исследования. Давайте вместе их прочитаем.

Хорошая цитата. Жаль, пролетариат подкачал

В пятой главе Андрей Сафонов обобщил все, что не вошло в другие его зарисовки. И начинает он ее композицией с гербами нашего города и Лодзи на одноименном кинотеатре. «На ивановском тогда еще не было девушки в кокошнике с прялкой в руке, факел символизировал верность революционным идеалам и намекал на то, что именно у нас зародились Советы и именно здесь начали разгораться искры огня… А челнок -  главенствующую отрасль экономики. На польском же гербе изображена лодка. Потому что лодка (или ладья) по-польски пишется Јуdџ», - объясняет фотограф-краевед.

На другом его снимке южный корпус Дома Советов, ради строительства которого снесли большую часть исторической застройки, но так и не возвели комплекс в полном объеме. Ровно восемьдесят лет назад сдали в эксплуатацию южное его крыло, а потом художники Родионовы украсили его цитатой Ленина. «Хорошая цитата, запоминающаяся. Жаль, пролетариат подкачал», - отмечает наш герой.

 

Почему в Советском Союзе не делали комиксы?

А у энергетического колледжа он обратил внимание на композицию со студенткой, в одной руке которой - прирученная молния, а в другой - укрощенный атом. «Настоящий супергерой... Она могла бы быть внучкой Зевса. Такая, уверен, запросто справилась бы с самим Тором! До сих пор не понимаю, почему в СССР не издавались комиксы», - пишет фотограф.

В обзор попало панно гостиницы «Турист», в котором угадываются хлопок, ситцы и птицы, а также эмблема авторемонтного завода, ныне РИАТа.

На воротах проходной комбината им. Самойлова сохранилась еще композиция с рукой, держащей хлопок и пряжу. Есть и бетонный орден Трудового Красного Знамени. «Орден - серийная вещь, точно такие же красовались на фасадах многих учреждений, но к сегодняшнему дню сохранившиеся можно по пальцам пересчитать, поэтому пусть останется здесь», - просит Андрей Сафонов.

Фигура космонавта, украшающего кинотеатр «Современник», и звезда в его названии, сегодня вызывают удивление. Но в советские годы кинотеатр «Космос» был типовым. В Иванове ему просто дали другое название. Андрею Сафонову непонятно другое: почему витраж, авторами которого являются известные ивановские художники Марк Малютин и Евгений Грибов, «добрый десяток лет скрыт под рекламным баннером». Он отмечает, что даже на Красной площади Мавзолей закрывается баннерами лишь на время парада. «Почему от глаз ивановцев прячут произведение искусства на тему освоения космоса, мне совершенно не понятно», - говорит фотограф и обращает внимание властей города на эту ситуацию.

Солнечный круг... А внутри – лебедь

Витраж Центра культуры и отдыха, к примеру, никто не скрывает. Те же авторы изобразили фигуру текстильщицы на фоне фабричных труб, в одной руке которой серп и молот, а в другой - кусок ситца. Рядом - солдат в пилотке и с медалями. «Со двора за оконными стеклами можно с трудом разглядеть внутренний витраж, выполненный художником А.И. Тимофеевым», - уточняет автор путеводителя.

В обзор попала и стела у центрального входа в парк имени Революции 1905 года, состоящая из трех самостоятельных по смыслу частей. В последней, как отмечает фотограф, благодаря характерной бороде и круглым очкам легко идентифицируется «Отец» - Афанасьев.

Дом 6а по проспекту Текстильщиков выделяется композицией, посвященной молодой семье. «Судя по тому, что внутри солнечного диска можно увидеть пару летящих лебедей - эмблему камвольного комбината, расположенного неподалеку, этот дом был построен для его сотрудников», - считает Андрей Сафонов.

У детсада «Малышок», расположенного в 13-м Проезде и принадлежавшего когда-то меланжевому комбинату, привлекают внимание мозаика и резьба по штукатурке, а также деревянные панно со сказочными птицами.

Дом 1а на 20-й Линии запоминается «салютом», 54-й дом на 2-й Лагерной - ходиками с качающимся маятником, а 90-й дом по улице Каравайковой - иллюминациями в виде снежинок.



Герб с шестнадцатью ленточками

Сквер «Ивчесмаша» и сейчас обращает на себя внимание конструкцией с серпом и молотом.

А у дома № 6 на улице Калинина - редкий герб. «Я всячески старался избегать в обзоре декора на домах так называемой сталинской архитектуры, - пишет в блоге наш герой. - Во-первых, потому что, как правило, одни и те же элементы на них повторяются по нескольку раз. Во-вторых, большую работу по описанию советских барельефов проводит сотрудник Ивановского музея камня Сергей Беляков. Но вот мимо этого герба Советского Союза пройти не смог. Кое-какие детали у него уже утеряны, но пока еще на месте ленточки, коих ровно 16, что соответствует периоду с 1946 по 1956 год, когда в составе СССР было 16 республик. Позднее Карело-Финскую ССР упразднили в российскую автономию».

На фасаде строительной компании «Олимп», выходящем на улицу Демидова, на гербе в честь 50-летия Советского государства уже 15 ленточек.

Завершает свой обзор фотограф композицией на фасаде НИИ материнства и детства, которая относится к резьбе по штукатурке: «Сразу видно, что это творение рук мастера. Жаль что, вероятно, мы вскоре лишимся этого произведения искусства, потому что фасад явно просит ремонта, и нетрудно предположить, как он будет проходить...».

Продолжение следует

 Продолжать энциклопедию уличного искусства он не планировал, но... «Мозаик смальтовых на улицах больше нет, - поясняет Андрей Сафонов «Рабочему краю». - Есть одна из кирпичей-  на ТЭЦ-3 и пара металлических конструкций. Видимо, небольшой завершающий пост. А дальше надо идти в область или напрашиваться внутрь зданий, узнавать адреса, получать разрешения на съемку и так далее».

Будем надеяться, что так все и будет. Кстати, к своему обзору «Социалистическое граффити города Иванова» Андрей Сафонов не так давно написал постскриптум, взяв интервью у архитектора и монументального живописца Анатолия Смирнова, который является автором замечательных мозаик энергоуниверситета.

О них фотограф писал в первой части исследования. Автора мозаик Андрей Сафонов запечатлел на фоне панно с портретом Г. М. Кржижановского, «который был не только революционером и ближайшим сподвижником Ленина, но и талантливым ученым-энергетиком, руководителем работ и автором плана ГОЭЛРО». «Именно Глебу Максимилиановичу обязана своим существованием единая энергетическая система нашей страны», - отмечает блогер, и расспрашивает мастера, как создавалась мозаика.

«Получив этот заказ, я отправился на творческую дачу, в так называемую Сенежскую студию, где два месяца работал над эскизами, - отвечает Анатолий Смирнов. - Следующей стадией стал «картон» - так художники называют рисунок на бумаге в натуральную величину. Рисунок затем переносится на стену, и дальше начинается выкладка мозаики. Чтобы справиться с таким объемом, пришлось привлечь целую бригаду помощников, которых комиссия по распределению закрепила за каждой из мозаик. Но работали они под моим руководством».

Он вспоминает, что новый корпус вуза проектировал московский архитектор Алексей Голощапов. А когда здание еще до конца не достроили, ректор Юрий Бородулин обратился в Худфонд с просьбой помочь в оформлении здания. «Он дал мне готовый список имен героев мозаик. Пришлось досконально изучить их жизнь и деятельность, это оказалось довольно интересным», - говорит художник.

Андрей Сафонов спрашивает: не удивило ли его то, что среди героев нет самого Владимира Ленина, чье имя носил институт?

«Институт имени Ленина? Честно говоря, я только сейчас узнал об этом. Мы всегда называли его просто энергоинститут», - удивляется мастер.

За смальтой для мозаики он ездил в Ростов-на-Дону, она варится из стекла с добавлением множества элементов. «В моей коллекции есть образцы очень красивой дореволюционной смальты с царскими вензелями. Говорят, в ней есть и серебро, и золото. После завершения эскизов мы определяли количество необходимого материала и его оттенков. Этот этап называется «подбор палитры». Если на нашем складе смальты не хватало, в Ростов отправлялся автор с выкрасками. Затем ее привозили на грузовике. Для этих мозаик потребовалось более пятидесяти различных оттенков», - признается автор проекта.

Его любимый персонаж - Ньютон, которого мастер запечатлел в тот исторический момент, когда яблоко пролетало мимо сердца ученого. Андрей Сафонов просит художника открыть главную тайну: «До сих пор ведутся споры о том, кто сидит в ногах у Архимеда: Фалес или Пифагор?». «На самом деле это Эвклид с неким безымянным учеником. Но если вы видите в нем Пифагора с Архимедом, так тому и быть. Живопись нужно воспринимать как поэзию», - отвечает автор мозаики.

Она, по словам блогера, сохранилась в городе лучше всех. «Потери все равно есть, - объясняет Анатолий Смирнов. - Бесконечные ремонты и модернизации здания съели края многих мозаик, протечка уничтожила кусок композиции с Галилеем. Но в целом я рад, что они пока еще живы».

Росписи мастера в Иванове сохранились и в магазине «Экстра» на площади Победы. А вот последний его витраж на Шереметевском проспекте в бывшем магазине «Керамика», посвященный «Золотому кольцу», утрачен. «Когда-то там находилось туристическое агентство, для них я и сделал эти витражи. Но несколько лет назад туда переехал областной суд, и их убрали. Мне хотелось бы, чтобы руководители организаций придерживались элементарной культуры и в случае, когда сами не понимают ценности тех или иных произведений искусства, обращались бы за помощью к специалистам. Сломать или закрыть - проще простого», - говорит художник.

Он не скрывает, что в советское время с мозаиками был некоторый перебор, не все они были высокого художественного уровня, но до наших дней дошло немало интересных образцов, которые мы обязаны сохранить.

Фото Андрея САФОНОВА

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам