Завершилась ХI профильная «академическая» смена для творчески одаренных детей

Одиннадцать лет. Как одиннадцать классов. Именно столько исполнилось в этом году профильной смене для академически одаренных школьников на Рубском озере на базе спортивно-оздоровительного лагеря ИвГУ.

 И любой воспитанник Рубы, как мы привыкли называть наш, на целых двенадцать дней, лагерь, уверенно скажет: это намного больше, чем простая лагерная смена. На берегу завораживающего красотой озера талантливые ребята - юные математики, физики, программисты, химики, биологи и тележурналисты - вместе учатся и вместе отдыхают...  

    Об уюте общения

  Здесь не бывает рутинных занятий и скучных примеров. Здесь все живо и нацелено конкретно на олимпиады. Школьники получают навыки решения нестандартных задач и работы в условиях соревнований. Однако ребята любят эту смену не только за возможность лишний раз пораскинуть мозгами. Рубское озеро – это неповторимая атмосфера уюта общения. Это - биологи, заваривающие чай со зверобоем, и угощающие черникой и брусникой. Это самовар с шишками, песни под гитару, теплый ветерок на причале, ролики городского школьного телевидения каждый вечер. Это добрые и недежурные советы опытных преподавателей, дружеские разговоры с лучшими учениками нашего города.

Здесь всегда есть чем поделиться с другими. Можно услышать рассказы очевидцев о том, как проходит Всероссийская (или даже международная) олимпиада школьников, ухватить любопытные научные факты, запомнить новый прием решения задачи или просто душевно побеседовать. В конце концов, ребята учатся не только определенным научным дисциплинам. Они учатся жизни. Командной работе, взаимовыручке, простой доброте. Именно благодаря Рубе понимаешь, что знания - это очень и очень важно, однако душа - еще важнее. Рубское никогда не отпускает до конца. Побывав здесь однажды, непременно хочешь возвратиться и снова вдохнуть этот сосновый воздух, пропитанный знаниями, талантом и детской искренностью.

         « К нам приехал...»

      Взрослые, уже достигшие высоких постов и научных достижений, тоже когда-то были одаренными школьниками. Как и мы, они тоже усердно учились и участвовали в олимпиадах. Приехавшие на закрытие профильной смены почетные гости, без них не обходится ни одна смена, говорят, здесь особое притяжение,  искренне прониклись атмосферой Рубы...

       В этом году церемонию закрытия профильной смены посетил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Шаевич Каганов. Он признался, что оказался в лагере ИвГУ на Рубском озере почти случайно – «проезжал мимо, и коллеги порекомендовали заехать». Однако Вениамин Шаевич обрадовался такому повороту событий: «Моя профессиональная жизнь началась с республиканской олимпиады. Не то чтобы я был очень талантлив в области физики, но у других мальчишек ответы были хуже. Не знаю, насколько успешно я выступил на республиканской олимпиаде: мне дали диплом III степени, а я подумал, раз это третье место, то в физике что-то соображаю. А когда пришла пора поступать, я занялся экспериментальной физикой и физической электроникой. Однако, как вы знаете, иногда приходится менять сферу деятельности. Возможно, и вам придется. Тот опыт, который вы приобретаете здесь, опыт соревнований не только со своими товарищами, но и с самим собой, обязательно пригодится вам в жизни. Вы приобретаете не только знания, хотя это очень важно, но и твердость характера, умение работать в команде и взаимодействовать друг с другом».

ЕГЭ или олимпиада?

Уже восьмой раз подряд на смену приезжает Николай Бушков - некогда школьник-математик, абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, а сейчас  студент третьего курса химфака МГУ. Он прошел путь от начинающего олимпиадника до полноценного преподавателя химии на Рубском озере

- Как давно ты начал пробовать себя в роли преподавателя?

- Три года назад. За это время я научился философски принимать то, что всегда будут люди, которым твоя химия нужна, как непромокаемая куртка в Сахаре. Но при этом  я стал увереннее в себе, реально опыта набрался. И в этом году  взял себе ребят посильнее, из тех, кто заняли первые пять мест на региональном этапе олимпиады. И то, что в среднем люди были лучше подготовлены и более мотивированы, упростило мне задачу. А также позволило поменять формат занятий. И я из роли сэнсэя, читающего лекцию, перешел в роль равного, который вместе со всеми решает сложную задачу. Мне такой формат ближе.

- Что дается тебе легче: объяснять темы «под ЕГЭ» или помогать в решении олимпиадных задач?

- Как сказать… Что тебе легче: написать интервью или решить сто примеров уровня «2 + 3 =…»? Второе проще, но первое принесет больше удовольствия. Так и у меня. Кстати, могу добавить, что начинать готовить ребят к олимпиадам нужно как можно раньше. И если набирать в олимпиадные группы ребят помладше, есть шанс, что многие из них дорастут до серьезных достижений.

- Самое приятное в работе преподавателя? А самое сложное?

- Самое приятное - видеть, что кому-то помогли знания, полученные от тебя. Чувствовать, что ты кого-то увлек - уже очень приятно, но еще приятнее, когда эта увлеченность превращается в успех. Например, когда твои ученики выигрывают олимпиады. Самое же сложное - понимать, что не всем интересно то, что ты рассказываешь, и биться из последних сил, чтобы заинтересовать аудиторию. Конечно, нет ничего удивительного в том, что кому-то то, как сыграл «Спартак» в прошлую субботу, много интереснее определения энергии Гельмгольца. Но могу сказать, что настрой аудитории ощущается очень даже хорошо, и, когда чувствуешь, что контакт теряется, это тяжело.

- Самое яркое впечатление от роли учителя?

- Непередаваемое чувство – увидеть, как у кого-то загораются глаза. Понять, что благодаря тебе еще один индивидуум увлекся химией. И одно это с лихвой перекрывает все усилия.

Три страсти математиков

Как известно, у Альфреда Нобеля было пять великих страстей: физика, химия, медицина, литература и борьба за мир. К сожалению, математики в списке нобелевских страстей нет. Зато у рубских математиков были свои три страсти, которыми они буквально заражали окружающих на протяжении двенадцати дней смены.

Страсть первая – решение задач. Здесь все просто: наших «матанчиков» хлебом не корми, только дай задачку посложней да позаковыристей. Обычно кульминацией решения задач является проходящий в конце каждой смены на Рубском матбой, однако в этом году судьба и главный математик Рубского (он же директор лицея «Гармония»)  Евгений Викторович Власов распорядились иначе. В этом году весь лагерь  искрящим пожаром охватила вторая страсть математиков – головоломки.

Математические головоломки выглядели весьма причудливо. Представьте: стоит на столе деревянный ящичек из нескольких сегментов. Его необходимо разобрать, а это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд: деревянные части словно переплетаются друг с другом. И вот наконец после получаса кропотливой работы и сложных рассуждений, ты полностью разбираешь злосчастный ящичек и облегченно вздыхаешь… Однако это лишь половина работы – нужно собрать головоломку обратно, а это чуть ли не вдвое сложнее, чем разобрать. Были еще деревянные пазлы, системы из железных колечек или хитро сплетенные металлические вещицы, похожие на скрепки.  Каждая головоломка – отдельная идея, отдельная математическая задача. Командам, участвовавшим в матбое, на первый час было выделено по шесть головоломок. На второй час команды менялись реквизитом. По итогам матбоя властелином железных колец и деревянных кубиков был признан Андрей Поликарпов – он получил на память один из хитрых ящичков.

О третьей страсти математиков слухи ходили самые разные. Обитатели Рубы с первых дней заметили, что математиков нередко можно было застать за странным занятием: они неподвижно сидели перед деревянными досками с выемками, в которых лежали стеклянные шарики для аквариума. «Не отвлекайте, пожалуйста, мы играем», – отвечали они на расспросы. Как оказалось, ребята были заняты игрой в калах, так называется   древняя настольная игра, своего рода шахматы для народов Африки и Средней Азии. Прелесть игры заключается в том, что в ней нет места случайности – только логика. Этим игра и подкупила любителей точных наук. В конце смены «золотой доской» по игре в калах был награжден пятиклассник Максим Кудряшов, а «бриллиантовой» – преподаватель Михаил Васильев.

Как видите, даже в занятиях такой серьезной наукой, как математика, всегда есть место играм и соревнованиям.  

Ассистент чародея

Первое правило, которое необходимо усвоить каждому начинающему химику: в химии абсолютно все имеет суть и вес (а еще концентрацию и молекулярную массу). Ничего просто так не происходит. В пример могу привести небольшое рубское чудо...

В тот солнечный августовский день команда химиков готовила демонстрацию опытов. Стол в комнате преподавателей был беспорядочно заставлен реактивами - так уж распорядилась великая энтропия (энтропия - мера внутренней неупорядоченности). Бутылочка уксуса и пищевая сода, банка темного сока краснокочанной капусты, разноцветные коробочки, конические колбы, пробирки самых разных размеров… Настоящий стол алхимика из средневековых преданий.

Преподаватели  деловито сортировали реактивы.

- Так, капустный сок - для опыта с индикаторами. В щелочной среде он станет сине-зеленым…

- Соляная кислота - вызовет дым без огня.

- Родонит для искусственной крови здесь?

- Лучше скажите, кто и куда дел воздушные шарики? Мне их еще углекислым газом от гашения соды надувать… Коля, подожди минутку, у тебя «золотой дождь» получился?

Коля грустно помотал головой:

- Не выпал он, Владимир Васильевич. Вот все, что получилось…

Среди всего прочего на столе стояла колба с девственно прозрачным раствором. Лишь приглядевшись, можно было заметить дрейфующие на поверхности жидкости две-три желтые крупинки…О колбе было благополучно забыто.

За работой и обсуждением опытов час улетучился, подобно летучему газу. В поисках бутылочки серной кислоты кто-то случайно посмотрел на колбу, в которой  планировался идти «золотой дождь». Дух на мгновение перехватило. В колбе и в помине не было никакого прозрачного раствора. Сосуд наполнился множеством сверкающих золотых искорок. При легком встряхивании колбы они поднялись и начали кружиться в воде, завораживающе блистая на солнце…

Опережая наши вопросы, Николай объяснил суть этого маленького чуда. При реакции нитрата свинца с йодидом калия образуется ярко-желтый осадок йодида свинца – его еще называют «иерусалимским золотом».  

...Вот уже второй год подряд езжу на Рубу с химиками и не перестаю удивляться. Насколько же химия - потрясающая наука: почти чудесным явлениям всегда находятся абсолютно логичные объяснения.

И вообще  на Рубском озере каждый мог и  может почувствовать себя учеником школы не только науки, но и чародейства и волшебства. Каждый день самые яркие мгновения трудолюбиво останавливали тележурналисты - чтоб вечером, собравшись в лагерном шатре все вместе, вновь пережить их и подготовиться к новому яркому дню...

Александра ЯШАНИНА,

лицей № 67, корреспондент городской

 школьной газеты «Просто КЛАСС!»

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам