БАННЕР
Редакция РК
Сегодня знаменитая палехская художница отмечает юбилей

В ряду корифеев палехской лаковой миниатюры особое место по целому ряду причин  занимает Калерия Васильевна КУКУЛИЕВА, которая 30 августа отметит свой юбилейный день рождения.

И по своей статусности (за почти вековую историю палехской миниатюры среди женщин - это второй народный художник России и третий - лауреат Госпремии), и по  родовым корням (внучка одного из основателей артели древней живописи в Палехе Ивана Зубкова) Калерия Васильевна Кукулиева является уникальным художником-палешанкой.  Ее творчество, бесспорно, составляет  яркую страницу  не только в династическом наследии Зубковых-Кукулиевых, но и народном искусстве Ивановской области и России.

Невзирая на то, что официально у Калерии Васильевны  местом появления на свет записан город Иваново, она – плоть от плоти палешанка.         Здесь в доме Зубковых, ныне отмеченном мемориальной доской,  проходили ее детство и юность, отсюда она сделала уверенный шаг в свое будущее, став студенткой Палехского художественного училища. В этом доме родилась семья Кукулиевых: семейный и творческий союз Калерии Васильевны и Бориса Николаевича на зависть долголетний и очень плодотворный. И в представлении, как говорится, не нуждается.

…Давно не живут Кукулиевы в том мемориальном доме. Но гостеприимства, хлебосольства и радушия в их квартире-мастерской по улице Льва Толстого  с годами только прибыло.  На стенах комнат - дорогие сердцу хозяев работы. Глядя на них и слушая рассказ Калерии Васильевны и Бориса Николаевича, понимаешь:  не только история семьи, но и конкретные  этапы истории искусства  Палеха представлены в домашней художественной  галерее.

Вот - уменьшенная копия одного из  панно Лакового кабинета Петра I, что находится в петергофском  дворце Монплезир. Палехским мастерам в 50-е годы прошлого столетия всего лишь по трем испорченным живописным филенкам да одному обломку удалось воссоздать уникальный интерьер лакового кабинета, до неузнаваемости изуродованного фашистами в годы Великой Отечественной. А это ни много ни мало - 94 неповторимых произведения. В группу художников-реставраторов кабинета  под руководством Н.М. Зиновьева вошла и Тамара Зубкова – мастер лаковой миниатюры  с мировым именем, родная тетя, друг и наставник Калерии Васильевны. Сколько передумала горьких мыслей  Тамара Ивановна в дни своей работы в Петергофе: ленинградская ветвь Зубковых  (родная сестра отца  Раиса Ивановна и двоюродная сестра Валентина Николаевна) пала от голода в страшном 1942-м. Поэтому вклад Тамары Ивановны в восстановление Петергофа – не только долг мастера, но и дань памяти о своих близких – жертвах 900-дневной блокадной травли.   

Память о самой Т.И. Зубковой   Кукулиевы свято чтут. Бережно хранит Калерия Васильевна  ее архив. К  100-летию художницы, которое отмечалось в нынешнем феврале, Борис Николаевич написал замечательный  портрет Т.И. Зубковой (он здесь же, в гостиной,  на видном месте). Глядя на него, Калерия Васильевна с улыбкой говорит: «Я еще ходить как следует не умела, а тете уже говорили, что подрастает ей смена…».

Пророческими оказались слова тех людей. С 1958 года Калерия Кукулиева – профессиональный палехский художник. Почти 60 лет не прерывается ее блистательный творческий путь.  Путь замечательного человека и творца, чье большое лирическое дарование позволяет говорить о Палехе как  высокой школе искусства, где преемственность традиций и поколений являются основополагающими в сохранении и развитии промысла. «Калеря Васильевна Кукулиева никогда не была приверженцем иконописной пластики фигур, но техника ее письма ближе всего к старикам, - утверждает искусствовед и директор палехского музея Ольга Колесова. - Манере художницы присущи едва уловимые переходы, живописная мягкость и воздушность, то, что можно назвать почти забытым словом «плавь», а не подменившим его термином «лессировка»… Ближе к основоположникам у художницы и понимание многоклеймовой композиции - это не мозаика событий, а единство множественных проявлений главного образа или событий».    

К своему юбилею Калерия Васильевна подошла, имея в творческом багаже целую плеяду авторских шедевров, объединенных именем-символом «Кукулиева». Ларцы «Каменный цветок» и «Одолень-трава», шкатулки «Русский лен», «Ундина», «Венок Дуная», декоративные тарелки и панно «Садко», «Снежная королева»… Эти  и другие работы  художницы обладают магическим воздействием, захватывая своей завершенностью, гармоничным единством формы и содержания, тончайшей цветовой гаммой. Лишь только раз взглянув на уникальный по своему внешнему виду ларчик  «Каменный цветок», сразу веришь, что именно здесь, внутри его и находится чудо Бажова… А  Светлана Заволокина, театральный режиссер, вдова знаменитого Геннадия Заволокина,  рассматривая «Ундину», поражалась: «Как можно было изложить на папье-маше такое сложнейшее произведение, которое и осознать-то непросто. И насколько верно здесь выделены мизансцены (считай – клейма. – Авт.)».

Не оставляет равнодушным и недавняя работа Калерии Васильевны – ларец «А.С. Пушкин», таящий в себе глубокий философский смысл. Содержательной и художественной доминантой здесь является образ великого русского поэта, заключенный в болдинско-михайловскую беседку (а может, своеобразный киот?). Романтическая возвышенность и удивительная безвозрастность Пушкина точно и емко подчеркивают бессмертие и глубокий гуманистический смысл его поэзии и прозы. А ключевые фрагменты «Сказки о Царе Салтане», изображенные вокруг гения русской литературы, за счет органичного единства всех сред (земли, воды, неба), одновременного присутствия реального и фантастического  отсылают нас к постулату о всеобъемлющем масштабе таланта Александра Сергеевича. И, как прежде, особая миссия в ларце принадлежит орнаментальному обрамлению. В Палехе ни для кого не секрет, что Калерия Васильевна – непревзойденный мастер орнамента.  Ее узоры – не просто элемент декора. Они – неотъемлемая часть композиционного решения произведения. Тонкость, изысканность, красота,  на первый  взгляд кажущаяся простота, которую невозможно повторить, – все это дополнительно усиливает  такие фундаментальные черты пушкинского дарования, как совершенство и доступность при одновременной уникальности. И что, важно заметить, орнамент ларца не только усиливает пушкинский слог, но и… соответствует ему.  Думается, что это высшая ступень палехского ареопага – художник-мыслитель.

А еще одним подарком ко дню рождению К.В. Кукулиевой стал выход книги «Святые покровители земли русской», изданной в московском центре «Классика» по благословению святейшего патриарха Кирилла. Исключительную полиграфическую филигранность книги дополняют  иллюстрации творческой группы «Палешане». Это неформальное объединение палехских художников-единомышленников 25 лет назад создал Борис Николаевич Кукулиев вместе с Калерией Васильевной. И вот, после «Евангелия» и «Библии» в красках Палеха, сказов П. Бажова и других работ читателю предстают жития 28 почитаемых русских святых, дополненные интересными работами С. Адеянова, В. Бушкова, Н. Кукулиева и старших Кукулиевых. Когда рассматриваешь работы, выполненные заслуженным художником России Николаем Кукулиевым - сыном Калерии Васильевны и Бориса Николаевича, – всплывают в памяти слова О.А. Колесовой о творчестве К.В. Кукулиевой, приведенные выше. Те же живописная мягкость и плавность, логичность и тонкость цветовых переходов, продуманность образного решения. Это значит, что неповторимая манера Ивана Зубкова, найденная им еще более 100 лет назад, жива и сейчас – в талантливой кисти  его внучки и правнуков. Калерия Васильевна может быть по праву горда: дело, которому она верно служит всю свою жизнь, - в надежных руках. Это ли не главный юбилейный итог?!

С наступающим юбилеем Вас, дорогая Калерия Васильевна! Будьте здоровы и счастливы! Многая лета! Пусть Ваш дом и семью  оберегает ангел-хранитель.

 

Сергей ЖЕМУЛИН,

заместитель директора

департамента культуры

и туризма Ивановской области

Самые читаемые статьи

Леонид Кияшко

Неурожай ячменя списали на журавля?

О птице из Красной книги региона и новом ее издании

Редакция РК

КАК КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ?

Советы от КонсультантПлюс

Леонид Кияшко

Картофель из текстильного края

Жители Ивановской области, сами голодая, снабжали в годы Великой Отечественной войны не только Красную армию, но и Москву, и Ленинград