БАННЕР
Анна Кораблева
Новый сезон просветительского проекта

Новый сезон просветительского проекта «Свет России» - совместной задумки ИвГУ и Ивановского отделения Союза художников - начался выставкой заслуженного художника России Нины Федоровны Девочкиной (1932-2006).

В конце лета ивановцы имели счастливую возможность прикоснуться к наследию этого замечательного мастера в рамках выставки «Девочкины. Династия продолжается» в художественном музее. Большую часть экспозиции, представлявшей творческие искания трех поколений семьи художников, составили работы основательницы династии. Музей в этот раз сделал акцент на пейзажах и росписи по ткани - Нина Девочкина, одна из основательниц ивановской школы батика, была широко известна как мастер декоративно-прикладного искусства. Ее авторские росписи по шелку украшали интерьеры общественных помещений, становились важной деталью гардероба модниц, демонстрировались на областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках.

Натюрмортов на летней выставке было гораздо меньше. Поэтому выставка в читальном зале ИвГУ (ул. Ермака, 37/7), где представлены узнаваемые натюрморты Нины Федоровны, стала логическим и желанным продолжением экспозиции в музее.

Она показывает живописное искусство художницы, менее известное широкой публике, но не менее значимое. В основе экспозиционного ряда – натюрморты с любимым для автора набором предметов: глиняные, металлические, стеклянные кувшины и вазы, народная керамическая игрушка, цветы, фрукты... Эти работы Нины Девочкиной, обладая несомненной утонченностью и эстетизмом, вместе с тем полны глубоких раздумий: о предназначении человеческого бытия, о труде художника, о скоротечности жизни и вечном возрождении. «Особое обаяние натюрмортам Нины Девочкиной придает ее умение использовать в композиции ткань, - отмечают искусствоведы. - Линялый крестьянский ситчик в мелкий цветочек, яркие павловские шали, бело-золотой шелк, клетчатые скатерти и занавески, домотканые дорожки и восточные ковры становятся «героями» натюрмортов наряду с крестьянской посудой и изысканными восточными кувшинами. Попадают в поле зрения художницы и атрибуты искусства: гравюры, рамы, книги о художниках».

Многие ее натюрморты до краев полны жизни: зрелые плоды, роскошные цветы и ткани, отполированная до блеска посуда звучат гимном благодарности за щедрость природы и божий дар создавать прекрасное. Но немало у Нины Федоровны и буквальных натюрмортов, тех самых, что переводятся с французского как «мертвая природа». Чучела птиц и зверей, охотничьи ножи, сухие травы, поникшие букеты… Живописец предлагает нам свою трактовку темы увядания, так нехарактерной для социалистического реализма. Все эти символы умирания меркнут перед красотой рукотворных объектов, перед неизбежным круговоротом возрождения. Жизнь не заканчивается. Пусть травы давно высохли – но распускается под весенним лучом веточка вербы. Пусть не горят свечи – но поднимается легкий дымок над чашкой кофе. Пусть стали замерли репродукциями на страницах альбомов творения великих художников – но сила их гения дарит вдохновение следующим поколениям… Оптимизм и вера в высшее предназначение художника – вот основные черты творчества Нины Девочкиной. Выставка продлится до конца октября.

Самые читаемые статьи

Мария Махова

Пуговица

«Всё происходит не почему-то, а для чего-то» (суфийская мудрость)

Александр Мухин

Затерянный мир под Каменкой

Очень редко в жизни что-то превосходит ожидания – то ли они слишком завышены, то ли события с возрастом становятся не такими яркими, не знаю. Но вот на днях провел пару дней в Каменке, в Вичугском районе. Сама Каменка мало чем примечательна – маленький поселок на слиянии Сунжи и Волги, много таких. Тысячи 3-4 населения и текстильная фабрика. А вот рассказы о Стрелке давно меня притягивали

Николай Голубев

Вокруг «младшего брата»

В течение года на втором этаже художественного музея будет работать выставка «Мое святое ремесло. Цветаевы в кругу русских художников»

Михаил Тимофеев

Город-фабрика постиндустриального периода

В Иванове фабрик больше, чем монастырей во всех городах Золотого кольца, вместе взятых. Текстиль – это наше всё, нравится это кому-то или не нравится. Иваново – город-фабрика, ставший столицей маленькой равнинно-фабричной цивилизации, возникшей 276 лет назад. Как живет и работает, переживается и воспринимается сейчас индустриальное наследие, в ландшафте которого мы пребываем практически постоянно?