«Наш паровоз вперед летит…»
В 1942 году железнодорожный транспорт области продолжал выполнять важнейшие военные и народно-хозяйственные задачи, поставленные в ходе Великой Отечественной войны.
ПОЕЗДА ДЛЯ БЛОКАДНИКОВ
Это было связано с тем, что на ее территории располагались крупные железнодорожные узлы Ярославской и Горьковской железных дорог. Они относились к ведению Ивановского и Александровского (Ярославская железная дорога), а также Владимирского (Горьковская железная дорога) отделений. В марте 1942 года на X Пленуме обкома ВКП(б) секретарь по транспорту П.М. Захаров, подводя итоги работы железнодорожников во втором полугодии 1941 года, говорил, что «железнодорожный транспорт Ивановской области в период Отечественной войны сделал многое для фронта, для разгрома врага», поскольку Ярославская и Горьковская железные дороги в ноябре, декабре 1941 г. и частично в январе 1942 года были фронтовыми коммуникациями.
Однако 1942 год принес еще более тяжелые испытания для железнодорожников. Они приняли непосредственное участие в перевозке жителей блокадного Ленинграда в период зимней и летней эвакуаций. Только зимой и в начале весны 1942 года в Ивановскую область прибыли и проследовали через нее транзитом 272,5 тыс. ленинградцев. Это почти половина от общего числа ленинградцев (554 186 человек), эвакуированных в тот период. В область и через нее шел огромный поток раненых и больных красноармейцев с Северо-Западного, Калининского и Волховского фронтов.
Грузы для текстильщиков
Сосредоточив усилия на перевозке воинских соединений и грузов, а также на транспортировке раненых и эвакуированного населения, руководство отделений железных дорог ослабило внимание к хозяйственным нуждам текстильных предприятий области. Причем эти проблемы стали настолько острыми, что 24 марта 1942 года, опираясь на решение ГКО СССР, бюро обкома ВКП(б) было вынуждено принять постановление «Об оказании помощи Горьковской и Ярославской железным дорогам по погрузке, выгрузке и продвижению поездов». В отделения железных дорог были направлены ответственные работники обкома ВКП(б) и управления НКВД по Ивановской области, а на места направлена телеграмма за подписями первого секретаря обкома партии Г.Н. Пальцева и М.И. Маркеева с требованием «всеми мерами навести порядок на железных дорогах, организовав сверху донизу четкую бесперебойную работу, полностью обеспечивающую выполнение плана перевозок и особенно грузов с фронта». Уполномоченным обкома ВКП(б) и УНКВД предписывалось мобилизовать население и осужденных из колоний НКВД и ни «в коей мере не допускать простоя паровозов и вагонов». Лиц из числа железнодорожной администрации, а кроме того, «клиентов, проявляющих элементы саботажа, халатное отношение в работе, а также других злостно срывающих работы транспорта», рекомендовалось с санкции обкома ВКП(б) и УНКВД «привлекать к ответственности по законам военного времени».
ВМЕСТО УГЛЯ - ДРОВА
В свою очередь работа железнодорожного транспорта значительно затруднялась из-за недостатка угля. С целью его замены на дровяное топливо ГКО СССР принял постановление № 1319 от 21 февраля 1942 года «О поставке дров для железных дорог». В рамках его выполнения приказом наркома путей сообщения Л.М. Кагановича Ярославская и Горьковская железные дороги были переведены на дровяное топливо. Силами области в срочном порядке до распутицы предстояло заготовить 370 тыс. кубометров дров. Решениями обкома ВКП(б) и облисполкома в порядке трудовой повинности на заготовку дров было мобилизовано 7478 лесорубов и 6028 лошадей для перевозки древесины к местам складирования.
Для обеспечения железных дорог топливом во втором полугодии 1942 года ГКО СССР 23 июля принял очередное постановление «О поставке дров для железных дорог». На его основании 31 июля 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета приняли постановление с аналогичным названием - «О заготовке дров для железных дорог». Трудовой мобилизации на срок с 1 августа по 31 декабря 1942 года подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 18 до 45 лет. В 3-м квартале планировалось мобилизовать 4470 человек и 3590 лошадей с возчиками, а в 4-м квартале их количество составило 2850 и 3050 соответственно. Рабочие и служащие лесозаготовительных организаций, привлеченные к поставке дров для НКПС, на время выполнения задания получали отсрочку от призыва в Красную армию.
МОБИЛИЗАЦИЯ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
Каждому мобилизованному на период дровозаготовок устанавливалось соответствующее задание. Так, на рубке оно составляло 260 кубометров при дневной выработке 2,5 кубометра, на вывозке - 220 кубометров при дневной норме 2 кубометра, на разделке - 420 кубометров при норме 3,5 кубометра и на погрузке 500 кубометров при выработке 5 кубометров в сутки. При досрочном выполнении заданий по рубке, вывозке, разделке и погрузке мобилизованные подлежали досрочному освобождению от дальнейших работ. Кроме того, рабочим, выполнившим месячную норму, надлежало выдавать за наличный расчет 5 метров хлопчатобумажной ткани, 1 кусок хозяйственного мыла, 100 грамм махорки, 3 коробка спичек, 1 кг соли и 2 литра керосина.
Однако рабочая сила требовалась не только для заготовки топлива, но и для производства других работ. 25 августа 1942 года бюро обкома ВКП(б) приняло постановление «О ходе мобилизации городского населения на железнодорожный транспорт». В нем отмечалось, что выполнение постановления ГКО СССР от 5 июня 1942 года о мобилизации городского населения на железнодорожный транспорт «проводится крайне неудовлетворительно». По состоянию на 20 августа из подлежащих мобилизации 1750 человек мобилизовано 570. Особенно плохо она проводилась в Иванове, Владимире и Александрове. Секретарям горкомов указанных городов в категорической форме было предложено не позднее 1 сентября выполнить установленный мобилизационный план. Одновременно бюро обкома ВКП(б) обязало секретарей райкомов и председателей исполкомов райсоветов Гороховецкого, Ковровского и Вязниковского районов оказать помощь Горьковской железной дороге в проведении дополнительного оргнабора рабочей силы в количестве 450 человек.
РЕКОНСТРУКЦИЯ Ж/Д УЗЛОВ
Одновременно с решением указанных проблем на территории области проводилась реконструкция железнодорожных узлов. 29 мая 1942 года бюро обкома ВКП(б) во исполнение решения ГКО СССР от 11 января 1942 года за №1128 сс приняло постановление «О реконструкции Александровского узла Ярославской железной дороги». Оно обязало секретарей райкомов и горкомов ВКП(б) и местные органы власти мобилизовать для указанных работ 2000 человек. Начальнику строительства Горину было предложено всех рабочих, прибывающих для участия в реконструкции, «обеспечить жильем, питанием, согласно нормам, установленным правительством, спецодеждой и инструментом». Тем же постановлением начальнику Александровской конторы трансторгпита предписывалось «организовать общественное питание и бесперебойное снабжение хлебом работающих на реконструкции железнодорожного узла».
22 мая 1942 года бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета в соответствии с приказом НКПС приняли постановление «Об усилении рельсового хозяйства на участке Петушки – Горький Горьковской железной дороги». Постановление обязало секретарей горкомов и райкомов ВКП(б) и председателей горрайисполкомов мобилизовать для указанной работы рабочую силу в количестве 1310 человек. Их надлежало свести в ремонтно-путевые колонны, за каждой из которых закрепить соответствующий участок работ и организовать между ними социалистическое соревнование. Одновременно было решено просить наркома путей сообщения А.В. Хрулева выделить средства для премирования отличившихся рабочих по смене рельс на Горьковской железной дороге, а наркома текстильной промышленности И.Н. Акимова разрешить отпустить для рабочих 6000 метров брезентового лоскута для пошива им спецодежды.
БОРЬБА С «МЕШОЧНИЧЕСТВОМ»
Борьба с преступностью и «мешочничеством» на железнодорожном транспорте была важной особенностью этого времени, о чем свидетельствует постановление ГКО СССР от 25 сентября 1942 года «О мерах борьбы с «мешочничеством». Под «мешочничеством» понимался провоз сельхозпродуктов в размерах, превышающих установленные нормы ручной клади. Особенно это было распространено на дорогах, прилегавших к Москве и другим промышленным центрам. Только в течение июля, августа и в первой половине сентября органами железнодорожной милиции за «мешочничество» на Ярославской железной дороге было задержано 6586 человек (июль – 3560 человек, август – 2020 и за 15 дней сентября – 1006 человек). Большинство из них составляли члены семей рабочих и служащих, лиц, призванных в Красную армию, а также инвалиды Отечественной войны. Более того, за август и 15 дней сентября 1942 года железнодорожной милицией было возбуждено 210 уголовных дел на железнодорожников, провозивших «мешочников» за взятки. В целях усиления борьбы с «мешочничеством» Л.П. Берия предложил «разрешить органам милиции на железнодорожном транспорте производить у пассажиров изъятие продовольственных товаров, превышавших норму провоза ручной клади (16 кг)». Лиц, незаконно провозивших продовольствие на товарных поездах, рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 9 апреля 1941 года «Об ответственности за незаконный проезд на товарных поездах», а обнаруженные продукты изымать. Служащих железной дороги и водного транспорта, уличенных в «мешочничестве», а равно входящих в сделки с «мешочниками», надлежало предавать суду военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта.
Таковы лишь некоторые страницы из истории железнодорожного транспорта Ивановской области в годы Великой Отечественной войны.
Владимир ОКОЛОТИН, доктор исторических наук