БАННЕР
Анна Семенова
Главный финансист города – о том, на что в этом году хватит денег

Главный документ, определяющий жизнь любого города, – бюджет. В областном центре бюджет на 2018 год был утвержден решением Ивановской городской думы 22 декабря. Как город будет жить в этом году? Хватит ли денег на ремонт дорог и на школьные учебники, будут ли расселять аварийные дома и сносить аварийные деревья? Будут ли выделяться дополнительные средства на уборку снега и закупку новых троллейбусов и уборочной техники? Об этом мы поговорили с главным финансистом города – первым заместителем главы областного центра Сергеем Золкиным.

 

– Сергей Олегович, цифры доходов и расходов городского бюджета на 2018 год уже озвучивались. Они останутся неизменными или будут корректироваться в течение года? Есть ли надежда на то, что денег в городской казне прибавится по сравнению с тем, на что вы рассчитываете сейчас?

– Действительно, те цифры по доходам и расходам, которые 22 декабря утвердила городская дума, являются стартовыми, и в течение года они будут меняться. В какую сторону – увеличения или уменьшения, – сейчас нельзя точно прогнозировать, поскольку это зависит от многих факторов.

Возьмем, например, доходы бюджета. Они состоят из двух частей: собственные доходы (налоговые – доходы от налоговых платежей, идущих в городской бюджет, и неналоговые – от продажи и использования муниципального имущества и т. д.) и безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов.

По итогам прошлого года собственные доходы бюджета города составили 3 млрд 53 миллиона рублей. В этом году мы планируем небольшое увеличение – до 3 млрд 237 миллионов рублей. Хотелось бы, чтобы эта цифра была больше, но она зависит от экономической ситуации. Например, в последние годы идет замедление положительной динамики по неналоговым доходам. Оно связано, с одной стороны, с тем, что значительная часть муниципальных помещений и зданий, включенных в программу приватизации, уже продана, а многие из выставляемых сейчас на продажу объектов находятся не в лучшем состоянии и требуют существенных капитальных вложений. А с другой – и платежеспособность потенциальных покупателей, и спрос с их стороны серьезно снизились из-за кризисных явлений в экономике.

Если исходить из прогнозов, то идет и снижение безвозмездных поступлений: если за прошлый год в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов поступило 2 млрд 744 миллиона рублей, то в этом году мы планируем поступления в сумме 2 млрд 661 миллиона рублей. Еще раз хочу подчеркнуть – это первоначальные цифры. Мы надеемся, что сумма будет больше.

В прошлом году объем субсидий и дотаций из областного и федерального бюджетов в течение года существенно вырос – с 2 млрд 223 млн, запланированных на начало года, до 2 млрд 744 млн рублей, полученных по итогам года – мы дополнительно получили более 500 миллионов рублей. Рассчитываем, что и в этом году динамика будет аналогичной.

 

– За счет чего могут вырасти суммы субсидий?

– За счет поддержки со стороны областного бюджета (компенсация расходов на повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), на реализацию других решений, принимаемых на федеральном или региональном уровне), и за счет средств территориального Дорожного фонда, выделяемых на крупные проекты по строительству, капитальному ремонту и реконструкции дорог. Кроме того, мы надеемся получить средства по федеральным и региональным целевым программам, в которых участвует или намерен участвовать город.

 

– Получается, что жизнь в областном центре в значительной степени зависит от области и Федерации?

– Мне как специалисту, который не первый год занимается муниципальными финансами, хотелось бы, чтобы акцент смещался на наши собственные возможности. Чего, к сожалению, пока не происходит, потому что основными источниками наших доходов остается 25% от НДФЛ, земельный налог и ЕНВД. В бюджет города не зачисляется ни НДС, ни налог по УСН, ни налоги на имущество организаций и на прибыль, ни транспортный налог.

К сожалению, нельзя рассчитывать, что коренным образом изменится динамика по собственным налоговым и неналоговым доходам без серьезной активизации инвестиционной деятельности или без изменений в нормативах зачисления налогов в бюджет муниципального уровня, без увеличения производственных мощностей существующего сектора экономики в городе. Этого мы пока не наблюдаем. Да, есть направления, по которым идет положительная динамика, но кардинальных изменений в текущем году вряд ли стоит ожидать, потому что эти процессы имеют отложенный эффект.

Тем не менее мы настроены на позитив. Есть положительные изменения в экономике, и мы не собираемся сидеть сложа руки, будем работать по улучшению инвестиционного климата, повышению эффективности использования муниципального имущества и средств муниципального бюджета.

И еще одна серьезная проблема, которую мы начали решать в прошлом году, – расходы на обслуживание муниципального долга, то есть кредитов, которые областной центр брал, чтобы обеспечить финансирование расходов. В прошлом году за счет перекредитования под более низкие ставки и ряда других мероприятий эти расходы удалось снизить более чем на 30 миллионов рублей (для примера: именно столько стоила реконструкция аллеи Гагарина). На 2018 год на обслуживание кредитов у нас запланировано 188 миллионов – это серьезная сумма. Но это плата за то, что город выполняет взятые на себя перед горожанами обязательства. И, конечно, мы продолжим работу по снижению этих расходов.

 

– Обычно руководители муниципалитета акцентируют внимание на том, что бюджет остается социально ориентированным…

 

– Я понимаю, что это клише, но бюджет города Иваново действительно является социально ориентированным. Почти 70% расходов – расходы на систему образования, соцзащиту населения, культуру, физкультуру и спорт, молодежную политику. Остальные расходы – на благоустройство, ЖКХ, транспорт и даже на административно-управленческие цели – тесно связаны с жизнеобеспечением города. Ведь административные расходы – это не только зарплата чиновников, но и расходы на обеспечение деятельности МФЦ, обеспечение избирательных процессов, оказание муниципальных услуг, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и прочее.

 

– Чего ждать ивановцам в 2018 году от городских властей? Можно ли уже сейчас сказать, какие проекты будут реализовываться?

– Один из главных моментов связан с заработной платой работников бюджетной сферы. При всех сложностях с бюджетом мы, во-первых, выполняем майские указы Президента РФ, во-вторых, с 1 января провели индексацию заработной платы в бюджетной сфере, аналогично той индексации, которая прошла на федеральном и региональном уровне. И, в-третьих, мы исполняем законодательство относительно повышения минимального размера оплаты труда. С 1 января МРОТ вырос с 7800 до 9489 рублей. Нам предстоит еще раз решать задачу увеличения МРОТ с 1 мая до 11 163 рублей. По сравнению с прошлым годом МРОТ вырастет на 42% – это существенно. И это большая нагрузка на региональный и муниципальный бюджеты.

Сохраняются муниципальные доплаты отдельным категориям работников детских дошкольных учреждений, молодым специалистам – на это средства предусмотрены в полном объеме. Отдельно мы рассматриваем вопрос об увеличении зарплаты сотрудникам Молодежного центра и МБУ «Восток», сейчас заработная плата там невысокая, а работу эти люди делают огромную. На их плечах – работа с детьми и подростками по месту жительства, и ответственность за состояние спортивных площадок, а зимой – за содержание и заливку катков… Глава города принял решение постепенно повысить зарплату работников этих учреждений до уровня зарплат в других бюджетных учреждениях города.

В полном объеме учтен рост платежей за коммунальные услуги, а также все расходы, связанные с арендой помещений, уплатой налогов и другими обязательствами.

Еще одна важная мера поддержки, которую мы сохранили, – это субсидия на компенсацию ресурсоснабжающим организациям разницы в нормативах при предоставлении коммунальной услуги по отоплению. Поясню, что город Иваново некоторое время назад взял обязательства по компенсации РСО фактически части платы жителей за отопление старых и энергонеэффективных домов. Многие горожане и не догадываются, что город за них доплачивает. Бюджету это обходится в десятки миллионов рублей (только на первое полугодие 2018 года на эти цели выделено 35 млн). Это позволяет снизить стоимость коммуналки в 1,5-2 раза.

Отдельно хочу отметить, что в 2018 году из федерального и регионального бюджетов выделено значительно больше средств, чем в 2017-м, на предоставление жилья детям-сиротам.

Три миллиона рублей будет выделено на ДК бывшего меланжевого комбината. Здание ДК находится в плохом состоянии, и чтобы превратить его в культурно-досуговый центр, необходимый району меланжевого комбината, нужны большие вложения. Было принято решение проводить капремонт поэтапно, чтобы объект вернулся к жизни. Поэтапно будут решаться и проблемы спорткомплекса «Автокран»: первые шаги сделаны в прошлом году, в 2018-м мы пойдем дальше.

Кроме того, мы изучаем пути решения проблем спортивных школ олимпийского резерва. Напомню, возникла угроза, что они потеряют свой статус, и требуется дополнительное финансирование для организации групп спортивной подготовки. Думаю, что выход найдем.

 

– Получается, что серьезных проблем с деньгами в Иванове в 2018 году не ожидается?

 

– Денег не хватает всегда, и даже в тех городах, где бюджет бездефицитный. В Иванове тоже есть ряд проблем.

Например, с собираемостью доходов. Особенно нас беспокоит ситуация с арендной платой за землю, выделенной под застройку. Отдельные застройщики накопили долги, исчисляемые миллионами рублей. Эти деньги совершенно не лишние для города и для горожан. Я понимаю, что факт появления этих долгов в значительной степени связан с ситуацией на строительном рынке, в первую очередь в жилищном строительстве. Мы, конечно, ведем претензионную работу, взыскиваем долги через суд, но зачастую должник оказывается банкротом.

Особое внимание уделяем муниципальному долгу. Напомню, у муниципалитетов, в отличие от субъектов Федерации, нет возможности получать бюджетные кредиты на льготных условиях. Поэтому финансировать дефицит бюджета мы можем только за счет коммерческих кредитов. К счастью, сейчас ставки по ним снижаются.

К сожалению, мы не всегда можем получить от распорядителей бюджетов других уровней информацию об объемах и сроках субсидий и дотаций, которые нам планируют выделить. Эта неопределенность не дает возможности выстраивать планы работы по году. На практике нередко бывает, что обещанные субсидии приходят только в середине года, муниципальные средства высвобождаются, мы проводим торги во втором полугодии, а работы выполняют уже в октябре-ноябре. Хотелось бы уйти от этой практики, но в данном случае не всё зависит от муниципальной власти.

 (Подробнее о доходах и расходах из городского бюджета можно узнать в разделе «Бюджет для граждан» на главной странице официального сайта администрации г. Иваново http://ivgoradm.ru/)

 

На что пойдут бюджетные деньги в 2018 году

 

Социальные расходы:

– повышение зарплаты бюджетникам;

– расходы на повышение МРОТ;

– доплаты молодым специалистам;

– доплаты непедагогическим сотрудникам детских садов;

– повысились расходы на питание в детских садах;

– бесплатное горячее питание в школах для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов;

– субсидия на горячее питание для учащихся 1-4-х классов муниципальных школ;

– финансирование перевозки детей в каникулы к местам летнего отдыха;

– организация летних трудовых отрядов для подростков;

– финансовая поддержка ТОСов;

– финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (выросла с 4 до 6,5 млн рублей);

– благоустройство и лесоустроительные работы в городских парках и лесах;

– новые вольеры для Ивановского зоопарка;

– предоставление земельных участков многодетным семьям;

– субсидия на компенсацию части расходов ресурсоснабжающих организаций на выравнивание нормативов по отоплению жилых домов.

 

 

Расходы на прочие мероприятия:

– финансирование развитие сети МФЦ для повышения доступа к государственным и муниципальным услугам;

– расселение трех многоквартирных аварийных домов;

– субсидия МУП «ИПТ»;

– средства на софинансирование участия в региональных и федеральных целевых программах.

 

Объекты-2018:

– детский сад в Рождественском микрорайоне;

– корректировка проектно-сметной документации для возобновления строительства Дворца игровых видов спорта;

– проведение ремонтных работ в ДК бывшего меланжевого комбината;

– завершение строительства Западного обхода (участок дороги ул. Минская – ул. Фрунзе;

– 2-й этап реконструкции автодороги по ул. Станкостроителей;

– завершение ремонтных работ и установка оборудования в детском технопарке «Кванториум»;

– создание психолого-педагогического центра;

– софинансирование работ по федеральной программе «Современная городская среда».

 

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Начинаем строить школы

Рубрика «Слово мэра»

Екатерина Петрова

Крошка для города

Как избавить Иваново от пыли

Николай Голубев

«Напишите самые лучшие слова о Наташе»

Эксклюзив «РК»: Вячеслав Зайцев о городе детства, профессоре Мизоновой и новом ивановском музее

Анна Семенова

Теплее, надежнее и дешевле

Ивановская теплоэнергетика выходит из кризиса