БАННЕР
Мария Махова
Для подростков есть такое упражнение: первый человек говорит слово, следующий пытается увидеть в этом какой-то образ – и так по кругу. На формирование образного мышления. Иногда я записываю ход мыслей своих учеников, вот один из вариантов: 1. Глаза 2. Пьеро 3. Слезы 4. Ночь 5. Вечность 6. Небо 7. Крылья 8. Любовь.

 

«Куда бы ни пришла наука, там уже была поэзия»

(академик П.Л. Капица)

 

Занятие проходит удачно, если ребята не скатываются в обычный бег ассоциаций, что самое простое. Упражнений на образ и фантазию много, и занимаемся мы этим постоянно. Но от простого нужно прийти к сложному.

 

Прагматизм и счастье

 

В детях необходимо развивать художественное и образное мышление – при рождении дети и так поэты, но потом они забывают об этом. Из художников мир делает прагматиков, из творцов – потребителей. Но корысть и прагматизм еще никого не сделали счастливым. Удержать блаженство внутри может только поэт (под «поэтом» имеется в виду создатель образа, творец).

Дети должны научиться мыслить не штампами, не шаблонами, они должны уметь придумывать что-то свое – и в итоге делать мир вокруг себя лучше, разноцветней, радостней.

Задумайтесь, почему Пифагор в своей школе каждое утро начинал с чтения стихов?.. О да, там было много и математики, и политики, и спорта. Но развитие образного мышления Пифагор ставил на одно из первых мест, понимая, что движение вперед без творческой составляющей невозможно. Недаром Эйнштейн говорил, что воображение важнее знаний.

И через любые занятия нашей задачей прежде всего является воспитание в детях созидателей, попытка научить их видеть свет и делиться светом – сколько бы им ни было лет, прежде всего детей нужно учить любви и отдаче, ну а потом уже всё остальное.

 

В любом хаосе

 

Другими словами, нужно учиться, по выражению Бродского, искать «горизонт по вертикали». И учить детей любви. И тогда они выживут в любом хаосе и найдут выход из любой ситуации в этом мире, который всё больше стремится утратить и разум, и любовь.

И прежде чем они станут экономистами, юристами, маркетологами или научатся какому-то ремеслу, нужно помочь детям стать поэтами. И если спросят меня: «А зачем нам столько поэтов?», то я отвечу. Я напомню историю одного мальчика, сына репрессированного, восьмого ребенка в семье, живущей в бараке – в те далекие и страшные 30-е годы.

 

Обмен в бараке

Этот мальчик на протяжении месяца отдавал свой обед (50 грамм хлеба и ложку сахара) другому ссыльному мальчику за то, что тот через месяц отдаст ему книгу с репродукциями картин Айвазовского. Мальчик очень хотел есть, но книга была важнее, бессознательно он понимал, что эти картины дадут ему гораздо больше, чем кусок хлеба.

Когда человек способен поставить духовные ценности выше желудка, этот человек – поэт. И неважно, что он не сложит никогда ни одной строчки – у этого человека душа поэта. «Но если людей превращают в машины, то обязанность поэта – снова сделать из этих машин людей», – сказал Лессинг. Поэт определяется не качеством рифм. Поэт определяется способностью чувствовать. И жертвовать. Поэт в высшем своем назначении.

Я не знаю, кем стал тот мальчик, который брал хлебом за «посмотреть книжку», – история об этом умалчивает. А о том мальчике, который потом не расставался с книгой, где шумело вольное море, узнала впоследствии вся страна. Это был космонавт Алексей Леонов – голодный мальчик из барака, выживший благодаря картинам Айвазовского (как он сам потом признавался).

В ребенке нужно поддерживать и воспитывать поэта не для того, чтобы он впоследствии стал Пушкиным (Пушкиным нужно родиться, этого не воспитаешь), поэт в человеке – это чисто нравственная категория. Жрец из погибшей Атлантиды, миривший людей словом, был поэтом.

Пифагор, считавший, что математика вышла из поэзии и начинавший каждый урок стихами, в душе был прежде всего поэтом, а потом уже ученым и философом.

 

И люди стали лучше

 

Одна женщина рассказывала, как во время землетрясения в Польше среди находящихся в убежище людей в какой-то момент началась паника, и она стала декламировать стихи – Пушкина, Есенина… всё, что помнила. И все затихли и слушали ее, и сами начали вспоминать стихи, которые знали когда-то. Так вот, в душе этой женщины жила музыка. И она поделилась ей, и люди стали лучше. Это абсолютно поэтическое и творческое поведение.

Термин «творческое поведение» впервые я услышала от своего преподавателя С.А. Баркана. Человек, умеющий вести себя творчески, навсегда становится поэтом, музыкантом и танцором в любом деле, каким бы он ни занимался, – хоть табуретки будет делать, хоть макраме плести. Воспитывать в ребенке поэта – это спасать его будущее и будущее всей страны в итоге.

 

Каждый ребенок знает Бога –

не бога имен,

не бога запретов,

не бога, всё время творящего странные вещи,

а того, который напевает только четыре слова

и повторяет их:

«Приходи танцевать со мной».

 

Самые читаемые статьи

Анна Семенова

Город – для предпринимателей

Где в Иванове будут развиваться производства и как получить поддержку

Дарья Капкова

Три этажа

необычного и предприимчивого

Александр Горохов

Производственный роман

«Давай сатин 60, ВМП и 30 боронок пряжи, а то план не дам ни хрена!»