Гладко было на бумаге
Иваново – разномастный город. На одной улице могут соседствовать здания разных эпох и стилей. Широкие автомобильные магистрали упираются в частный сектор. А многоэтажки высятся там, где их не ожидаешь увидеть. В этой архитектурной «непричесанности» и многоликости– своеобразие нашего города, его неповторимость. Но где истоки этой строительной вольницы?
Шуя, Тейково и Середа – в границах Иванова
Массовое строительство в Иванове началось в первые советские годы. Тогда и встал вопрос о генеральном плане развития. Его заказали ленинградскому архитектору Льву Ильину, который представил проектв октябре 1928 года.Планируемый срок реализации – тридцать лет. Предполагалось, что к 1960 году население Иванова вырастет в пять раз – до 520 тысяч человек. Поэтому главная задача, которую решал архитектор, – где всех разместить. Ильин предложил осваивать южное (в сторону Кохмы) и северное (к Фурманову) направления. «Границы города намечаются от разъезда «Текстильный» (по движению часовой стрелки), захватывая на западе Балино, Беляницы, Говядово, все земли охранной зоны водопровода; на севере – Авдотьино, Шишкино, Талицы; на востоке –Клинцево, Хламостино; на юге – Дмитриево, Афанасово, Притыкино».
Планировалось разграничить промышленный, торговый и административный районы города. Под фабрики отводился район за Сосневом (где чуть позже появился меланжевый комбинат), торгово-деловой центр предполагался по нынешнему Шереметевскому проспекту и в начале проспекта Ленина, а «район административных учреждений сосредотачивался в 3-м районе – Кокуйском».
Интересно, что Ильин предлагал со временем создать городскую конгломерацию: «Иваново-Вознесенск является типичным городом для осуществления в нем районной планировки. Уже сейчас к нему тяготеет Кохма, которая должна быть включена в планировку самого Иваново-Вознесенска. В дальнейшем планировка должна охватить Шую, Середу, Тейково, Лежнево, находящиеся в экономической и технической (жел.-дор. путь) связи с Иваново-Вознесенском. Включение их в дальнейшую планировку вызывается тем, что к 1950 году средняя плотность в пределах этого района достигнет 400 человек на 1 кв. км. Эта плотность превысит плотности Голландии».
Еще одно неосуществленное намерение девяностолетней давности – организовать парк в центре города: «Пойма реки Уводь между Соковским и Туляковским мостами освобождается от промышленных предприятий и используется под зеленые насаждения общего пользования».
Во всём виноват профессор
Надо отметить, что профессор Ильин одновременно работал над генпланами для Иванова и Ленинграда. В Северной столице архитектора до сих пор вспоминают с благодарностью, а в Иванове от его услуг отказались достаточно быстро. «Рабочий край» за январь 1930 года гневно писал: «Пока профессор в тиши кабинета размышлял над своими эскизами, в Иванове бешеным темпом уже развивалось строительство.<При отсутствии завершенного плана нет гарантии>, что какой-нибудь небоскреб не вырастет на месте будущей улицы, изуродовав город».Но более грознымибыли идеологические претензии к ленинградскому зодчему. Ивановские власти мечтали о социалистическом городе, с широкими проспектами, с новой архитектурой, а Ильин действовал деликатно. Газета сигнализировала: «Взгляните на проект и вы не увидите в нем самого основного – площади. Не площади старых городов, стиснутой домами, а огромной площади, которая вместила бы стотысячную толпу пролетариата. На проекте, вместоплощади, жалкий проезд в 50-60 метров. Площадь, надо было, конечно, расширить, сломав уродливую махину-церковь позади горсовета. Но профессор вкупе с Главнаукой пристрастен к старине: он постеснялся потревожить дряхлую старуху церковь и любовно прилепил ее вместе с башней к спине будущего здания Дома Советов. Получилосьнечто вроде домовой церкви при... советском учреждении».
Резюме газетной заметки:отказаться от дорогостоящих услуг медлительного профессораи обратиться к местным архитектурным силам. В результате Иваново осталось без генерального плана. Хотя, надо отметить, многие идеи Ильина все-таки были реализованы.
Не выше пяти этажей
Двадцатилетний генеральный план был разработан уже после войны. В 1951 году его утвердил Совет министров РСФСР.В Иванове собирались построить бульварное кольцо шириной в 60 метров. Планировалось, что «оно охватит центр города и соединит его отдельные районы по улицам: Громобоя, Ленинградской, 4-й Линии в Глинищеве, 4-й Межевой, 1-й Авиационной, Южной, Пролетарской и Восточной».
Высотность областного центраограничивалась четырьмя-пятью этажами(на такие здания отводилось 65% селитебной территории). «Строительство жилых и общественных зданий высотой в шесть-семь этажей предусматривается только в отдельных случаях для архитектурного оформления наиболее важных магистральных улиц и площадей». Видимым воплощением проекта 1951 года стали ивановские «Черемушки», первые дома на проспекте Строителей, камвольный комбинат.
Коренные перемены, согласно генеральному плану, должны были коснуться поймы Уводи по обоим берегам от плотины на пл. Пушкина до Сосневской отделочной фабрики. Уже был готов проект городского сада с многочисленными аллеями (архитекторы М. Меер и А. Толстопятов, инженер И. Афонский). В газете даже публиковался эскиз «одной из беседок с лестницей, спускающейся к набережной».
Отмечу, что под публикацией в «Рабочем крае», на которую я ссылаюсь, стояла подпись не какого-нибудь рафинированного проектировщика или журналиста, а председателя горисполкома. Но и это, видимо, ничего не гарантирует.
Пешеходный центр, городки для студентов и пионеров
Следующий генплан приняли в 1968 году. Его должно было хватитьдо конца века. Основная идея –присоединение Кохмы (это, видимо, голубая мечта ивановцев). Также заявлялось о реконструкции кварталов первых пятилеток: «Первого рабочего поселка и массивов, примыкающих к проспекту Ленина и улице Фридриха Энгельса. Обрамление из современных домов получат другие городские магистрали».Тогда же были спроектированы девятиэтажки на пр. Фридриха Энгельса.
Район от улицы Советской вниз до Уводи отдавался под студенческий городок:«В нем предусматривается возвести новые учебные корпуса и общежития, а на месте шпульно-катушечной фабрики (слева от Дворца искусств, где высится башня со звездой. – Прим. авт.) оборудовать студенческий спортивный комплекс. Прекрасный пионерский городок, включающий в себя группу зданий, аттракционы, павильоны и террасы для игр, намечается создать в районе так называемого Павловского оврага, идущего от площади Пушкина вдоль улицы Жарова». Также проектировщики обещали сделать пешеходным весь центр города (от пл. Революции до пл. Пушкина,и пр. Фридриха Энгельса).
«Наибольшее развитие получит трамвай»
Последний, третий, советский генплан Иванова был утвержден в 1986-м сроком до 2005 года. Прогнозировалось увеличение населения до 570 тысяч человек (сейчас около 400). «Крупным районом жилой застройки станет свободная территория, расположенная между Ивановом, Кохмой и ТЭЦ №3. В результате Иваново к концу нынешнего века сольется с Кохмой, которая образует пятый городской район. <…> Наряду с освоением свободных территорий будут реконструироваться районы частной жилой застройки в центральной части города.<…> Предполагается расчистить овраг Кокуй и на этом месте устроить зеленый бульвар-эстакаду, связав напрямую площади Революции и Пушкина».
И вновь в генеральном плане речь шла о набережной Уводи. Организация здесь зоны отдыха называется «доминирующим направлением в благоустройстве». Также проект обещал разбить четвертый общегородской парк в районе областной больницы – площадью свыше 100 гектаров.
В плане 1986 года заявлялось о строительстве моста через Уводь. Он должен соединить улицы Лежневскую, Бубнова, Носова, Полка Нормандии-Неман, Фрунзе в сквозную автомагистраль. (Эта идея актуальна и сегодня.)
«Из всех видов городского транспорта наибольшее развитие получит трамвай.Общая протяженность линий к 2005 году увеличится до 36 километров, или почти вдвое». Рельсы должны были дотянуть до областной больницы, Кохмы и ТЭЦ №3. «В то же время общая длина улично-дорожной сети города сократится с 688 до 356 километров. Парадокса тут нет. Для транспорта, особенно грузового, будет закрыт доступ в районы жилой застройки».
Возвращение к проекту 1928 года
Как видим, ни один из генеральных планов не был реализован полностью. С чем связан постоянный пересмотр стратегии? Появляются новые способы строительства (кто мог представить, что в Иванове дома вырастут до 20 этажей), корректируются государственные нормативы, вводятся в строй новые предприятия. В конце концов, меняются градоначальники и главные архитекторы – и у каждого свое видение будущего областного центра. При этом из проекта в проект переходят одни и те же проблемы и идеи: благоустройство набережной, организация центральной городской площади, присоединение Кохмы.
Сейчас в Иванове действует генплан, принятый в 2006 году и рассчитанный на 20 лет.Декларируется строительство новых социальных и спортивных учреждений, промышленных предприятий, объектов инфраструктуры. Что-то уже выполнено, от чего-то отказались, скорректировав документ.
Интересно, что многое из запланированного до 2025 года, намечалось еще в проекте 1928 года профессора Ильина. Получается, что градостроительные идеи не теряют своей актуальности уже целый век. И при этом – по-прежнему остаются лишь на бумаге.
Историю ивановских генпланов хранит подшивка «Рабочего края». При подготовке публикации использованы материалы газеты за 1928–1931, 1951, 1967, 1968, 1975, 1979, 1980, 1986, 1987, 2006 гг.