«Первая леди» – так называется книга, написанная о Зинаиде Михайловне Матвеевой – основоположнице художественной гимнастики в Иванове.

Мало кто верит, что Зинаиде Михайловне 92 года, когда знакомится с ней. Женщина по-прежнему бодра, ее движения грациозны, а сама она только изредка жалуется на боль в спине.

Зинаида Михайловна – частый гость в девятой спортшколе, да и сама любит принимать гостей в своем покосившемся домике на Советской улице. Любит беседовать о спорте и не только.

Не знала, за кого болеть

«Обычно я за хоккеем не слежу, больше фигурным катанием на зимней Олимпиаде интересуюсь, а на днях смотрела финал. Не знала, за кого болеть – и у тех, и у других потрясающие скорость, отвага, техника. Если в начале матча вполглаза следила, то, когда счет 3:2 стал в пользу немцев, уже не отрывалась. Такой накал, зрелище завораживает», – начинает разговор хозяйка.

Когда Зинаида Михайловна говорит о спорте (любом, хоть о хоккее, хоть о родной гимнастике), ее глаза вспыхивают детским ярким огоньком. Будто и не пережил этот человек блокаду, не терял близких. А всего этого в ее судьбе хватало. Как и громких побед.

Жидкий суп и зажигательные бомбы

С трудом Зинаида Михайловна говорит только на две темы. Первая – собственные награды и достижения. Врожденная скромность, даже застенчивость – тому помеха. И здесь красноречивее любых слов толстенная папка (весит килограмма три, не меньше) с грамотами, письмами, благодарностями. Самые первые – из блокадного Ленинграда, за победы в кроссах, соревнованиях по стрельбе и др.

Вторая тема – ужасы блокады. Глаза наполняются слезами при воспоминаниях о жидком супе из пустого зерна, о мебели, которую сожгли в печи, о теле отца, которое Зина с сестрой сами зашили в простынь и в стылую зиму отвезли на саночках к штабелю таких же свертков, о зажигательных бомбах, одна из которых пробила крышу их дома.

«Мне еще шестнадцати не было, но я была самой старшей в компании детей. Мы гуляли во дворе-колодце, как над нами самолет показался, а за ним будто стая маленьких птичек – зажигательные бомбы. Я сразу всех к себе позвала, и мы на чердак бросились. Там уже были приготовлены песок и инструменты, которыми стали тушить бомбы…»

Слезы. Расспрашивать дальше не позволяет то ли этика, то ли жалость.

Любовь сильнее страха

У Зины, тогда еще Чулковой, во время блокады была возможность уехать в эвакуацию на Урал, но она, не испугавшись, предпочла остаться с семьей и защищать город, обучая бойцов на специальных курсах для отправки на Ленинградский фронт. В школе Зина охотно занималась спортом, и в годы блокады продолжала участвовать в соревнованиях.

А после войны было поступление в институт имени Лесгафта и обучение по самой первой в стране программе художественной гимнастики. Новый вид спорта был на стадии младенчества, и вчерашняя школьница сразу влюбилась в красоту и грациозность гимнастических движений. Впрочем, не только в них, а еще и в студента института имени Лесгафта, Бориса, уроженца Иванова.

После института Борис получил распределение на родину, и Зинаида поехала за ним. Любовь оказалась сильнее страха. В институте физкультуры многие молодые девушки изучили только что разработанную программу художественной гимнастики и, как ручейки, растеклись по всей стране – распространять новый вид спорта.

В 1949 году на перрон Ивановского железнодорожного вокзала вышла не по-ивановски одетая пара. Зинаида в легком пальто и шляпке с вуалью перебралась в наш город. «Грусти не было вовсе. Я кроме Ленинграда нигде не бывала, хотела посмотреть страну», – вспоминает героиня.

Историческое место

Неприметный небольшой дом № 24, где жила семья Бориса, стал родным для Зинаиды на всю жизнь. Здесь они поселились с мужем и начали работу в педагогическом институте (ныне ИвГУ). Сама Зинаида Михайловна называет этот дом «историческим местом».

В Иванове не было ничего, что было бы связано с художественной гимнастикой. Судить соревнования было некому и заниматься толком негде. На Матвееву лег груз развития нового вида спорта в регионе с нуля. Она, недолго думая, набрала девушек в команду по художественной гимнастике, начала обучать их по программе второго разряда.

Пробивной, неудержимый характер позволил внедрить гимнастику и в других институтах, ввести в программу спартакиады вузов, а позже и создать областную федерацию художественной гимнастики.

Птенцы гнезда Матвеевой

Самой запоминающейся своей победой она считает успех на первенстве РСФСР (северная зона) 1950 года – первая победа после переезда в Иваново. Турнир проходил по программе второго разряда (других еще не было). Победная грамота хранится у Зинаиды Михайловны до сих пор. Еще через год она разделит второе место на тех же соревнованиях со своей сокурсницей из Горького.

И всё же главная победа Зинаиды Михайловны – это ее ученицы и уже их воспитанницы, «внучки» Матвееевой. Их, трепетно выращенных, строго воспитанных и навсегда влюбленных в художественную гимнастику – масса. Фаина Алфёрова, Ирина Новожилова, Елена Соколова, Ирина Чернышкова и многие другие – все они – птенцы гнезда Матвеевой. Сама Зинаида Михайловна в первую очередь выделяет Фаину Алфёрову, много лет входившую в сборную страны.

СССР дал миру художественную гимнастику и популяризировал этот вид спорта, доминируя во всем мире. С тех пор многое изменилось, в гимнастику приходят совсем девочками, у наших гимнасток есть очень серьезные конкуренты в других странах, и о тотальном доминировании говорить не приходится. Но имя Зинаиды Матвеевой навсегда остается в истории становления этого спорта, а для ивановской гимнастики оно является краеугольным камнем.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам