БАННЕР
Дарья Капкова
О педагогическом бесстрашии и детской целеустремленности

Небольшой, но комфортный спортивный зал отделения адаптивной физической культуры и спорта в детско-юношеской спортивной школе № 10 вмещает группу до восьми учеников. Здесь проводят занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Алик, пятки и носки вместе, подтянулись, поздоровались с нашими гостями, – просит Марина Тепцова, тренер-преподаватель АФК (именно у нее на занятии удалось побывать).

– Здравствуйте! – хором произносят дети.

Они и упражнения стараются выполнять синхронно. Дежурный по классу Алёша раздает гимнастические палочки.

Марина Александровна разворачивается лицом к зеркалу, чтобы ученики видели не только преподавателя, но и себя, свои ошибки. Наклоны вниз и в стороны, вращение гимнастической палки, подброс ее из одной руки в другую:

– Не бояться? – спрашивает Алик.

– Не бояться! – уверенным тоном отвечает Марина Александровна.

Любое неверное движение тренер замечает и корректирует: спина должна быть ровной, ноги на ширине плеч.

– Добиваюсь синхронности, чтобы они командой себя почувствовали, – поясняет тренер-преподаватель.

На занятии пятеро учеников. И да, может быть, не у каждого всё получается (сложны, например, упражнения на пресс), но видно, с каким усердием ребята выполняют упражнения. Игра в конце – броски мяча в баскетбольное кольцо – воспринимается как награда.

Тренеры хвалят

Несмотря на то что заболевания у детей разные, опытные педагоги подбирают задания так, чтобы каждый мог справиться. Это разминка и растяжка, силовая нагрузка, дыхательные и расслабляющие упражнения. Обучающиеся сдают нормативы в начале и конце учебного года: приседания, пресс, отжимания, челночный бег, лазание по шведской стенке на время, бросок мяча из-за головы. Редко у кого получается выполнить то или иное задание с первого раза, однако тренеры-преподаватели хвалят учеников за целеустремленность и усердие.

«От учеников получаешь много доброты, позитива, юмора. Происходит равноценный обмен энергией. Когда ты добиваешься результатов – это победа. Ребенок стал отжиматься, стоять на двух ногах, хотя раньше не мог, – это радость. Вот взять, к примеру, Алика. Когда он только пришел, у него не было дисциплины вообще, уставал после пары упражнений. Теперь он выдерживает полноценное занятие», – говорит Марина Тепцова. В школе она работает уже шесть лет – с момента открытия. Занятия у тренера посещают тридцать два ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Со старшими детьми заниматься интереснее, у них нагрузка сложнее, мы пробуем с ними новые направления, например кроссфит. Дети часто ведут себя на занятиях хуже, особенно если в зале есть родители. Прошу мам оставаться в коридоре – тогда проблем нет, ребенок старается, задает вопросы, соблюдает тишину или вместе со всеми смеется, обнимается, – рассказывает Марина Александровна. – Детей всегда жалею, но на поводу у них не иду. Они хитрые, будут этим пользоваться. Конечно, если вижу, что ребенок не справляется, сбавляю нагрузки».

Спортивное поведение

По признанию другого тренера, Алёны Шмелёвой, многое зависит от настроения учеников: «Перед занятием ты можешь построить один план, а выполнять будешь совсем другой. Упражнения предлагаешь в разной дозировке в зависимости от заболевания ребенка. Элементарные задания помогают в жизни. Например, детям с мышечной дистрофией со временем становится сложно подниматься по ступенькам. В этом случае уделяем большое внимание упражнениям на ноги». Алёна Сергеевна добавляет, что дети учатся контролировать себя, общаться с другими: «Многие поначалу замыкаются в себе, не идут на контакт или ведут себя агрессивно, однако со временем раскрепощаются, расслабляются».

Сейчас в школе ведут занятия пять тренеров-преподавателей и инструктор АФК, который проводит тренировки по бочче (паралимпийскому виду спорта, близкому к боулингу). Занимаются 146 детей со многими видами инвалидности: нарушениями опорно-двигательного аппарата, гемофилией, диабетом. Есть слабовидящие, неслышащие, дети с интеллектуальными отклонениями.

Занимаются особенные спортсмены в микрогруппах по шесть-восемь человек. Бывают и индивидуальные занятия. Тренировки длятся по 45 минут, однако у ребят с диагнозом ДЦП и детей, входящих в областную команду по плаванию, сдвоенные занятия.

Через усилие

В школе растят чемпионов: «Максима Каторгина подготовили к чемпионатам и первенствам России по бочче, он вошел в двадцатку лучших боччистов России, в рейтинге поднялся до 14-го места. Сейчас учится в Москве на очном отделении Российского социального университета на программиста и продолжает тренировки, но уже на кортах Москвы. Входит в состав юниорской команды Московской области, играет за сборную России в юниорском составе», – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Укладова.

Однако гораздо важнее, чтобы ребенок под руководством тренеров научился жить в обществе: «Для меня показательный пример – Маша Лебедева. Когда она только пришла на занятия, она даже не говорила. Мама ей пуговицы расстегивала в раздевалке. Сейчас девочка полностью социализирована, мама доверяет дочке домашние дела: например, накрыть на стол, убраться. Маша полноценно общается, посещает много других развивающих занятий: театральную студию, музыкальную школу. Маша входит в состав сборной команды по плаванию детей с ОВЗ. На соревнования по плаванию Маша уже ездит без мамы, сама может принять душ, переодеться», – говорит замдиректора.

С ней соглашается и директор Олег Дашин: «Я иногда смотрю, с каким трудом, через усилие и боль ребята выполняют задания. Это очень целеустремленные, трудолюбивые дети: видят прогресс и стараются получить максимум из того, что мы им даем. В школе нет случайных людей, здесь только неравнодушные. С таким желанием, самоотдачей и заинтересованностью работать могут единицы».

Самые читаемые статьи

Анна Семенова

И за бизнес, и за город

Как архитекторы решают судьбу новых объектов

Редакция РК

«Кванториум. Новатория»

В Иванове открылся детский технопарк

Владимир Шарыпов

О соседях и культуре

Владимир Шарыпов о запомнившихся обращениях граждан

Наталья Мухина

Кубик Рубика: собрать и сконструировать

Люди соревнуются в разных вещах. Кто-то выбирает бег или шахматы, а кто-то собирает головоломки на скорость