БАННЕР
Михаил Тимофеев
В позднесоветские годы город Иваново отчаянно выпадал из контекста туристского маршрута

Помню, как в середине восьмидесятых мой друг, подрабатывавший экскурсоводом, взял меня в Палех. По его мнению, группе из Донецка сильно не повезло, так как весь день непрерывно шел мокрый снег, ограничивавший видимость метров до ста. И если купола Крестовоздвиженского храма еще можно было как-то разглядеть, то крест на шуйской колокольне скорее угадывался. Когда же туристам были принесены в значительной степени дежурные извинения за неудачную погоду, они вполне искренне успокоили своего проводника, сказав, что именно такой им представлялась из украинского далека древняя русская земля…

Мнение, что кроме снега в наших краях ничего «древнерусского» и туристскогонет, достаточно сильно распространено. Даже Плёс и Палех – новоиспеченные и почти исконные «жемчужины» края – не берутся в расчет. А ведь есть еще Юрьевец, Шуя, Кинешма, Лух. Однако рассказанная выше история как бы намекает, что при правильном подходе (или при верном позиционировании, что по сути одно и то же) предъявить в качестве достопримечательности можно всё, что угодно – даже снег.

 

Гадкий утенок

В позднесоветские годы город Иваново отчаянно выпадал из контекста туристского маршрута Золотого кольца, демонстрируя приезжим явную третьесортность и «бронзовость» в сравнении с «золотом» высокой пробы соседних Владимира, Костромы, Ярославля и даже провинциального Суздаля. Пребывание паломников с профсоюзными путевками на ивановской земле обычно делилось на два дня. В первый из них заезжий народ приобщался к революционным святыням – осматривал гранитные бюсты пламенных революционеров на мемориале «Красная Талка», толпился у диорамы в Музее первого Совета, любовался в краеведческом музее тем, на что тратил свои доходы фабрикант Бурылин. Во второй день организаторы пытались соответствовать стандартам маршрута и показать туристам пару-тройку более-менее древних храмов и продемонстрировать, что научились делать при большевиках палехские иконописцы. Тем самым репрезентироваласьнесамодостаточность областного центра, выступавшего в роли красного комиссара среди благообразных соседей, олицетворяющих седую древность.

 

Туризм как хобби

Инаковость Иванова – до сих пор камень преткновения на пути развития туризма в областном центре. Отрадно, что мэр Владимир Шарыпов впервые за много лет взялся за этот вопрос. Впрочем, некоторые действия властей со стороны выглядят странно. Зачем, например, Иванову вступать в ассоциацию городов Золотого кольца? В этом ничего странного нет – город просто обязан извлекать выгоды из своего географического положения. Другой вопрос, пока подвешенный в воздухе: каким образом необходимо действовать? Пока в городе нет даже институции, отвечающей за это направление. Туристский информационный центр, о создании которого было заявлено год назад, существует в каком-то неведомом измерении.

Очевидно, что туризм сейчас на периферии внимания. Но понимание необходимости действий дает о себе знать. Промотур для турфирм, случившийся на прошлой неделе, –хороший знак.Репортажи о приеме давно не виданных гостей позволяют хоть как-то понять, на что они будут ориентироваться. Интерес свой они обозначили, убедили представителей власти и зрителей в перспективности Иванова как туристического рынка. А в риторике журналистов я обнаружил некоторую растерянность и невнимательность в подаче фактов. Их легко можно понять: Иваново как туристская Мекка – это фантастика! Перечень достопримечательностей, обязательных к просмотру, озвучивается с ошибками: нынешняя экспозиция Дома-музея первого Совета правильно называется «Коммунизм+Коммуна=коммуналка». Но лиха беда начало!

Одна из первоочередных задач СМИ и городской администрации заключается в активном наполнении информационного пространства сведениями о достоинствах, преимуществах и перспективах города как места, куда стоит приехать. И чтобы всё это подавалось без досадных ошибок и максимально убедительно. Самодеятельность должна уступить место профессионализму.

Чтобы понять, что профессионалам есть где развернуться, достаточно взглянуть на предлагаемую в ивановских музеях и других местах сувенирную продукцию. Знакомство с ней дает основание предположить, что ответственной за выпуск является Иваново-Вознесенская епархия, и сувенирный образ города видится вполне конкурентоспособным для того, чтобы соперничать, а то и затмить многие центры православия.

 

Заниматься туризмом по-взрослому

Детская болезнь селфи-маршрутов в городе идет во многом от непонимания конечной цели и смутных желаний преображения унылого городского ландшафта. Импульсивные действия выдают отсутствие сколько-нибудь системного плана, необходимость создания которого растет едва ли не день ото дня. Как известно, весенний день год кормит, и, активно ввязываясь в процесс развития туризма едва ли не с нуля, нужно просчитывать риски и видеть перспективы. И не доверять работу людям случайным и безответственным, чтобы не только сохранить лицо, но и получить достойный результат. Памятно, как в 2015 году в Москве был создан абсолютно бесполезный «проект фирменного стиляИвановской области», судя по картинкам, «предсказавший» появление в нашем крае электричек.

Идея маркировки пешеходного маршрута «Красная нить» от железнодорожного вокзала до площади Революции, ориентирами которого будут объекты архитектурного авангарда, созданные на рубеже 1920-30-х годов, безусловно, хороша. Но следует понимать, что она выполнит роль своеобразного стержня, основы для последующего обращения к новым сегментам городского пространства и обогащения смыслами, таящимися в городской истории.

Я рад, что мои идеи превращения Иванова в «красный Диснейленд» находят понимание. «Красный рубин на Золотом кольце» – звучит красиво. Впрочем, город пока сверкает далеко не всеми гранями. Пока он красный алмаз – редкий и дорогой, но требующий кропотливой огранки.

Набирающий обороты «красный туризм» – лишь часть того, что может предложить туристам Иваново. Не стоит забывать о создавшей город легкой индустрии. Иваново – сердце равниннофабричной цивилизации, возникшей два столетия назад в междуречье Волги и Клязьмы. Так что пути туристов можно направить в Вичугу, Кинешму, Шую, Южу. А в Иванове в дополнение к музею ситца создать Музей текстиля, не уступающий подобным музеям Лодзи и Тампере – двух других Манчестеров Российской империи.

Задача моей статьи – не создание программы развития туризма для Иванова. Для ее создания нужна команда, в которую я с удовольствием бы вошел. И в заключение хотел бы напомнить, что прошлое нужно для будущего. Интеграция традиций с новациями будет представлена ивановцам и гостям города в сентябре этого года на фестивале современного искусства «Первая фабрика авангарда».

И совершенно не лишним для города будет музей или центр современного искусства. Но это уже другая история.

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Жителям Рождественского микрорайона

Рубрика «Слово мэра»

Елена Чернышова

На «Зеркале» покажут фильм об ивановских девяностых

В программе актуального российского кино «Свои» зрителей ждут интересные сюрпризы, один из которых картина Анны Крайс «Нашла коса на камень»

Дарья Капкова

Игра мускулами

В Иванове прошел фестиваль «Силач-2018»