БАННЕР
Михаил Тимофеев
В позднесоветские годы город Иваново отчаянно выпадал из контекста туристского маршрута

Помню, как в середине восьмидесятых мой друг, подрабатывавший экскурсоводом, взял меня в Палех. По его мнению, группе из Донецка сильно не повезло, так как весь день непрерывно шел мокрый снег, ограничивавший видимость метров до ста. И если купола Крестовоздвиженского храма еще можно было как-то разглядеть, то крест на шуйской колокольне скорее угадывался. Когда же туристам были принесены в значительной степени дежурные извинения за неудачную погоду, они вполне искренне успокоили своего проводника, сказав, что именно такой им представлялась из украинского далека древняя русская земля…

Мнение, что кроме снега в наших краях ничего «древнерусского» и туристскогонет, достаточно сильно распространено. Даже Плёс и Палех – новоиспеченные и почти исконные «жемчужины» края – не берутся в расчет. А ведь есть еще Юрьевец, Шуя, Кинешма, Лух. Однако рассказанная выше история как бы намекает, что при правильном подходе (или при верном позиционировании, что по сути одно и то же) предъявить в качестве достопримечательности можно всё, что угодно – даже снег.

 

Гадкий утенок

В позднесоветские годы город Иваново отчаянно выпадал из контекста туристского маршрута Золотого кольца, демонстрируя приезжим явную третьесортность и «бронзовость» в сравнении с «золотом» высокой пробы соседних Владимира, Костромы, Ярославля и даже провинциального Суздаля. Пребывание паломников с профсоюзными путевками на ивановской земле обычно делилось на два дня. В первый из них заезжий народ приобщался к революционным святыням – осматривал гранитные бюсты пламенных революционеров на мемориале «Красная Талка», толпился у диорамы в Музее первого Совета, любовался в краеведческом музее тем, на что тратил свои доходы фабрикант Бурылин. Во второй день организаторы пытались соответствовать стандартам маршрута и показать туристам пару-тройку более-менее древних храмов и продемонстрировать, что научились делать при большевиках палехские иконописцы. Тем самым репрезентироваласьнесамодостаточность областного центра, выступавшего в роли красного комиссара среди благообразных соседей, олицетворяющих седую древность.

 

Туризм как хобби

Инаковость Иванова – до сих пор камень преткновения на пути развития туризма в областном центре. Отрадно, что мэр Владимир Шарыпов впервые за много лет взялся за этот вопрос. Впрочем, некоторые действия властей со стороны выглядят странно. Зачем, например, Иванову вступать в ассоциацию городов Золотого кольца? В этом ничего странного нет – город просто обязан извлекать выгоды из своего географического положения. Другой вопрос, пока подвешенный в воздухе: каким образом необходимо действовать? Пока в городе нет даже институции, отвечающей за это направление. Туристский информационный центр, о создании которого было заявлено год назад, существует в каком-то неведомом измерении.

Очевидно, что туризм сейчас на периферии внимания. Но понимание необходимости действий дает о себе знать. Промотур для турфирм, случившийся на прошлой неделе, –хороший знак.Репортажи о приеме давно не виданных гостей позволяют хоть как-то понять, на что они будут ориентироваться. Интерес свой они обозначили, убедили представителей власти и зрителей в перспективности Иванова как туристического рынка. А в риторике журналистов я обнаружил некоторую растерянность и невнимательность в подаче фактов. Их легко можно понять: Иваново как туристская Мекка – это фантастика! Перечень достопримечательностей, обязательных к просмотру, озвучивается с ошибками: нынешняя экспозиция Дома-музея первого Совета правильно называется «Коммунизм+Коммуна=коммуналка». Но лиха беда начало!

Одна из первоочередных задач СМИ и городской администрации заключается в активном наполнении информационного пространства сведениями о достоинствах, преимуществах и перспективах города как места, куда стоит приехать. И чтобы всё это подавалось без досадных ошибок и максимально убедительно. Самодеятельность должна уступить место профессионализму.

Чтобы понять, что профессионалам есть где развернуться, достаточно взглянуть на предлагаемую в ивановских музеях и других местах сувенирную продукцию. Знакомство с ней дает основание предположить, что ответственной за выпуск является Иваново-Вознесенская епархия, и сувенирный образ города видится вполне конкурентоспособным для того, чтобы соперничать, а то и затмить многие центры православия.

 

Заниматься туризмом по-взрослому

Детская болезнь селфи-маршрутов в городе идет во многом от непонимания конечной цели и смутных желаний преображения унылого городского ландшафта. Импульсивные действия выдают отсутствие сколько-нибудь системного плана, необходимость создания которого растет едва ли не день ото дня. Как известно, весенний день год кормит, и, активно ввязываясь в процесс развития туризма едва ли не с нуля, нужно просчитывать риски и видеть перспективы. И не доверять работу людям случайным и безответственным, чтобы не только сохранить лицо, но и получить достойный результат. Памятно, как в 2015 году в Москве был создан абсолютно бесполезный «проект фирменного стиляИвановской области», судя по картинкам, «предсказавший» появление в нашем крае электричек.

Идея маркировки пешеходного маршрута «Красная нить» от железнодорожного вокзала до площади Революции, ориентирами которого будут объекты архитектурного авангарда, созданные на рубеже 1920-30-х годов, безусловно, хороша. Но следует понимать, что она выполнит роль своеобразного стержня, основы для последующего обращения к новым сегментам городского пространства и обогащения смыслами, таящимися в городской истории.

Я рад, что мои идеи превращения Иванова в «красный Диснейленд» находят понимание. «Красный рубин на Золотом кольце» – звучит красиво. Впрочем, город пока сверкает далеко не всеми гранями. Пока он красный алмаз – редкий и дорогой, но требующий кропотливой огранки.

Набирающий обороты «красный туризм» – лишь часть того, что может предложить туристам Иваново. Не стоит забывать о создавшей город легкой индустрии. Иваново – сердце равниннофабричной цивилизации, возникшей два столетия назад в междуречье Волги и Клязьмы. Так что пути туристов можно направить в Вичугу, Кинешму, Шую, Южу. А в Иванове в дополнение к музею ситца создать Музей текстиля, не уступающий подобным музеям Лодзи и Тампере – двух других Манчестеров Российской империи.

Задача моей статьи – не создание программы развития туризма для Иванова. Для ее создания нужна команда, в которую я с удовольствием бы вошел. И в заключение хотел бы напомнить, что прошлое нужно для будущего. Интеграция традиций с новациями будет представлена ивановцам и гостям города в сентябре этого года на фестивале современного искусства «Первая фабрика авангарда».

И совершенно не лишним для города будет музей или центр современного искусства. Но это уже другая история.

Самые читаемые статьи

Александр Горохов

Моя «Своя игра»

21 июля Ивановская лига интеллектуального спорта и администрация Кинешмы во второй раз проведут межрегиональный турнир по спортивной версии «Что? Где? Когда?»

Наталья Мухина

«Тонкие настройки» лечения

ГКБ № 7 получила аккредитацию на проведение клинических исследований

Константин Соцков

Начнем с аутсайдеров

Футбольный «Текстильщик» продолжает подготовку к новому сезону, который вот-вот начнется

Алексей Машкевич

Вячеслав Кирюхин: «Мы наполнили проект удивительными и неравнодушными людьми»

Беседа с координатором партийного проекта «Историческая память» в Ивановской области