БАННЕР
Михаил Тимофеев
Из-за отсутствия планомерной работы изменения к лучшему воспринимаются как чудо. Так случилось, например, с «Ласточкой», о которой до появления в области Станислава Воскресенского никто и не помышлял. Одно чудо порождает ожидание другого, в которое столь же трудно поверить – появление массового потока туристов в город.

В 2014 году департаментом культуры и туризма Ивановской области был инициирован проект «Прогулки по городу». Силами энтузиастов – архитекторов, историков, краеведов, литературоведов, музейщиков – в прошлом году были проведены 10 экскурсий по разного рода достопримечательностям Иванова. Примечательно, что прогулки были адресованы горожанам, которые хотели бы познакомиться с пространством, в котором живут. Проект существует по сей день, но, судя по всему, пришла пора поведать о городе и его гостям.

Как увидеть город

Масштабная работа по превращению города в туристический центр требует усилий и финансовых влияний. В любом случае она складывается из ряда этапов. На текущем этапе вопрос «Что смотреть?» следует заменить на другие: «Как показывать?» и «Что рассказывать?».

В городе пока нет ни необходимого количества квалифицированных экскурсоводов, ни туристических схем, ни путеводителей, ни достойной сувенирной продукции, ни аудиогидов, ни маркированных маршрутов для туристов-одиночек, ни туристского сайта.

Информационный туристический центр, о создании которого было заявлено в мае прошлого года, в Интернете представлен лишь в соцсетях, но и там узнать что-либо об Иванове невозможно. На официальном областном туристическом портале сведения имеются. В частности, там сообщается, что «архитектурный облик Иванова складывается из городских особняков и кирпичных корпусов текстильных фабрик. Это сочетание определяет своеобразный стиль города». В невеликом перечне архитектурных объектов и памятников на этом сайте из советского наследия нашлось место Ивсельбанку, медакадемии, зданию Октябрьского РОВД, павильону областной сельскохозяйственной выставки и комплексу зданий политехнического института, представленному как текстильная и химакадемии. О том, что это уникальный образец разработанного академиком И.А. Фоминым стиля «красной дорики», или «пролетарской классики», в тексте не сообщается. А вот сгоревший деревянный дом набойщика манер Курбатова постройки 1800 года неведомый автор отнес к архитектурному стилю «Классицизм». В имеющемся на сайте несистематизированном перечне много несуразного и забавного. Не сомневаюсь, что всё это сделано для галочки, а не для потребления туристами.

Архитектурный облик нашего города складывается из эклектической смеси деревянного, каменного и стеклобетонного зодчества более чем двух веков. Фабричные корпуса уже не поражают воображение своими размерами, да и увидеть в них достойные внимания памятники индустриальной культуры способны немногие. Особняки местных фабрикантов, даже будучи надстроенными на один этаж, в глаза не бросаются, хотя и чаще всего радуют их. А вот архитектуру первых пятилеток пока могут без ошибок опознать только немногочисленные специалисты.

У нас была великая эпоха

В меру, а то и без меры, скучные экскурсии по архитектурным достопримечательностям с описанием специфики исполнения, упоминанием года постройки зданий и имен их создателей, знакомых лишь кругу избранных, смогут порадовать даже не всех фанатов того или иного направления зодчества. Массовому туристу требуется запоминающееся представление того, за что он заплатил деньги, осознание того, что он прикоснулся к чему-то удивительному и уникальному, единственному в своем роде. Ну и, наконец, было бы совсем неплохо, чтобы он с придыханием сказал «Вау!», совместив новую информацию с вновь увиденным.

В известной рекламе говорится, что мы вам продаем автомобили, а вы у нас покупаете мечту. Примерно то же самое требуется и от менеджеров туристической сферы. Необходимо, чтобы за архитектурными памятниками туристы увидели город. Нужно, чтобы фасады домов не заслоняли миф города. Миф города, единственного в своем роде, созданного усилиями и волей, кровью и потом тысяч людей и прихотливыми поворотами истории.

У Иванова есть для этого всё, что нужно. В одном из центров текстильного производства Российской империи создавались миллионы километров ткани, образцы которых достойны отдельных музейных залов. Слово «Совет», ставшее в ХХ веке известным во всём просвещенном мире, неотъемлемо связано с нашим городом.

Сам город, за менее чем два десятилетия превратившийся из провинциального заштатного индустриального мегаполиса в центр обширной Ивановской промышленной области (ИПО) размером в два Бенилюкса, своим обликом демонстрирует эту историю головокружительного успеха. В архитектурных конкурсах по проектированию зданий для Красного Манчестера участвовали именитые столичные зодчие: Веснин, Гинзбург, Голосов, Фомин и другие. Им ничуть не уступали местные архитекторы Панов, Панков, Кадников, Минофьев.

Один из лучших театров массового действа, один из лучших железнодорожных вокзалов, экспериментальные дома для текстильщиков, масштабный комплекс политеха, гигантский народный дом имени Ленина – всё это было спроектировано специально для Иваново-Вознесенска. Построить удалось далеко не всё, и утопические идеи, будоражившие умы преобразователей старого мира в новый, стали частью городской истории как незавершенного проекта возвышения третьей столицы.

«Красная нить» Ариадны

К сожалению, вселенский замах преобразований был остановлен в 1936 году. Город лишился своего символического и административного капитала, будучи разжалованным и из Родины первого Совета, и из столицы ИПО в рядовой облцентр. Попытка вернуть былую славу была предпринята в начале шестидесятых. Город обрел второе дыхание, став текстильной столицей страны и снова «родиной Советов». Появление интереса к продвижению города у нового мэра Владимира Шарыпова и врио губернатора Станислава Воскресенского дают шанс на очередную перезагрузку.

Поддержка проекта маркировки пешеходного туристского маршрута от вокзала до площади Революции в прошлом году была сродни чуду. Заявка была подана исходя из посыла «пусть будет хотя бы что-то». Выбранный сегмент городского пространства действительно репрезентативный и плотно насыщенный памятниками разных эпох. Однако городу для продвижения в роли туристского центра нужен целостный проект, о котором несколько лет назад можно было лишь мечтать. Сначала на уровне города, а потом и на уровне области лед всё же тронулся. Администраторы, ответственные за принятие решений, стали воспринимать идеи «красного туризма» как перспективные для Иванова.

Название «Красная нить» предложил после десятой прогулки 2014 года, которую проводил автор данной статьи, Дмитрий Маслов (человек, неравнодушный к судьбе города людей, один из инициаторов проекта «Иваново – молодежная столицы Европы»). Совмещение «революционного» цвета и основы ивановских тканей в наименовании удачно совмещает два краеугольных камня «ивановского мифа». Высокопарно выражаясь, возможно, это как раз та нить, которая позволит вывести город из лабиринта проблем.

Скептики будут посрамлены!

Принятый к реализации проект предполагает установку поблизости от зданий, созданных на рубеже 1920-30-х годов, информационных стендов на двух языках, создание аудиогида и сайта. Кроме этого запланирована выставка и несколько пилотных экскурсий, первая из которых должна пройти в мае.

Пока же передо мной стоит задача, как нетривиально и доступно подать известный мне материал в разных форматах. Рассказать на примере одной из главных улиц и примыкающих к ней сегментов городского пространства о чуде красного Иваново-Вознесенска, о разного рода экспериментах тех бурных лет – от обобществления быта и создания общепита до выпуска идеологически маркированных тканей с дирижаблями, тракторами, красными звездами, молотами и серпами.

Желание того, чтобы Иваново вновь оказалось в авангарде, есть не только у меня. Одним из подтверждений является подготовка фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», который должен пройти в городе в конце сентября. Не сомневайтесь! Мы прорвемся!

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

«Развиватели» не в хорошем смысле

Знакомые адреса и лица в любовном романе

Константин Шаронин

«Черный Вторник»: «Политику с музыкой не смешиваем!..»

Для кого-то словосочетание «черный вторник» означает обвал национальной валюты по отношению к доллару в октябре 1994-го. Но меломанам нашего города известно, что так называется музыкальная группа, основанная пять лет назад

Дарья Капкова

Живут же люди... Или «сам себе хозяин»

Светлана, жительница местечка Соснево, позвонила в редакцию и рассказала, что у бывшего четвертого роддома, на улице, проживает мужчина-инвалид, идти ему некуда...

Анна Семенова

Памятники против рекламы

В районе улицы Станционной установят зоны охраны ОКН