БАННЕР
Николай Голубев
Ивановский музыкальный театр под занавес сезона поставил мюзикл «Фанфан-Тюльпан» на музыку Андрея Семёнова

История героя-ловкача (его нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным) заимствована из французского фольклора. Хотя, думается, если бы не фильм с Жераром Филиппом и Джиной Лоллобриджидой, немногие бы знали этот сюжет из эпохи Людовика XV.

В новом мюзикле есть всё для того, чтобы понравиться зрителю. Только не нужно искать в нем какой-то глубины – это легкая музыкальная история со звоном шпаг, женскими улыбками, красивыми нарядами. Жаль, что этой французской легкости не хватает ивановской постановке. Сцена большую часть времени погружена в полумрак, то и дело задействована дым-машина, неспешно разворачивается действие.

Порой кажется, что отдельные музыкальные номера искусственно приставлены к сюжету. Мизансцены выглядят шаблонно, много избитых опереточных движений, диалоги заканчиваются жеманным и однообразным смехом (видимо, так зрителю дают понять, что эпизод отыгран). От режиссера-постановщика Антона Лободаева хотелось бы большей изобретательности. Например, в первом действии спектакля есть сцена избиения Фанфан-Тюльпана. Сельские жители наказывают его за легкомысленное отношение к одной из девушек. Эпизод продолжается достаточно долго, но эта массовая драка совершенно не продумана, движения толпы однотипны и скучны.

Еще хуже, что режиссер не наполнил деталями образы главных персонажей (не постарались и сами актеры) – пока они выглядят блекло, бесхарактерно. Намного более выразительными получились второстепенные герои. Например, молодой капитан (артист Игорь Демин) время от времени забавно сдувает со лба спадающую прядку от парика – банально, но запоминается. У Фанфан-Тюльпана и его возлюбленной цыганки нет даже такой мелочи. Я смотрел спектакль, в котором главные роли исполняли Сергей Захаров и Раушания Хажиева (у них есть сменщики). Возможно, сказывается премьерное волнение. Ведь во время поклонов эти же артисты выглядели более свободно и эмоционально, чего не хватало при исполнении ролей, не было куража. 

В эпизодах запомнились Владимир Кочержинский (король Людовик), Александр Серков (маршал бранденбургский), Максим Галенков (атаман разбойников), Валерий Пименов (сержант Фьерабра), Алёна Курапова (принцесса).

Скупые декорации спектакля плохо сочетаются с привычными представлениями о пышной эпохе короля Людовика. Да и вообще французской атмосферы в спектакле не чувствуется. Приятное исключение – изысканные и богатые костюмы. Интересные находки были и у артистов балета. Но хореографическое сопровождение порой выглядело избыточным. Думается, что не обязательно «разукрашивать» танцами все сольные номера и дуэты вокалистов (такое ощущение, что постановщик не доверяет ни исполнителям ролей, ни зрителям – желая максимально заполнить сцену движением).

Артисты музыкального театра выступают с микрофонами. Те периодически щелкают, отключаются – и в этот момент зал наконец-то может услышать живые голоса. Этого не хватает. Тоже самое и с оркестром – его слышно исключительно через динамики. Хочется, чтобы была все-таки микрофонная подзвучка, а не заглушающая озвучка. Тем более головные микрофоны усиливают и то, что совсем не обязательно слышать зрителю: тяжелое дыхание после танца, порой несовершенство дикции. Да и артистам, кажется, неудобно. Их движения и мимика рассчитаны на большой зал, а силу голоса им приходится сдерживать. Есть в этом какая-то неловкость, несоответствие.

Хорошо звучит оркестр (дирижер Дмитрий Щудров) – правда, в этой постановке он больше похож на эстрадный, а не на симфонический. Надеюсь, со временем «Фанфан-Тюльпан» избавится от премьерных погрешностей. Хотя, судя по аплодисментам и цветам, публика благосклонно восприняла мюзикл и сейчас. В ближайший раз он заявлен в афише 17 мая.

Самые читаемые статьи

Янина Коновалова

Дети, родители и торговые центры

Рассуждаю вместе с Еленой Пилиной – мамой, предпринимателем и консультантом компании «Умница» по раннему развитию детей. У Елены точка продаж в одном из торговых центров, она имеет возможность наблюдать за поведением посетителей

Александр Горохов

«Эй, пацан, стоять! Ты откуда?»

Мужские истории

Николай Голубев

Каков процент хороших врачей

К дню медицинского работника

Редакция РК

«Зеркало» - победы

Гран-при XII фестиваля имени Андрея Тарковского получил израильский фильм «Не забудь меня» режиссера Рама Нехари