Тандем длиною в жизнь
В этом году звание «Почетный гражданин города Иваново» присвоено народным художникам РСФСР Нине Павловне и Валерию Васильевичу Родионовым.
Когда-то ивановские художники стали широко известны благодаря текстильной теме. На их ранних холстах – герои революции, дымящие трубы, ниспадающие ситцы, портреты текстильщиц. Это не была конъюнктура, это искренне волновало и самих художников, и их публику. «Мы здесь выросли и не могли не чувствовать, чем живет город. Знали и интересовались его историей», – рассказывает Валерий Васильевич. Хотя он и признает, что на тему они с супругой вышли во многом случайно…
Они оканчивали Суриковский институт (поженились на втором курсе), и ректор согласился отправить их на практику за Урал при условии, что для дипломной работы они в дальнейшем выберут «ивановскую» тему. Еще один «сигнал» судьба подала через Марка Малютина. На последнем курсе семейная пара приехала на несколько месяцев в отпуск в родной город. И Малютин, их бывший преподаватель по художественному училищу («молодой, недавно вернувшийся из армии – в унтах ходил, в летной форме, с усиками»), председатель местного Союза художников, предложил написать картину к готовящейся выставке – «чтоб не болтаться без дела».
Родионовы к тому времени уже собирали материал для дипломных работ: «Мы всё время бегали по текстильным предприятиям, – рассказывает Валерий Васильевич. – Ходили в запасники краеведческого музея. И мы нашли там большие альбомы «Фабрики». В них такие типажи были, производственные моменты! Мы всё там перерисовали, столько оттуда всего замечательного вытащили. Можно сказать, были напитаны местной тематикой.
Когда Малютин предложил, сразу решили взяться за судьбу Варенцовой. К сожалению, не нашли ее фотографию – нет ее молодой: она же была совсем девчонка, когда в первую ссылку уезжала – лет двадцати. И я писал образ с Нины Павловны. Поэтому назвали картину просто «В ссылку», хотя задумывалась она по конкретной биографии.
Но что для нас важно – мы тогда впервые объединились, стали вдвоем одним художником. А до этого никогда не думали, что будем работать вместе. У этой картины, к нашему счастью, удачная судьба: сначала ее приняли на всесоюзную выставку, посвященную революции; после забрали на республиканскую в Академию художеств. А затем ее у нас купили за 16 тысяч. Мы тогда обалдели – стипендия-то была 220 рублей». Сейчас «В ссылку» (1955 г.) хранится в Ивановском художественном музее.
Успешно Родионовы справились и со своими дипломными работами – как и обещали, написали на ивановскую тему. «Ивановские ткачихи в 1905 году (Бабий бунт)» и «Новая ткань» попали на выставку в Академию художеств, их репродуцировали на почтовых открытках. А дальше понеслось: договоры с Министерством культуры, работа на фестивале молодежи и студентов в Москве, республиканские и всесоюзные выставки, закупки музеев, общественная деятельность.
…Нина Павловна Родионова скончалась этой весной. Звание почетного гражданина города Иваново ей присвоено посмертно. Публикуем фрагменты из интервью Валерия Васильевича Родионова.
«Мы – последовательные реалисты»
…Мы, художники старшего поколения, – последовательные реалисты, – признается Валерий Родионов. А современные художники отходят от валерной живописи, когда один цвет состоит из множества оттенков, плавно переходит один в другой. Уходит тонкая живописная структура, не стало масштабных полотен, над которыми художник работает не один год, – тщательно выписанных, с огромным подтекстом. Дело, конечно, еще и в том, что, как сказал Аркадий Пластов, «картина как корова: завел ее – так кормить надо». Только вдумайтесь: любую фигуру в картине, любой изображенный предмет нужно «подпитать» натурой, написав к каждому из них отдельный этюд, сделать рисунок.
А я считаю, то, что наработано веками и величайшими русскими художниками – Серовым, Репиным, Суриковым, Врубелем и другими, не должно пропасть. Японские ученые доказали, что реалистическая художественная школа сохранилась только в нашей стране – не случайно к нам едут учиться иностранцы. И прежде чем ударяться в абстракции, надо научиться правильно рисовать. У Пикассо есть замечательные реалистические вещи, Сальвадор Дали и Малевич писали портреты своих жен в реалистической манере.
– Реалистическое изображение часто сравнивают с фотографией и отказ от него объясняют тем, что современную технику не переплюнешь по точности изображения, а компьютерные программы – по количеству и качеству эффектов…
– Душа может быть только в «живом» произведении, передающем мысли и чувства художников, без которых, по моему мнению, искусство жить не может.
– А у вас бывали творческие кризисы?
– Даже не знаю, как ответить. Захочешь работать – будешь, даже если не всё удачно складывается. Настроение возникает в процессе, как аппетит во время еды. А если не работать, то всё время будет кризис.
***
Нина Павловна Родионова избиралась депутатом областного Совета депутатов, была председателем Комитета защиты мира. Награждена медалями «За трудовую доблесть». Валерий Васильевич с 1965 по 1970 год являлся председателем правления Ивановской организации Союза художников, с 1972-го в течение 29 лет избирался секретарем Союза художников России, долгие годы возглавлял региональный выставком «Центральные области России», был постоянный членом республиканского выставкома. Награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени».