БАННЕР
Анна Семенова
Зачем поставили общедомовые счетчики на тепло и кто за них заплатит

В апреле жители нескольких сотен домов в Иванове получили счета от управляющих компаний и были удивлены дополнительными суммами, которые вдруг появились в квитанции. При внимательном изучении оказалось, что «лишние» 400-600 рублей (в зависимости от площади квартиры) начислены за установку общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом ни про то, что этот счетчик вообще установили, ни про его стоимость, ни про то, что за это придется платить, никто ничего не знал.

Законно ли управляющие компании начислили эти суммы, если жители не собирались устанавливать никакие общедомовые счетчики, и почему теперь люди должны за это платить? Мы попытались разобраться в вопросе.

Счетчики законны, платить – жителям

Установка общедомовых приборов учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, более чем законна – этого требует федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Причем обязанность установить как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета лежит в первую очередь на собственниках многоквартирных жилых домов. 261-ФЗ предписывал установить ОДПУ еще до 1 июля 2012 года – но мало кто это сделал.

Если ОДПУ не установлен по инициативе жителей, то федеральный закон обязывает сделать это ресурсоснабжающую организацию. После 1 июля 2012 года «Водоканал» или «Ивгортеплоэнерго» имеют полное право потребовать от УК предоставить им доступ в дом, установить там общедомовой прибор учета и – внимание! – выставить счет за прибор и работы по его установке. Платить за счетчик должны собственники, поскольку он передается на баланс дома и после этой передачи входит в состав общего имущества. Далее статья 13.12 федерального закона об энергосбережении гласит: «При этом граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке общедомовых приборов учета, <…> оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки». Намерение это граждане могут выразить только одним способом – принять решение о единовременной оплате или о рассрочке, скажем, на три года, на общем собрании.

Если РСО предоставляют рассрочку, то платежи за ОДПУ увеличиваются на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.

В Иванове АО «Ивгортеплоэнерго» производило установку общедомовых счетчиков на тепло в 2015 году. А потом выставило счета, но не жителям, а управляющим компаниям – мол, вы нам заплатите, а потом собирайте деньги с жителей. Управляющие компании с этим не согласились, потому что в 261-ФЗ нет прямых указаний на то, что УК должна платить за ОДПУ. Начались суды, которые длились почти год, и в итоге было вынесено решение: да, «Ивгортеплоэнерго» имело право потребовать плату не напрямую с жителей, а через УК. А поскольку энергетики автоматически насчитали рассрочку на пять лет, то и управляшки получили счета за 2016–2017 годы с учетом платы за рассрочку. И, соответственно, выставили эти суммы жителям – пропорционально площади квартир. Именно этим объясняются довольно солидные суммы в квитанциях. Следующие платежи будут значительно меньше, уверяют в управляющих компаниях. Но платить за ОДПУ придется еще три года, причем с процентами. Единственное, что могут сделать жители, чтобы снизить эти платежи, – принять на общем собрании решение о выплате всей оставшейся суммы единовременно. Таким образом, можно сэкономить на процентах. Правда, перед этим неплохо было бы запросить в управляющей компании информацию о том, насколько велика оставшаяся сумма. В среднем прибор учета с установкой стоит порядка 200 тысяч рублей, но в некоторых случаях из-за особенностей системы теплоснабжения на доме могут устанавливаться не один, а несколько ОДПУ. Так что стоит оценить масштабы бедствия заранее. А заодно учесть и некоторые нюансы.

Зачем нужны ОДПУ на тепло?

В большинстве случаев приборы учета для жителей довольно выгодны, поскольку при их наличии они платят за тепло не по нормативам, а по фактическому потреблению. Правда, нужно учитывать, что выгоду вы увидите не сразу. Во-первых, установленный и принятый в эксплуатацию прибор учета должен проработать без сбоев год, прежде чем он будет принят к коммерческому учету, то есть прежде чем его показания будут учитываться при выставлении счетов. Во-вторых, из-за того, что в Иванове жители платят за отопление не только в течение отопительного сезона, а из расчета 1/12 в месяц от общегодового объема потребления, при наличии счетчика произвести ежемесячный расчет правильно невозможно, потому что неизвестно, какой будет погода в следующем месяце и каким, соответственно, окажется потребление. Поэтому в Иванове тепловики действуют так: в течение года жителям выставляют счета по нормативам, а в январе, когда общий объем потребления тепла понятен, делают перерасчет. В большинстве случаев жителям возвращают переплаченные деньги, причем суммы оказываются немаленькими: 5-7 тысяч в зависимости от площади квартиры. Но бывает и наоборот: начисляют дополнительные платежи. Это происходит в том случае, если в доме большие потери на сетях теплоснабжения, если дом «холодный». Ну или если зима выдалась слишком морозной.

Внимание: поверка и прочие тонкости

При наличии в доме общедомового прибора учета жителям надо иметь в виду ряд моментов, которые могут оказать существенное влияние на плату за отопление. Самый главный – срок поверки. Если этот срок истек, то, как и в случае с индивидуальными приборами учета, показания общедомового счетчика к расчетам не принимаются и плата начисляется по нормативу.

У ОДПУ на тепло срок поверки составляет 4 года с момента его выпуска – а не с момента установки и не с момента ввода в эксплуатацию. Поверка стоит примерно 20 тысяч рублей на один ввод, и эти деньги должны платить жители, например, из средств, собираемых на содержание общего имущества. Но для этого нужно принять решение общего собрания. Если счетчики были установлены в 2015 году, то не исключено, что у многих из них скоро закончится срок поверки, а это значит, что жители увидят в своих квитанциях новые строчки и новые суммы.

Еще один момент – это неукомплектованность ОДПУ (в первую очередь, ОДПУ на горячую воду, которые были установлены ранее). В ноябре 2017 года вступили в силу новые требования, по которым все ОДПУ должны быть оборудованы датчиками давления. Без датчиков ОДПУ не принимаются к коммерческой эксплуатации, то есть их наличие не приведет к экономии на плате за тепло. И теперь встает вопрос: за чей счет и в какие сроки будут устанавливаться эти датчики? ОДПУ – это общее имущество, значит, платить опять должны жители? Получается так. Хотя с точки зрения жителей это несправедливо.

В любом случае лучше с этими вопросами разбираться сразу и сейчас, когда отопительный сезон завершился. Кто его знает, какие сюрпризы приготовят нам федеральные законодатели к новому отопительному сезону…

***

Как получить разъяснения по дополнительным платежам в квитанции?

Если в своей квитанции вы обнаружили суммы или строчки, которые вам непонятны, то в первую очередь за разъяснениями нужно обращаться в управляющую компанию. Телефоны и адрес (фактический и юридический) должны быть указаны в квитанции.

Если получить устраивающие вас разъяснения по телефону не удалось, следует написать обращение (в двух экземплярах) и отнести его в УК. Проследите, чтобы его зарегистрировали и на вашем экземпляре проставили отметку, когда и кем принято обращение. Разъяснения вам должны прислать в письменном виде.

Если и после этого вам непонятно, за что с вас требуют деньги, или вы не согласны с начислениями, то можно обратиться в Госжилинспекцию или муниципальный жилищный контроль.

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

Жить на четыре тысячи в месяц, чтобы стать магистром

Студент Дмитрий Федоров оказался практически без средств к существованию

Наталья Мухина

Киномеханик, который не смотрит кино

История о том, кто и как показывает вам фильмы

Дарья Капкова

Человек, которому приходится видеть больше других

Как к жизни в городе приспосабливаются тотально слепые или люди с почти полным отсутствием зрения?

Владимир Шарыпов

Лёд тронулся

В рубрике "Слово мэра" - об организации пассажирских перевозок