Золотой рельс
В мае 1934-го в Иванове начались работы по прокладке трамвайных путей, а уже в октябре этого же года в «Рабочем крае» появилась заметка под названием «Трамвай построен». Торжественный пуск трамвая состоялся в 17-ю годовщину Октябрьской революции.
Однако история создания ивановского трамвая лично мне кажется не настолько интересной, как история его ликвидации. Помните, как это происходило?
Сначала в 1999 году неожиданно было прекращено движение трамваев по проспекту Фридриха Энгельса. При этом трамвайные рельсы не были демонтированы, а просто закатаны в асфальт, что дало возможность в 2004 году раскопать их и заново пустить по ним трамвай. Однако веселье продолжалось недолго, и новые городские власти по-своему разобрались с проблемой городских пассажирских перевозок... Окончательное решение трамвайного вопроса началось в 2006 и продолжалось два года. В июне 2008 года в свой последний маршрут отправился трамвай № 2, после чего о трамвае ивановцам было предложено забыть навсегда.
Вот и всё, казалось бы. Погоревали о трамвае, кому он был дорог, да и забыли действительно. Однако недавно мы с мужиками вспомнили, что в этом году мы отмечаем юбилей ликвидации ивановского трамвая. Тех, кому он так был дорог, могу поздравить с этой печальной датой… Так вот, мы с мужиками вспомнили, кто куда на трамвае ездил, какие приключались при этом истории и почему всё-таки трамвая не стало. Естественно, мы выдвигали на первый план версии экономического характера, затем – назревшая необходимость изменения транспортной ситуации в городе. Ну и так далее… Всё это не находило подтверждения в сравнении с другими городами – не столичного размаха, где трамвайное движение до сих пор существует и вполне уверенно себя чувствует…
И вот тогда Володька, до этого молча слушавший наши рассуждения, говорит: «А хотите, мужики, я расскажу, почему трамваи убрали?» – и немедленно рассказал…
Володькин прадед был в числе тех рабочих, кто прокладывал первые трамвайные линии в городе. Уложив все рельсы на место, он, как и положено было советскому человеку, вышел на пенсию. Что делают люди на пенсии? В карты и домино прадед Кирилл не играл, выпивкой не баловался – он решил, что будет заниматься воспитанием правнука. Обычно взрослые развлекают подрастающее поколение сказками, но прадед Кирилл не знал сказок или не любил их, но вместо сказок рассказывал маленькому Володьке истории из своей жизни. В том числе и о своей работе на строительстве трамвая.
Из рассказов прадеда Володька помнил, что денег на строительство трамвайной линии при новой советской власти тоже не хватало, но помощь пришла, откуда не ждали… Потомок одного из Иваново-Вознесенских фабрикантов, который после революции не эмигрировал за границу, предложил городским властям себя в качестве тайного спонсора. У него, однако, было условие: власти помогают ему надежно спрятать оставшиеся богатства его семьи. Сделка состоялась, хотя абсолютную тайну сохранить и не удалось: среди рабочих поползли слухи, будто деньги и драгоценности были закопаны под рельсами одной из первых трамвайных линий. Кто-то поговаривал даже, что на одной из линий лежит золотой рельс…
– Вот потому трамвай и убрали, мужики, – заключил Володька, – искали сокровища!
Никто вначале, и я в том числе, не воспринял всерьез Володькину версию. Но если подумать, такая интерпретация уже не покажется странной, она отвечает на некоторые вопросы. Почему, например, трамвай не ликвидировали сразу в 1999 году? Тогда ограничили движение трамваев по проспекту Энгельса. Но движение на этом участке было открыто только после войны, а значит – никакого клада под этими рельсами не могло быть. Об этом, видимо, вовремя догадались и даже рельсы не стали трогать.
В следующий раз поступили продуманно и осмотрительно: линия третьего маршрута была одной из старейших, но к тому же – самой короткой и её ликвидация не была бы слишком чувствительна для пассажиров.
Судя по всему, клада под рельсами третьего маршрута не оказалось, и ликвидация трамвая продолжилась. Одна за другой исчезали трамвайные линии города. Последней из них стала линия второго маршрута. Обнаружились под ней сокровища или нет – мне об этом ничего не известно. Могу сказать только одно: если бы я демонтировал все трамвайные рельсы в Иванове, то вполне обошелся бы и без клада – просто сдал бы рельсы в пункт приема черных металлов. Мне бы надолго хватило, а может, и навсегда.
На некоторых участках, кстати, трамвайные рельсы так и не были убраны. Помните, как в том мультфильме о золотой антилопе и жадном радже: «Хватит! Довольно!»