БАННЕР
Николай Голубев
В течение года на втором этаже художественного музея будет работать выставка «Мое святое ремесло. Цветаевы в кругу русских художников»

В одном зале классики: Репин, Серов, Поленов, Васнецов и новаторы начала прошлого века: Наталья Гончарова, Виктор Борисов-Мусатов, наш Александр Морозов. Список имен не полный.

Вначале была надпись

Автор проекта – Елена Соснина. Она почти тридцать лет занимается историей Ивана Владимировича Цветаева (уроженца Шуйского уезда, основателя музея изящных искусств на Волхонке – ГМИИ им. Пушкина). Следуя его маршрутами, она объехала всю Италию. Дело в том, что Цветаев на Апеннинском полуострове собирал материал для докторской диссертации. Его интересовали древние латинские надписи. Молодой ученый находил их не только в библиотеках и архивах, но и на стенах зданий, на погребальных урнах. Чтобы зафиксировать находки, Цветаев обращался к художникам – так завязались первые знакомства.

В Италии началась многолетняя дружба с Александром Риццони. На картинах художника, представленных на выставке, – Рим, который увидел когда-то Цветаев. Любопытно, что внучатая племянница Риццони – рано умершая актриса Софья Голлидэй – героиня «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой.

Художники по интерьеру

В 1894 году Иван Цветаев призвал создать в Москве новый музей изящных искусств. Предполагалось, что залы в музее распишут художники, воссоздавая ландшафты Египта, Греции, Италии, Палестины. Участвовать в проекте согласились именитые русские живописцы (многие из них представлены на нынешней выставке). Обсуждались творческие командировки, совместные зарубежные пленэры. Но пока шли переговоры, Иван Цветаев заполнил музей настолько, что для живописи места практически не осталось.

Одним из оформителей музея на Волхонке должен был стать Виктор Борисов-Мусатов. Цветаев всячески старался поддержать художника, больного с детства. В 1905 году он предложил живописцу арендовать дачу в Тарусе, которую обычно снимали сами Цветаевы. «Борисов-Мусатов болел, не выходил из дома, но написал с балкона цветаевской дачи несколько выдающихся пейзажей – эти картины хранятся сейчас в Третьяковке. На даче художник неожиданно умер, похоронен на кладбище в Тарусе», – рассказывает куратор выставки Елена Соснина.

Непохожие сестры

Музей на Волхонке Марина Цветаева называла «наш младший брат». Однако сама не сильно интересовалась изящными искусствами. «Открытки – единственный вид живописи, мне глубоко близкий», – напишет она однажды. Однако и от Марины на ивановской выставке есть одна работа. В Париже поэтесса сблизилась с художницей Натальей Гончаровой – прежде всего, заинтересовало имя (неужели родственница пушкинской жены? – так и оказалось). Цветаева впоследствии написала эссе о ней. На выставке представлена лубочная иллюстрация Гончаровой.

Ближе к изобразительному искусству была Валерия Цветаева. Она получила историческое образование, преподавала во ВХУТЕМАСе. Одним из ее первых учеников стал Александр Морозов – талантливый юноша из Иваново-Вознесенска. Всю жизнь они потом общались. Письма и картины Александра Морозова представлены на выставке. Интересны и, кажется, экспонируются впервые зарисовки Валерии Ивановны Цветаевой. В ближайшее время музей готовит издание ее мемуаров.

***

«На выставке представлены не только живописные и графические произведения, но и экспонаты, связанные непосредственно с семьей Цветаевых. Среди прочего демонстрируется «Атлас античного ваяния» в трех томах, составленный Иваном Цветаевым. Было издано всего 50 экземпляров. На ивановских томах сохранился личный автограф составителя и его лирическое посвящение жене. Атлас в 1914 году у букинистов купил Д.Г. Бурылин – с тех пор раритет хранится в Иванове.

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

«Тонкие настройки» лечения

ГКБ № 7 получила аккредитацию на проведение клинических исследований

Алексей Машкевич

Вячеслав Кирюхин: «Мы наполнили проект удивительными и неравнодушными людьми»

Беседа с координатором партийного проекта «Историческая память» в Ивановской области

Николай Голубев

Высшая бесхозяйственность

В оперативном управлении Ивановского политехнического университета находится около 80 зданий. Для учебного процесса используются только четыре, еще в трех разместились общежития. Остальные объекты или заброшены, или сдаются в аренду

Владимир Шарыпов

Как изменится центральная часть города

Рубрика - "Слово мэра"