БАННЕР
Анна Семенова
Когда и как решатся проблемы, связанные с ТКО

Год назад, в июле 2017 года, ивановцы узнали новую аббревиатуру – ТКО. В регионе началась реформа системы обращения с отходами, которая, по замыслу авторов, призвана навести порядок в этой сфере. Однако на практике, похоже, ее результатами не довольны все: и власти, и бизнес, и простые жители, многим из которых пришлось платить за вывоз мусора в разы больше, чем раньше. При этом особых сдвигов в областном центре не заметно: в частном секторе по-прежнему немало стихийных свалок, а вокруг контейнерных площадок многоквартирных домов сохраняются мусорные кучи.

«Мусорная реформа» не раз становилась поводом для митингов и прочих протестных мероприятий. Да и представители власти не раз критически высказывались по этим вопросам. Что изменилось за год и стоит ли ждать позитивных перемен на «мусорном фронте»?

Александр Шаботинский, заместитель председателя правительства Ивановской области

– Прошел год с тех пор, как началась реформа. Какие плюсы она принесла региону?

– Основной плюс – сам факт того, что реформа началась, потому что она была необходима. Десятки лет отношения в сфере обращения с отходами были недостаточно отрегулированы, и это касается не только коммунальных отходов, но и производственных, и опасных, и биологических, и других. У нас огромное количество свалок, в том числе несанкционированных. И если бы реформа не началась, то, думаю, в 10-20 лет мы бы пришли к серьезным экологическим проблемам.

 А какие минусы вы видите?

– Главное – к началу реформы не было проработанной нормативно-правовой базы ни на федеральном, ни на областном уровнях. Если бы не это, думаю, что реформа проходила бы менее болезненно. И, конечно, Ивановская область напрасно стала пилотным проектом реализации реформы. Но возвращаться к старой системе обращения с ТКО сейчас нельзя – это приведет к хаосу – надо налаживать новую, совершенствовать ее.

Частных проблем множество: контейнерные площадки, расположенные на муниципальной земле, обоснованность тарифа, отсутствие средств на рекультивацию старых свалок.

Кроме того, на федеральном уровне отсутствует механизм стимулирования граждан по раздельному сбору отходов, без которого эффект от переработки и утилизации гораздо ниже.

– Каким образом и в какие сроки можно решить возникшие проблемы?

– Я считаю, что при желании почти все проблемы можно решить.

Например, есть проблемы с контейнерными площадками, которые расположены на муниципальной земле. С 1 января 2019 года обязательства по их оборудованию будут возложены на муниципальные органы власти. У муниципалитетов нет лишних денег на площадки, и, возможно, надо использовать механизм концессии, привлечь концессионера, который обустроит площадки, а затем получит часть средств, которые сейчас заложены на их содержание в тарифе УК.

Есть вопросы по поводу тарифа. К сожалению, сегодня не могу с уверенностью сказать, что он обоснован, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Мы прорабатываем нюансы, чтобы увидеть реальную картину: в муниципальных образованиях заново проводят замеры, показывающие, сколько мусора реально образуется. Думаю, к декабрю мы будем владеть информацией и сможем объяснить любому гражданину, какие именно расходы заложены в тариф. И именно реальный, обоснованный тариф будет утвержден на следующий год.

Кроме того, считаю, что необходима государственная программа федерального уровня, которая позволит направлять средства от утилизационного сбора (его сегодня платят все производители) на строительство перерабатывающих предприятий, а технологии, применяемые на этих предприятиях, должны пройти жесткий отбор, чтобы не наносить ущерб экологии – иначе вместо решения одной проблемы мы получим другие.

Еще один момент – доработка и внесение изменений в территориальную схему обращения с отходами и разработка региональной программы обращения с отходами. К сожалению, при разработке этой схемы использовались не вполне корректные данные: не включались некоторые населенные пункты, но учитывались деревни, в которых никто не живет. Это вопрос к муниципалитетам – такие данные они предоставляли. Сейчас департамент ЖКХ выверяет каждый населенный пункт, и эта работа уже подходит к завершению.

Но схема – тактический документ. Есть еще стратегический – региональная программа по обращению с отходами. Сейчас разработан вариант этой программы, но у меня к нему немало вопросов. Например, в ней не отражена переработка отходов. А какой тогда смысл? Глава региона Станислав Воскресенский поставил четкую задачу: минимизировать количество полигонов, снизить экологический ущерб. Будет логично, если на территории области появятся два-три, как это модно сейчас говорить, технопарка, где в одном месте происходит сортировка, переработка и утилизация. А остальное – логистика, доставка отходов в эти точки.

В программе также должно быть прописано, что делать с опасными отходами. Например, с отработанными автомобильными покрышками. Прокуратура уже много лет поднимает эту проблему. Предлагаю создать регионального оператора, который занимался бы только отходами 4-5-го класса опасности. Есть механизмы, которые позволяют это сделать, и надеюсь, что задачу мы решим.

Думаю, что в 2019 год мы войдем с принятой программой и четким пониманием того, что мы будем делать.

 

Дмитрий Растатуров, начальник управления ЖКХ администрации города Иваново

– Какие положительные результаты реформы вы можете назвать?

– На мой взгляд, плюсов от реформы для города и жителей не так уж много. То, что системно решен вопрос с вывозом отходов из частного сектора, – это однозначно хорошо. Другое дело, жителей не всегда устраивает то, каким образом осуществляется этот вывоз. В определенной степени отрегулирован рынок услуг по вывозу отходов. Вот, пожалуй, и всё. Зато появилось немало проблем.

– Расскажите об этих проблемах – в той части, которая связана с работой мэрии.

– Все полномочия в сфере обращения с отходами, которые раньше были у муниципалитета, ушли на региональный уровень. Именно правительство области утверждает тарифы и нормативы, разрабатывает терсхему и региональную программу по обращению с отходами, проводит конкурс по отбору регоператора.

Полномочий у муниципалитета теперь нет, зато появилось множество обязанностей. Например, постановление Правительства РФ № 1156 возлагает ответственность за вывоз стихийных свалок на собственника земельного участка. В законодательстве нет четкого определения, кто считается собственником, если право собственности на участок не разграничено. Но на практике эти обязанности возложили на муниципалитеты.

Что такое стихийная свалка? Это отходы, за вывоз и утилизацию которых кто-то уже заплатил регоператору, но выбросили их в не установленном схемой месте. Получается, что город должен еще раз потратить деньги, чтобы собрать и вывезти этот мусор. К сожалению, этот вопрос за год так и остался неурегулированным, хотя в других регионах нашли решение. Целесообразно возложить обязанность по вывозу стихийных свалок на регионального оператора. У нас же этим по-прежнему занимаются муниципалитет, расходуя серьезные средства. В этом году траты бюджета города Иваново на вывоз стихийный свалок выросли с 15 млн до 60 млн рублей. 45 миллионов – цена вопроса, притом что в бюджете не хватает денег и на ремонт дорог, и на расселение аварийного жилья, и на другие насущные нужды.

Не решена за год и проблема, связанная с тем, что региональный оператор за плату, что он взимает с жителей и юрлиц, не убирает растительные остатки – ветки, листья и т.д. – которые не включены в состав ТКО. Эти отходы в составе стихийных свалок мы тоже вынуждены вывозить и утилизировать за счет бюджета.

Третья нерешенная проблема – контейнерные площадки и навалы мусора, образующиеся вокруг них. Мы готовы дойти до Верховного суда, чтобы доказать: независимо от того, где расположена контейнерная площадка, на придомовой территории или на муниципальной земле, убирать территорию вокруг нее должна управляющая организация, потому что именно она собирает деньги с жителей. Сейчас мнения судов по этому вопросу разделились, но я надеюсь, нам удастся доказать свою правоту и навалы вокруг контейнерных площадок в Иванове исчезнут.

– Насколько быстро и как можно решить эти проблемы?

– Мы разработали порядок выделения земельного участка под контейнерную площадку без предоставления его в аренду и без конкурсов. По сути, выделяется место под размещение площадки. И тогда управляющая компания в полной мере несет ответственность за то, что происходит вокруг нее. Этот механизм позволит и администрации, и надзорным органам, и жителям контролировать работу УК.

Что касается остальных проблем, их решение зависит от изменений в федеральной нормативно-правовой базе, которые периодически вносятся, но, к сожалению, они половинчатые и не дают нужного эффекта.

Например, с 1 января вступит в силу статья, по которой муниципалитеты должны оборудовать контейнерные площадки – но там есть нюанс: за исключением случаев, предусмотренных действующим федеральным законодательством. Да, в парках, на пляжах, в общественных местах мы и сейчас обустраиваем площадки и вывозим мусор. Но почему город должен за управляющими компаниями убирать?

Мы посчитали: чтобы оборудовать контейнерные площадки в городе, нужно до 150 млн рублей. Затем придется тратить бюджетные средства на их содержание, потому что это муниципальное имущество. Таких денег у города нет. Возникает вопрос: зачем жители платят управляющим компаниям за содержание контейнерной площадки?

На федеральном уровне собирались изменить норму, обязывающую собственника земельного участка вывозить свалки. Проект такого документа был размещен на сайте Минстроя для публичного обсуждения, но до сих пор постановление Правительства РФ не выпущено. Не решен и ряд других вопросов. Например, сбор и утилизация батареек, которые являются отходами 4-го класса опасности и не входят в состав ТКО.

Нынешнюю систему обращения с ТКО надо модернизировать с точки зрения законодательства и избавить городской бюджет от дополнительной финансовой нагрузки. В конце концов, это деньги, которые мы можем дополнительно потратить на благо жителей областного центра.

Надежда Гришина, генеральный директор ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО»

– Какие плюсы регион получил от «мусорной реформы»?

– Считаю, плюсов немало, хотя, они не всегда очевидны.

Во-первых, частный сектор на 100% охвачен услугой по вывозу отходов. Это важно, поскольку его жители зачастую были «авторами» стихийных свалок и навалов мусора на контейнерных площадках. В Иванове, например, договоры на вывоз мусора ранее были лишь у половины жителей частного сектора.

Во-вторых, обновлен парк спецтехники.

В-третьих, юрлица и индивидуальные предприниматели стали заключать реальные, а не «пустые» договоры на вывоз мусора. Жителям многоквартирных домов, в которых есть нежилые помещения, была знакома проблема переполнения контейнеров из-за того, что магазин, заключивший «пустой» договор, сваливал отходы на контейнерную площадку дома. От этой практики мы уходим.

Четвертое: налажена систематическая работа по выявлению и вывозу стихийных свалок. В регионе за год выявлено около 500 свалок, общий объем которых составил 13 000 кубометров, в областном центре – около 300 свалок с объемом 5000 кубометров. 70% свалок уже ликвидировано.

Там, где организован бесконтейнерный вывоз мусора, жители могут бесплатно получить пакеты для отходов. И если год назад в Иванове была всего одна точка выдачи, то теперь их две – на ул. Минской и на ул. Сакко, за год выдано свыше 600 тысяч пакетов.

Для многодетных семей регоператор предоставил дополнительную льготу на услугу по вывозу ТКО. Ее получили более 700 семей (из них порядка 200 – в областном центре).

Организован контроль за организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов. Еще год назад вполне могло быть так: водитель забирает мусор у клиента, получает деньги, выезжает в область и где-нибудь в овраге или на нелегальном полигоне этот мусор вываливает. Подобные действия наносили огромный ущерб экологии. Сейчас все машины оснащены системой ГЛОНАСС, мы отслеживаем их маршруты.

С началом реформы регоператор стал отвечать за состояние мусорных контейнеров. Раньше жители могли годами безуспешно требовать от управляющих компаний заменить разваливающиеся контейнеры – теперь мы обязаны вести эту работу. За год в Иванове заменили, а также установили на новых площадках около 800 контейнеров. И эта работа продолжается.

– А какие минусы или проблемы вы видите?

– Главный минус – рост платы населения за услугу по вывозу и захоронению ТКО, связанный с переходом данной услуги из жилищной в коммунальную. Причем 30% от нынешнего тарифа – это НДС и сбытовая надбавка.

Еще один минус касается не столько населения, сколько регионального оператора – низкая собираемость платежей и низкая платежная дисциплина УК и ТСЖ, юрлиц, населения. По состоянию на 31 мая 2018 года только управляющие компании Ивановской области должны за вывоз мусора 37,4 млн, ТСЖ – 1,4 млн рублей.

Третья проблема – отсутствие полноценной и достоверной базы данных по количеству прописанных в квартирах и домах. Из-за этого мы не всегда можем корректно выставить счета, что приводит к недовольству людей.

Четвертое – контейнерные площадки. С 1 января вопрос об ответственном лице за их создание и содержание законодательно решен. Но остался спорным вопрос о том, кто же все-таки отвечает за площадки, расположенные на муниципальной или неразграниченной земле.

Еще один вопрос, который не удается урегулировать, – вывоз веток. В результате мы имеем стихийные свалки.

– Как вы оцениваете перспективу решения этих проблем?

– Все они осложняют нашу работу. Но мы понимаем, что проводимая реформа – сложное и очень нужное дело. И работу необходимо продолжать. Вывоз ТКО – это сфера, в которой расслабляться нельзя ни на день. Малейший сбой приводит к недовольству граждан, к социальному напряжению.

Любая реформа, тем более в сфере ЖКХ, изначально воспринимается болезненно. Хочу отметить, что настроение людей постепенно меняется в положительную сторону.

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

Остолопы* в парке Степанова

В прошлом номере мы уже писали, что в парке культуры и отдыха имени В.Я.Степанова планируют вырубить 67 деревьев вдоль русла Уводи

Анна Семенова

Памятники против рекламы

В районе улицы Станционной установят зоны охраны ОКН

Анна Семенова

Универсальный проездной: пока в режиме эксперимента

Информация о том, что в автобусах и маршрутках Иванова можно расплатиться электронной картой, вызвала большой интерес горожан

Анна Семенова

Школа, жители, бюджет

Кто купит объекты во дворах на улицах Кудряшова и Шувандиной?