II полуфинал конкурса 
На проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев выделено 7,93 миллиона рублей
Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
До Лабытнанги – крайней точки Северной железной дороги – ехать от Москвы почти двое суток. Ехать из лета – в раннюю весну

Возможность увидеть снег в июне журналистам из нескольких регионов предоставила сама Северная железная дорога, отмечающая в этом году 150-летие. Датой основания ее считается 16 сентября 1868 года – день открытия линии Шуя – Иваново. Поэтому в вагоне, следовавшем к полярному кругу, нашлось место и журналисту из области, мало связанной с Севером.

Была у пресс-тура еще одна тема, интересующая жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (да и других регионов, через которые проходит дорога до Лабытнанги) не менее, чем ивановцев запуск «Ласточки», – это реализация проекта Северного широтного хода, который свяжет западную и восточную часть ЯНАО, а также Северную дорогу со Свердловской. Впрочем, «Ласточка» – сравнение, конечно, неравноправное, строительство СШХ, участие в котором принимают правительство России, РЖД и Газпром, чаще приравнивают к возведению Крымского моста. В рамках концессии будет построено более 350 километров железнодорожного пути, мосты через Обь (в Салехарде) и Надым. Завершение строительства запланировано на 2023 год. Перевозиться по Северному широтному ходу будет преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы.

Один исток двух рек

Впрочем, об экономике по дороге туда думалось мало. Вторая ночь в поезде была уже полярной – солнце не заходило. После Печоры мы вернулись в сезон ранних почек на деревьях, на Полярном Урале весна была еще более ранней – со снегом. Мобильная связь, и до этого проявлявшаяся только на станциях, здесь исчезает совсем. Вездеходчики, доставляющие ремонтные бригады (с ними мы познакомились на обратном пути), подробно согласовывают друг с другом маршруты: основное правило – не удаляться далеко от железной дороги, ведь в тундре несложно и затеряться. На «проблесках» связи, уже спускаясь с Полярного Урала, ловили текстовую трансляцию окончания матча Россия – Египет…

В горах у железной дороги стоит знак «Европа – Азия». Граница, конечно, условная, но повод для нее здесь есть. Стекает с Урала небольшая речушка и разделяется на две: строго на запад и строго на восток. На запад – Елец, на восток – Собь. Две реки с одним истоком. В паводок они быстро становятся полноводными и широкими. Кстати, и паводок здесь проходит в несколько этапов, что доставляет проблем железнодорожникам. Первый этап – это таяние снегов в горах, когда возможны и подмытие полотна, и сход селей, второй – когда начинает подтаивать вечная мерзлота. В этом году всё проходит более-менее спокойно. Температура в тундре (при нас) была вполне летней – около 20 градусов.

Линия Чум – Лабытнанги (194 километра) на СЖД одна из самых сложных в обслуживании. Амплитуда температур достигает 108 градусов (минимальная – минус 53). Насчитывается 196 сильно заносимых снегом мест. Линия не электрифицирована, путь на железобетонном основании уложен только на 11 километрах. При этом на ней 33 железнодорожных моста.

На этом отрезке отсутствуют современные устройства автоматики и телемеханики: редкий случай, где сохранилась электрожезловая система (на каждом перегоне машинисту вручается жезл, подтверждающий, что на участке находится только его состав). Стрелочные переводы обслуживаются вручную.

Ссыльный край

В рамках проекта Северного широтного хода эта линия будет реконструироваться. Салехард получит наконец прямое железнодорожное сообщение с Москвой: сейчас здесь летом паромная переправа через Обь, зимой – ледовая. Населенные пункты вдоль дороги пустеют, есть такие, где живут только железнодорожники, а в магазинах нет ценников – сколько скажет продавец, торговаться ведь некогда, поезд стоит недолго.

Весь путь до Лабытнанги и Салехарда это история ссылок, начиная с царских, и лагерей – советских и нынешних. В Лабытнанги – колония общего режима, недалеко в Харпе – особого. В Салехарде со знаком 66-й параллели (полярный круг) соседствует мемориал, посвященный «Мертвой дороге», – недостроенной магистрали Чум – Салехард – Игарка, которую строил в 1947–1953 годах ГУЛЖДС МВД СССР. О лагерях и ссылках рассказывал нам краевед и в Котласе, добавив при этом, что «к сожалению, документов почти нет – сгорели, и не только у нас».

Северные города

Северные города сегодня отнюдь не мрачные (построек барачного типа в Лабытнанги, впрочем, еще немало): архитекторы стараются сделать здания яркими и цветными, чтобы не возникала депрессия долгой полярной зимой. Обратный путь был посвящен железнодорожным объектам – в Котласе и Вологде. Здесь готовятся к увеличению объемов перевозок, если построят Северный широтный ход.

 ***

Северная железная дорога приглашает пассажиров принять участие в фотоконкурсе к 150-летию магистрали

Конкурс для пассажиров поездов дальнего следования и пригородного сообщения, курсирующих по СЖД, «Дорога из окна поезда. 150 фото к 150-летию Северной железной дороги» стартует на магистрали.

На конкурс принимаются фотографии, сделанные пассажирами в 2018 году из окна поезда во время его следования по СЖД, на железнодорожных вокзалах СЖД во время стоянок. Фото должны быть выложены в открытом доступе в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook до 17 декабря 2018 года с хэштегом #150Фото150ЛетСЖД. На них могут быть пейзажи, памятники архитектуры, природные ландшафты, объекты железнодорожного транспорта, инфраструктуры, оригинально запечатленные, выполненные качественно и с художественной выразительностью. Могут также участвовать фото, на которых сам автор, его семья, друзья во время путешествия по СЖД. Фотоматериал надо снабдить коротким рассказом на 3-4 предложения о том, что запечатлено на фотографии, почему автор сделал снимок и не забыть сведения о себе (фамилия и имя автора фотографии, номер поезда, на котором он ехал и дата снимка).

От одного участника принимается не более трех фотографий.

Авторы 150 лучших, по мнению конкурсной комиссии СЖД, фотографий выйдут в финал. Авторы трех из них будут признаны победителями конкурса. Фотографии финалистов разместятся на официальных страницах СЖД «В Контакте» и Facebook. С 17 по 21 декабря на сайте СЖД и в социальных сетях состоится открытое голосование пользователей,  по итогам которого автор одного из 150 фото получит приз зрительских симпатий.

Информация о победителях конкурса будет опубликована на сайте СЖД и на страницах в соцсетях 24 декабря 2018 года.

Победители конкурса, включая выбранного по итогам голосования пользователей, будут награждены призами, а их фотографии будут размещаться на выставках на железнодорожных вокзалах Северной магистрали.

 Дополнительная информация по телефону: (4852) 52-01-99, Павлова Кристина

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам