БАННЕР
Анна Семенова
Можно не ходить в детский сад или не получать высшего образования, но девять лет в школе отучились все мы

Школа – это та часть системы образования, которая занимает значительную часть жизни каждого из нас. Можно не ходить в детский сад или не получать высшего образования, но девять лет в школе отучились все мы. Возможно, именно поэтому вопросы реформ в российской школе, школьных проблем, достижений или конфликтов всегда вызывают бурный отклик.

О том, как обстоят дела сегодня в системе среднего образования в Иванове, наш разговор с начальником управления образования администрации областного центра Еленой Юферовой.

– Елена Александровна, наверное, самое главное, чего хотят родители от школы, – это качественного образования для своих детей. Как бы вы оценили уровень подготовки, который дают наши школы?

– Повышение качества образования – это и наша главная цель. Но вопрос в том, какой смысл вкладывать в понятие качества образования. Мы можем говорить о таких объективных показателях, как результаты ЕГЭ или процент выпускников, поступивших в вузы (хотя последний показатель тоже не в полной мере характеризует уровень школьного образования).

Если говорить именно о результатах ЕГЭ, то уровень наших выпускников достаточно высок, особенно по базовым предметам. Есть определенные моменты, которые не позволяют говорить об объективности сравнения результатов, например, этого года и предыдущего: в частности, задания контрольно-измерительных материалов могут иногда отличаться по уровню сложности. Но по большинству предметов мы в последние годы отмечаем положительную динамику.

Думаю, что в этом есть серьезная заслуга и самих учащихся, и их родителей: дело в том, что уровень мотивации школьников с каждым годом растет. Это заметно и по их участию в предметных олимпиадах, и по тому, что всё бОльшим спросом пользуются профильные классы, в которых ведется углубленное изучение тех или иных предметов.

– А разве введение профильных классов – это не инициатива администрации школ? Среди родителей есть мнение, что это просто модная тенденция, позволяющая повысить место школы в городском рейтинге?

– Это не вполне объективное мнение. Появление профильных классов в значительной степени связано именно с потребностями обучающихся. И прежде чем принять решение о профилизации, администрация школы всегда изучает эти потребности. Ведь профильные классы – это не просто формальность, это и огромная подготовительная работа для школы. Но практика показала, что эти усилия дают серьезный эффект для качества образования.

– Перед началом учебного года нельзя пройти мимо такой проблемы, как нехватка мест во многих ивановских школах. Можно ли говорить, что ситуация приближается к критической? И есть ли перспектива решения проблемы?

– Критической я бы ситуацию не назвала, но проблема с наличием мест в ряде школ действительно есть. Притом что количество школьных зданий за последние 10 лет практически не уменьшилось.

Первая причина – это ежегодное увеличение числа школьников в городе. В среднем количество учащихся ежегодно растет на тысячу человек. Фактически это контингент одной крупной школы. В этом году за парты в сентябре сядут более 40 тысяч человек – это рекордная цифра за последние 10 лет. Поэтому загруженность школьных зданий заметно растет.

Второй фактор – это изменения в программе обучения. 15-20 лет назад у нас не было обязательных уроков информатики, а уроки физкультуры проводились два раза в неделю. Во многих школах изучение иностранного языка начиналось не со 2-го класса, как сейчас, а с 5-го. То есть потребность в дополнительных учебных площадях увеличилась, а школьные здания, построенные в 1950-70-х годах, нынешним потребностям отвечают далеко не всегда.

Один из вариантов решения проблемы нехватки учебных площадей – это вторая смена. Конечно, мы стараемся не увеличивать число классов, обучающихся во вторую смену. Но это не всегда возможно.

Вместе с администрацией школ мы анализируем, насколько эффективно используются здания школ, нет ли помещений, которые можно переоборудовать под учебные, ремонтируем такие помещения. Например, таким образом в этом году мы открыли 221 новое место в 8 школах. Есть аналогичные планы и на следующий год. Но этот ресурс небесконечен. И кардинально решить проблему можно только за счет строительства новых зданий, особенно если учесть темпы прироста количества школьников.

В текущих экономических условиях строительство новых школ возможно только за счет федеральных средств. Глава города Владимир Шарыпов поставил нам задачу участвовать во всех возможных программах. Он жестко следит за тем, чтобы не были упущены возможности финансирования социальных объектов, например при возведении новых микрорайонов. В Иванове первый объект по федеральной программе запланирован на 2019 год – здание начальной школы в гимназии № 36. Проектно-сметная документация уже готова, она прошла госэкспертизу, заявка подана, и мы очень надеемся, что в следующем году строительство начнется. Если всё получится, то это будет первая школа, построенная в Иванове с 1988 года.

Планируется новая школа на 700-750 мест в Рождественском микрорайоне – это позволит разгрузить гимназию № 44. Опять же за счет федеральных средств там начато строительство большого детского сада. Есть перспективы возведения пристроек к зданиям школ. Так что мы очень рассчитываем, что эта федеральная программа будет долгосрочной.

– Проблемы с местами в школах в Московском микрорайоне, в Суховке и Рождественском очевидны, поскольку именно в этих районах активно идет жилищное строительство. А где еще в городе сложная ситуация в этом плане?

– Очень сложная ситуация в районе улицы Парижской Коммуны, там тоже активно строятся многоквартирные дома. Школы № 39 и 35 уже перегружены, работают в полные две смены. В качестве резерва мы используем школы № 25 и 55. Но и их ресурс тоже имеет предел. Именно поэтому мы считаем очень важным при комплексной застройке в городе учитывать необходимость развития социальной инфраструктуры и настаиваем на том, чтобы при проектировании новых микрорайонов предполагалось строительство не только новых детских садов, но и новых школ.

– Но есть еще и такое понятие, как престижность школы. Многие родители стараются записать своего ребенка в школу повышенного статуса или в ту школу, которая пользуется хорошей репутацией…

– Действительно, у нас есть повышенный спрос на обучение в отдельных школах, и люди оформляют временную прописку для своих детей, чтобы они учились не по месту жительства, а в той школе, которую выбрали родители. В некоторых школах временная прописка на микроучастке оформлена у 30% первоклассников.

Я считаю, что это неправильно, потому что ребенок должен учиться рядом с домом. Ведь самое главное – это не вывеска, не название школы, а учитель. И мне кажется совершенно несправедливым, когда родители в погоне за престижем во что бы то ни стало стараются записать ребенка в лицей или гимназию, порой совершенно не анализируя последствия.

Для того чтобы снять остроту этой проблемы, мы сейчас решаем задачу преодоления дифференциации школ – и по уровню материальной базы, и по уровню квалификации кадров, и по уровню образовательных результатов. Потому что если эта дифференциация будет минимизирована, то не будет и этого ажиотажа, поскольку он в определенной мере создается искусственно.

Ведь на самом деле сегодня нет такого понятия, как школа повышенного статуса, – по закону об образовании все школы являются общеобразовательными. Так что «лицей» или «гимназия» – это, скорее, имя собственное. Программа углубленного изучения того или иного предмета в принципе может реализовываться в любой школе. Профильное обучение на старшей ступени реализуется более чем в половине школ – в 27. И у нас сегодня по качеству образовательных результатов в первой десятке рейтинга есть школы, которые не называются гимназией или лицеем. Это говорит о том, что стереотипы разрушаются, нам это очень приятно.

– Не меньший ажиотаж, чем запись в первый класс, в последние годы вызывает и запись в 10-е классы. Как вы считаете, насколько нынешняя система соответствует потребности в обучении в 10-11-х классах?

– Эта тема действительно вызывает напряженность, прежде всего, у выпускников 9-х классов и их родителей. Как правило, вопросы возникают не из-за недостатков системы, которая была введена с 2014 года постановлением правительства Ивановской области, а из-за недостаточной информированности участников образовательного процесса.

На самом деле, если разобраться, то никаких проблем с поступлением в 10-е классы в нашем городе нет. Еще осенью, в начале учебного года, каждая школа проводит мониторинг, чтобы понять, сколько девятиклассников собираются продолжить обучение в 10-11-х классах. Исходя из этой информации планируется количество 10-х классов, так что нельзя сказать, что кому-то отказали в возможности продолжить обучение, в том числе и в универсальных классах.

Другой вопрос, что подростку могут предложить продолжить обучение не в той школе, где он учился 9 лет, а в другой. Как правило, это происходит там, где в старшей школе вводится профильное образование, а учащийся не готов проходить обучение именно по этому профилю: или средний балл низковат, или он сам еще не определился, какие предметы хочет изучать углубленно. Это действительно болезненный момент, но если мы говорим о повышении качества образования, то сейчас оно идет в значительной степени за счет профилизации. И эту тенденцию нужно учитывать и детям, и их родителям.

Думаю, что значительную часть проблем с зачислением в 10-й класс можно снять, если родители будут проявлять интерес к этому вопросу не в мае, а хотя бы в сентябре: нужно изучить документы, оценить возможности своего ребенка, при необходимости объяснить ему, что надо подтянуться по тем или иным предметам. Хочу отметить, что сами дети зачастую лучше, чем их родители, ориентируются в этом вопросе, и для многих нынешняя система зачисления в 10-й класс становится прекрасным стимулом для хорошей учебы.

Для нас же как для управленцев нынешняя система удобна тем, что она абсолютно понятна, прозрачна и публична: все сведения выкладываются в общий доступ в Интернете, можно отследить рейтинг своего ребенка, понять, где нужно доработать, чтобы попасть в 10-й класс в своей школе. В этой системе не работает никакое телефонное право (на которое, не буду скрывать, порой надеются некоторые родители), это очень демократичная процедура.

– Вы уже упомянули, что зачастую важен не статус школы, а учитель. А как обстоят дела в ивановских школах с кадровыми вопросами?

– Кадровые проблемы у нас есть. На конец августа в наших школах было не закрыто более 100 вакансий. Конечно, это не значит, что какие-то классы останутся вообще без учителей – каждая школа будет решать эту проблему тем или иным способом. Но, конечно, нагрузка на учителей при наличии вакансий существенно возрастает.

Самые большие проблемы у нас с учителями начальной школы, русского языка, математики и английского языка. Поэтому мы очень ждем молодых учителей. Не могу сказать, что в Иванове высок средний возраст учителя – он составляет 49 с половиной лет, но мы надеемся на то, что молодежь пойдет в школы.

В Иванове есть ряд мер поддержки молодых педагогов: набор на целевое обучение в вузы, выплаты из муниципального бюджета, нуждающимся в жилье мы предоставляем квартиры по социальному найму. Хорошо работает программа «Частный детский сад по цене муниципального». Но думаю, что систему мер привлечения молодых кадров на муниципальном и региональном уровне надо развивать.

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

«Развиватели» не в хорошем смысле

Знакомые адреса и лица в любовном романе

Константин Шаронин

«Черный Вторник»: «Политику с музыкой не смешиваем!..»

Для кого-то словосочетание «черный вторник» означает обвал национальной валюты по отношению к доллару в октябре 1994-го. Но меломанам нашего города известно, что так называется музыкальная группа, основанная пять лет назад

Дарья Капкова

Живут же люди... Или «сам себе хозяин»

Светлана, жительница местечка Соснево, позвонила в редакцию и рассказала, что у бывшего четвертого роддома, на улице, проживает мужчина-инвалид, идти ему некуда...

Анна Семенова

Памятники против рекламы

В районе улицы Станционной установят зоны охраны ОКН