БАННЕР
Александр Тихомиров
Церковь Владимирской женской общины на Лежневской

В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г. Корина, ее тетка Н.И. Щербакова, а также купеческая жена Ольга Комарова решили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить иконе Владимирской Божией Матери, так как она издавна хранилась у Кориных и Щербаковых как семейная реликвия. Решили начать с организации богадельни для престарелых, при которой могла сформироваться монашеская община.

 Строили богадельню – получился храм

В 1900 году Синклитикия Ивановна Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала для богадельни участок земли на окраине города. Владельцы ремизо-бердочного завода братья Константиновы обнесли землю деревянным забором, перенесли сюда деревянный дом, выкопали колодец, возвели сарай, погреб, коровник и баню. На следующий год С.И. Жохова обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни, которая начала функционировать с 1901 года.

При отсутствии значительных средств 21 апреля 1902 года на выделенном участке был заложен небольшой храм. По первоначальному проекту П.Г. Бегена предполагалось строительство кирпичного двухэтажного корпуса богадельни с примыкающей к нему домовой церковью. Однако фабрикант А.Н. Дербенев предложил на свои средства устроить в храме два боковых придела. В связи с этим архитектор внес изменения в проект, и 11 мая 1903 года провели повторную торжественную закладку, на этот раз уже трехпрестольной церкви Владимирской иконы Божией Матери. Строился храм на средства фабриканта А.Н. Дербенева, владельцев ремизо-бердочного завода братьев Константиновых, Н.И. Щербаковой и других жителей города.

Интересно, что строительство жилого корпуса, к которому должен был примыкать храм, так и не было выполнено. Поэтому западный фасад Владимирского храма практически никак архитектурно не проработан.

Трудовая артель монахинь

После создания храма число женщин, желающих жить и работать при богадельне, увеличилось. Во Владимирскую духовную консисторию стали поступать настоятельные просьбы обитательниц богадельни об учреждении женской общины, где они должны были жить по монастырскому уставу под руководством монахини. Указом от 10 августа 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира назначили в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу. После этого С.И. Жохова была отстранена от руководства. Об этом она писала в своей жалобе архиепископу Николаю.  

Вскоре Синод определил учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину. Открытие состоялось 26 августа 1908 года в день памяти Владимирской иконы Божией Матери. 24 апреля 1916 года 13 рясофорных послушниц были пострижены в мантийные монахини, то есть Владимирская община стала монастырем.

После революции монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, в которую вошли 43 насельницы. Кроме сельскохозяйственных работ, они занимались рукоделием – стегали одеяла, вязали чулки. Однако в 1921 году городское руководство приняло решение поселить в монастырском сестринском корпусе студентов политехникума и рабфака, но монастырская трудовая артель продолжала работать. После выезда студентов в 1924 году келейный корпус заняли под жилье для рабочих.

Купола мешали полетам и боевому духу

Через три года по решению губисполкома монастырские помещения переоборудовали под казармы авиаотряда, а в следующем году закрыли храм, так как, по мнению начальника военно-воздушных сил Московского военного округа, «богослужение вносит крайне ненормальное положение в воспитание, политическую и боевую подготовку красноармейской массы». В апреле 1929 года командир авиаотряда вновь обратился в горсовет: «Церковь, используемая как склад, продолжает служить приманкой для расквартирования рядом с аэродромом монахинь монастыря. Монахини распространяют слухи и поддерживают веру, что закрытая церковь – это наказание за грехи и, когда придет время, храм будет возвращен. <…>. Пока церковь будет сохранять свой внешний вид с куполами и крестами, вести работу с религиозным дурманом будет затруднительно. Кроме того, купола служат некоторой преградой для всесторонних подходов самолетов, как при взлетах, так и при посадках, в особенности во время ночных полетов. В силу этого прошу средства 1500 рублей для их снятия». Вскоре городской отдел коммунального хозяйства выделил деньги и храм обезглавили. Протоиерей Сергий Архангельский, служивший в храме, был арестован в 1930 году и умер в заключении.

Настоятельница прожила 107 лет

Несколько монахинь остались жить в Иваново-Вознесенске, в купленных на совместные средства деревянных домах, располагавшихся неподалеку от бывшего монастыря, и устроились на работу в швейные производственные артели. Весной 1937 года органами НКВД было сфабриковано «дело о сестричестве прп. Киприана». 

Троих монахинь монастыря – Маргариту Закачурину, Февронию Ишину и Тамару Проворкину, а также вдову священника Марию Дмитриевскую сослали в Казахстан, где они жили все вместе в поселке Майский Павлодарской области. Однако органы НКВД на этом не успокоились, и против бывших монахинь вновь началось следствие. 3 декабря 1937 года они были арестованы и через двенадцать дней расстреляны за свои убеждения по приговору тройки УНКВД Восточно-Казахстанской области. Настоятельница монастыря игуменья Августа умерла в Иванове в 1960 году, прожив 107 лет. Владимирская церковь оказалась во дворе авиаремонтного завода, использовалась в качестве склада. В 1993 году в храме возобновились богослужения, впоследствии восстановлены главы, в помещении храма поставлен новый иконостас. 3 января 2015 года митрополит Иосиф провел великое освящение Владимирского храма.

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

ЕГЭ: математика

Рубрика "Слово мэра"

Наталья Мухина

От колокольни до пьяного моста

Про бой Бутенопов и голову Пушкина

Екатерина Сергеева

Детские радости и недетские тревоги

Что нужно помнить в дни летних каникул