БАННЕР
Анна Семенова
Когда уборка города перестанет быть поводом для скандалов

Этой зимой одной из самых обсуждаемых была проблема с уборкой города. За то, что происходит во дворах, отвечают управляющие компании – и это отдельный разговор. А вот тротуары и дороги – зона ответственности городских властей, если говорить точнее – МУП САЖХ. Правда, не все, а только те, которые включены в постановление ивановской мэрии «Об организации уборки улиц и площадей города», все остальные улицы и тротуары расчищаются по заявкам жителей. Но об этом знают немногие, так что в любом случае МУП САЖХ досталось немало претензий и упреков.

Впрочем, немногие знают и то, что все могло быть гораздо хуже (это не в оправдание ледяных наростов на тротуарах и снежных отвалов, вдвое сужающих дороги, которые мы наблюдали этой зимой): еще два-три года назад в мэрии всерьез обсуждался вопрос о банкротстве муниципального предприятия, которое занимается уборкой городских улиц. Сторонники ухода власти из рыночных отраслей тогда говорили, что, дескать, частные компании справятся с этим гораздо лучше и незачем поддерживать убыточные МУПы (правда, сейчас они предпочитают не вспоминать о своих словах). Однако примеры других городов, где реализована именно такая схема, показывают, что это не лучшее решение. Во-первых, на торги на выполнение работ по уборке города просто никто может не заявиться (например, если частные компании не устроит цена контракта). Что получится в результате, все мы уже видели на примере с контрактами по отлову бродячих животных. А во-вторых, у мэрии нет практически никаких механизмов воздействия на недобросовестного подрядчика. Например, не вышла после снегопада на улицы уборочная техника – и максимум, что грозит такому подрядчику, это штраф. А что будет с горожанами, его не волнует. Кстати, во многих городах, где лет 10-15 назад решили ликвидировать свои спецавтобазы, сегодня вынуждены создавать их вновь, чтобы иметь возможность подстраховаться.

«В Иванове, к счастью, руководство города решило не экспериментировать и сохранять то, что есть, – говорит нынешний директор МУП САЖХ Алексей Сахаров. – Правда, это сохранение дается непросто».

Начать следует с того, что с 2016 года МУП САЖХ включает в себя и специализированное предприятие по санитарной уборке и благоустройству города. Именно СМП ранее занималось уборкой, а собственно МУП САЖХ отвечал за вывоз и утилизацию мусора. Оба предприятия работали с серьезными убытками, из-за чего оказались на грани банкротства. Объединение в некоторой степени помогло удержаться на плаву, зато «мусорная» реформа, которая в Ивановской области началась с середины 2017 года, нанесла очередной серьезный удар.

«Тем не менее администрация города занимала жесткую позицию: предприятие надо сохранять и налаживать его работу, – говорит Алексей Сахаров. – По большому счету начинать пришлось если не с нуля, то с очень низкой базы».

Одной из главных проблем Сахаров называет даже не долги, накопившиеся у предприятия за последние годы, а износ техники. «Когда в 2017 году я пришел на предприятие, износ техники составлял порядка 85%, некоторые тракторы и КДМ были выпущены в начале 1990-х, – рассказывает он. – И когда 4 февраля 2018 года начался сильный снегопад, у нас на улицы города вышли 25 КДМ, из которых 13 сломались в течение первого часа работы».

На обновлении техники настаивал и глава города Владимир Шарыпов. «После анализа ситуации стало понятно, что со старым парком техники мы просто не справляемся, ведь и объем работ за последние годы серьезно вырос, – рассказывает директор МУП САЖХ. – Если в 2010 году по контракту с мэрией СМП по уборке города отвечал за состояние 1,7 млн кв.м улично-дорожной сети, то мы сейчас убираем 2,4 млн кв.м плюс порядка 330 тысяч кв.м тротуаров. Кроме того, на баланс города за эти годы приняты дополнительные улицы, построены новые дороги. Так что параллельно стоял вопрос и о пересмотре маршрутов уборочной техники».

К осенне-зимнему сезону благодаря помощи областного правительства и лично губернатора Станислава Воскресенского удалось серьезно обновить парк спецтехники, в том числе комбинированных дорожных машин (КДМ) и оптимизировать маршрутную сеть. Так что у ивановских автомобилистов проблемы если и возникали, то эпизодически. А вот с пешеходами сложнее. «Мы, безусловно принимаем все претензии жителей города относительно состояния тротуаров, говорит Алексей Сахаров. – И я очень надеюсь, что к следующей зиме мы эту проблему решим. Год назад у нас было шесть тракторов для работы на тротуарах, причем три из них в очень плохом состоянии. Их мы в течение этого сезона заменили на новые. К концу года планируем приобрести еще шесть«тротуарных» тракторов, увеличится и количество маршрутов. Я понимаю, что весь город даже такими силами мы после сильного снегопада за несколько дней не вычистим, но то, что ситуация улучшится, это точно».

Несмотря на все сложности, МУП САЖХ постепенно выходит из тяжелого финансового положения – по предварительной оценке, в 2018 году предприятие хоть и сработало с убытком, но по сравнению с 2017 годом эта цифра снизилась в 20 раз. Речи о банкротстве уже не идет, и Алексей Сахаров строит долгосрочные планы развития. По его словам, то внимание, с которым к вопросам благоустройства относятся и глава региона, и глава города, дает надежду, что проблемы будут решаться системно. А это значит, что и у горожан будет меньше поводов поминать недобрым словом тех, кто круглосуточно несет дежурство и в любой момент готов выйти на работу, чтобы обеспечить комфорт и безопасность жителей.

***

Улично-дорожная сеть областного центра включает 1200 улиц, 116 из них подлежат регулярной уборке. Остальные улицы убираются периодически, в том числе по заявкам граждан.

***

В этом зимнем сезоне на то, чтобы привести город в порядок после сильных снегопадов (включая расчистку дорог и тротуаров и вывоз снежных валов), МУП САЖХ требовалось 20 дней. К зимнему сезону-2019/2020 перед руководством предприятия поставлена задача сократить этот срок до 10 дней, в идеале – до 5.

Какая техника убирает город

Комбинированные дорожные машины (КДМ) – 27

Тракторы – 23 (в том числе 5 для уборки тротуаров)

Грейдеры – 5

Погрузчики (3 в 1) – 7

Самосвалы – 14

Илососная станция – 1

Канавопромывочная станция – 1

Ленточная снегоуборочная машина – 1

Кроме того, привлекается техника субподрядчиков

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

ЕГЭ: математика

Рубрика "Слово мэра"

Наталья Мухина

От колокольни до пьяного моста

Про бой Бутенопов и голову Пушкина

Екатерина Сергеева

Детские радости и недетские тревоги

Что нужно помнить в дни летних каникул