Студент Ивановского энергетического колледжа стал серебряным призером межрегионального этапа чемпионата «Профессионалы»
Выставка, посвященная 130-летию Маршала Победы Александра Василевского, открывается на ивановском ж/д вокзале
Уже 40 медиков в этом году стали участниками программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»
Ивановские каратисты вновь в числе лучших на всероссийском турнире
В центральной части города Иванова будет ограничено движение транспорта
Делегация выпускников Интердома из Китая посетила Ивановскую область
Проверка на полиграфе или, как его еще называют, детекторе лжи – процедура непривычная и неприятная. Испытано на себе: садясь в специальное кресло, уже чувствуешь себя виноватым, даже если ничего плохого не совершал

В кабинете следственного управления, где проходят психофизиологические исследования, весьма аскетично. Есть стол, несколько стульев, кресло, в котором испытуемый отвечает на вопросы, и полиграф, убирающийся в небольшой чемодан, – с ним полиграфолог Татьяна Уклонская выезжает в районы. Есть еще видеокамера. Она фиксирует всю процедуру. Татьяна Константиновна объясняет: это нужно для того, чтобы потом не было упреков, что специалист что-то делал не так или оказывал давление на обследуемого. Запись покажет, как все было на самом деле.

Когда следователь решает провести тестирование, он предоставляет полиграфологу материалы уголовного дела или доследственной проверки. На основании информации, содержащейся в допросах свидетелей, формулируются вопросы. Понять, вводит в заблуждение испытуемый следствие или нет, иногда помогают детали произошедшего.

Тестирование добровольное. Отказаться от него можно на любом этапе. Предварительно Татьяна Константиновна каждому рассказывает, что и как будет происходить в кабинете и для чего это нужно, какие права есть у испытуемого. После опрашиваемый подписывает заявление о согласии или несогласии и опросный лист, в котором записываются общие биографические данные и состояние физического здоровья.

***

Татьяна Уклонская раньше работала корреспондентом на «Ивтелерадио». Спрашиваю, помогает ли предыдущая профессия устанавливать контакт с испытуемыми. «С разными людьми диалог строится по-разному. Навыки общения с людьми помогают к каждому подобрать ключик. Многие выговариваются и уже уходя замечают: «Словно у психолога побывали». Благодарят», – отвечает Татьяна Уклонская.

 

Попытки обмануть

Перед тестированием с испытуемыми долго беседуют, проговаривают вопросы (неожиданные реакции, эмоции, ассоциации ни к чему) и, если надо, их корректируют. И только потом подключают многочисленные датчики, отвечающие за дыхание, артериальное давление, потоотделение и учащение пульса. Предупреждают: «Током бить не будет». Оказывается, этот вопрос стены кабинета слышали часто.

Бывает так, что люди приходят на исследование со скрытым желанием обмануть полиграф. Татьяна Уклонская утверждает, что попытки к желаемому результату не приведут. «Один из испытуемых пытался якобы незаметно ерзать на кресле, чтобы повлиять на показания датчиков. Однако обмануть ни прибор, ни меня не получилось».

Признаюсь, я и сама начиталась специфической литературы, перед тем как отправиться на полиграф, – уж очень хотелось его обмануть. Способы предлагались разные: выпить алкоголь, нанести на кончики пальцев дезодорант, поголодать или попросту вжиться в роль. Но только присела в специальное кресло, как компьютерная программа уже показала: я сильно волнуюсь. «Вопрос еще не задан, а датчики уже зашкаливают», – пошутил редакционный фотограф. Распереживавшись, я так и не смогла пересилить себя и продолжить испытание.

Интересно, что специалисты тоже проходят такие тестирования на курсах повышения квалификации. «Верите – нет, когда мы садимся в кресло, нервничаем. Понимаем, что это игровая ситуация, что сталкиваемся с этим каждый день, что скрывать нечего, и все равно переживаем», – говорит Татьяна Константиновна.

Реабилитировать и казнить

Полиграфолог помогает следователям определиться с направлением расследования уголовного дела. От результатов тестирования (если специалисты работают над материалами доследственной проверки) зависит, будет следователь возбуждать дело или нет.

«Часто наша роль реабилитирующая. Вот пример: супруги разводились и делили детей. Чтобы заполучить дочь, муж сообщил следователям, что жена развращает девочку. После тестирования обвинения были сняты», – рассказывает Татьяна Уклонская.

Порой свидетели становятся подозреваемыми. «Год или полтора назад в одном из районов совершили жестокое убийство. Следователи привели ко мне знакомого жертвы. Он утверждал, что видел убитого несколько лет назад и во время убийства находился совершенно в другом месте. Исследование показало, что человек говорит неправду. Оперативные сотрудники вместе со следователем опросили свидетеля снова, и тот спустя время все-таки дал признательные показания».

Работодатели все чаще при приеме на работу проверяют соискателей на детекторе лжи. При этом процедура действующим законодательством пока не предусмотрена – регламентируется только внутренним уставом организации и применима, когда человек уже получил должность.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Солидарность – хорошо, но с выгодой – лучше 

Окупится ли членство в профсоюзе: льготы и бонусы

Ткани 19 века снова в моде

Шуйские текстильщики возрождают старинный подмосковный бренд

Символ Победы

Сегодня в областном центре состоится ежегодное открытие акции «Георгиевская ленточка»

«Архитектура без идеологического стержня – пустышка»

Могут ли городу мешать деревья и чем красив проспект Текстильщиков

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам