БАННЕР
Николай Голубев
В одном зале можно увидеть лучшие картины ивановских художников за всю историю

После затянувшегося – больше десяти лет – ремонта полностью открыт музейно-выставочный центр на Советской. Гранитные ступени (украденные в самом начале реконструкции) не вернули, но зато сохранили диораму, посвященную событиям 1905 года, – о ее судьбе ходили мрачные слухи. Новую жизнь также получил лекционный зал с большим киноэкраном.

В День города обновленные интерьеры оценили губернатор Станислав Воскресенский и мэр Владимир Шарыпов. Было заявлено, что в этом здании будут проходить только временные выставки (прежде здесь планировали развернуть постоянную краеведческую экспозицию). Первый полномасштабный опыт и представили в минувшие выходные.

Большой выставочный зал занимает целый этаж: мрамор на полу, колонны, современные подсветка и мебель. Но все это оцениваешь позже. Начальное и самое сильное впечатление производят картины на стенах.

Хоть здание на Советской принадлежит музею имени Бурылина, первую выставку здесь делали сотрудники художественного музея на основе своей коллекции (кураторы Людмила Воловенская и Андрей Санников). Демонстрируются работы ивановских живописцев от начала ХХ века до прошлогоднего диптиха Александра Климохина. Людмила Воловенская поясняет: «Мы отобрали выдающиеся произведения».

В Иванове традиционно сильна региональная школа живописи. Но постоянной музейной экспозиции, где можно было бы оценить это, не было. Теперь на Советской, 29, представлены почти все наши классики и многие современники. Хотя, конечно, одного зала – даже просторного – для областной арт-истории мало.

Предполагается, что открывшаяся выставка – временная, но сроков ее завершения не называют. И это тот случай, когда хочешь, чтобы не было ничего более постоянного, чем временное. Другим проектам в этом зале будет трудно соответствовать уровню нынешней экспозиции.

Директор художественного музея и автор экспозиции Людмила Воловенская комментирует новое выставочное пространство на Советской, 29:

«Сначала зал нас напугал, он производил впечатление платформы московского метро – вытянутый, с мраморным полом и колоннами. Но в этом помещении есть своя магия, оно может стать витриной города, местом мощных музейных проектов. Были бы идеи и деньги».

Экспозиция разделена на две части: на одной стене искусство старых мастеров и советских мэтров, на другой – андеграунд и современный художественный процесс. На узких сторонах зала-параллелепипеда, напротив друг друга – кроки, выполненные в начале прошлого века учениками рисовальной школы, и знаменитый триптих «Ивановские ситцы» художников Родионовых. Таким образом текстильная тема становится осью выставки – во всех смыслах.

На чем воспитан глаз ивановцев?

Людмила Воловенская рассказывает: «Если говорить об истоках ивановской региональной школы, то это 17 век, когда началась набойка на ситцах. Манера – доска, которую мастер вырезал для оттиска на ткани – была и искусством, и средством производства. Чем интереснее орнамент, тем успешнее продажа. Для того чтобы культура текстильщиков была на высоком уровне (иначе не выдержишь конкуренции), в 1898 году в Иваново-Вознесенске в качестве филиала образовалась рисовальная школа барона Штиглица. На выставке представлены редчайшие образцы ученических работ.

Региональная художественная школа – это не только образование, но и местный ландшафт, особенности архитектуры и градостроительства, специфика менталитета. Глаз ивановца был воспитан на ситце. А ткань – это прежде всего плоскость, которая не разрушается визуально. Кроме того, в крови ивановских художников умение стилизации: берется веточка, и ее надо трансформировать, превратить в орнамент для текстильного рисунка. На многих картинах, представленных на выставке (у Н. Секирина, Н. Бурова, М. Пырина), мы видим это плоскостное мышление, орнаментальность, отсутствие традиционного далевого пейзажа».

Художники, работавшие в Иванове в первые советские десятилетия, имели прекрасное образование. Примечателен автопортрет Михаила Пырина – Людмила Воловенская сравнивает его с Ван Гогом, а хранитель коллекции Андрей Санников с Пьером Боннаром. Ивановский живописец действительно вписывается в европейский контекст. Получив диплом московского училища, он занимался в Парижской академии, объездил Италию и Германию. Показательно, что на выставленном холсте Пырин оставляет автограф латиницей. «Этот портрет достоин крупнейших музеев, и он не раз экспонировался в Третьяковке, – продолжает Л. Воловенская. – Такие мастера и сделали ивановскую школу, все они были преподавателями художественного училища. Их работ осталось крайне мало, но они свидетельствуют об очень высоком уровне, большом стиле».

Картины в экспозиции резонируют друг с другом, развеской «намечаются» сюжеты. Вот, например, летчик Журавель (портрет Константина Фролова) строго, но не без интереса смотрит на девушек в купальниках, загорающих на холсте Виктора Говорова (картина 1935 года).

Обращу внимание на редкий натюрморт Геннадия Щапова. Этот художник из семьи ивановских фабрикантов, в их фамильном особняке (на той же улице Советской) сейчас квартирует сельхозакадемия. Получив образование в Москве, живописец в советское время преподавал в ивановских училищах. Говорят, что у него учился Вячеслав Зайцев.

Шире остальных на выставке представлен Иван Нефедов. Людмила Воловенская объясняет: «Это единственный ивановский живописец, который прорвался на международную арену. Что удивительно – он вообще ни на кого не похож. Иногда его сравнивают с Чюрлёнисом, но Нефедов – совершенно православный художник. Его творчество созвучно идеям Вернадского, Николая Федорова, его можно причислить к космистам. Я в архиве нашла письма, которые были адресованы Нефедову исследователем цветомузыки. И действительно, его картины очень музыкальны – это сразу чувствуется».

Вторая половина

Не так масштабно, как хотелось бы, но ярко представлено ивановское послевоенное поколение. 1960-80-е – время рассвета ивановского отделения Союза художников: М. Малютин, Е. Грибов, В. Федоров, А. Кротов, Б. Павлов, Р. Михайлов, Б. Романычев, С. Кожаев.

Удивительно, что выставка обошлась без революционной темы (знаковой для ивановской школы), почти не представлен суровый стиль. Людмила Воловенская объясняет, что «элегантность» экспозиции продиктована картинами старых мастеров – приходилось им соответствовать. К тому же высота зала не позволяет показать монументальные полотна.

В советском разделе демонстрируется несколько графических листов Нины Гавриловой. Отмечу линогравюру с Ивановским железнодорожным вокзалом: огромные окна светятся в сумраке теплым тыквенным цветом, горожане спешат на поезд, округлые автобусы ждут провожающих. Только что прошел летний дождь, и в лужах отражается небо... Год не обозначен, но чувствуется лирика 60-х.

Чуть меньше половины экспозиции отдано работам современных ивановских живописцев. А. Антохин, В. Бахарев, А. Ермолаев, В. Ершов, А. Каверин, А. Климохин, Е. Куваев, С. Кузьмичева, В. Николайчук, О. Тимофеев противостоят советскому соцреализму и в форме, и в теме. Куратор признает, что диалога между частями выставки не получается – «это две параллели». Зато исторический контекст позволяет оценить уровень нынешних художников. Кто-то выдерживает сравнение с мэтрами (потому что нашел свою тему и эстетику, выточил мастерство), а кто-то блекнет. Хотя, безусловно, ивановские живописцы держат уровень.

В центре (во всех смыслах) современного ряда – масштабное полотно Вячеслава Ершова. «Это один из лучших выпускников Академии художеств своего поколения, – рассказывает Людмила Воловенская. – Его работы – выдающееся явление. Это мощные, монументальные картины; в новой эстетике осмысляются евангельские сюжеты. Соединяются истовая религиозность и мастерство живописца. Я считаю, что это войдет в историю, когда-то это будет оценено по-настоящему».

Выставка «Комбинат искусств. Ивановская школа живописи» работает с 11 до 17 часов. Выходные дни – понедельник и 31 мая. Цена полного билета – 150 рублей.

Самые читаемые статьи

Владимир Шарыпов

Внимание на дороги

Рубрика "Слово мэра"

Николай Голубев

Ивановские эмансипе

Первый ивановский арт-путеводитель

Екатерина Сергеева

Без крыши над головой не оставят

Куда обращаться в случае ЧП

Анастасия Басенко

Как пройти в библиотеку?

Может ли Иваново стать похожим на Хельсинки