Дело рук самих пассажиров
На то, что из многих районов после 20 часов практически невозможно уехать на общественном транспорте, ивановцы жалуются регулярно. На прошлой неделе проблему обсудили чиновники, депутаты и перевозчики на совещании в мэрии.
Почему перевозчики не хотят ездить вечером?
Этот вопрос редко возникает в голове тех, кто по часу ожидает маршрутку на остановке. Зато ответ на него прост: после 20 часов пассажиров немного и совершать рейсы становится невыгодно. Впрочем, есть мнение, что это коммерческие риски предпринимателей, к которым они должны быть готовы, выходя на конкурс по обслуживанию конкретных маршрутов. И с этим мнением сложно не согласиться. Тем более что расписание движения автобусов и маршруток, утвержденное мэрией, никто не отменял.
Правда, председатель общественного совета перевозчиков Дмитрий Куликов заметил, что утвержденное расписание не менялось с 2009 года и за это время реалии изменились: если 10 лет назад гипермаркет «Реал» в «Евролэнде» работал до 22 часов, то сейчас сменивший его «Ашан» работает до 21 часа. Расписание маршруток, которое в свое время подогнали под потребности работников торгового центра, не изменилось. В результате люди жалуются, что в 21:15-21:30 они не могут уехать от «Ашана», а когда к 22 часам на остановку подъезжает маршрутка, то пассажиров уже нет.
На другой момент обратила внимание председатель ассоциации перевозчиков Марина Синякина. Она отметила, что существуют определенные требования к режиму работы водителей, поэтому в вечерние часы на линии остается только около 25% всего подвижного состава. Соответственно, интервалы времени между маршрутками становятся больше.
Метан подвел
Еще одну проблему перевозчикам и пассажирам создали, как ни странно, новые автобусы. По словам Дмитрия Куликова, многие перевозчики, решившие обновить подвижной состав, воспользовались возможностью получить субсидии по госпрограмме и приобрели новые автобусы (те самые белые модифицированные ПАЗы) на газомоторном топливе.
Однако неожиданно выяснилось, что в Иванове для них подходит всего одна заправка, поскольку они ездят не на пропане, как большинство других транспортных средств, а на метане. В результате каждый день на этой заправке выстраивается многочасовая очередь. Таких автобусов в Иванове уже более 80, и на некоторых маршрутах они составляют более трети подвижного состава.
По словам заместителя главы города Владимира Карпова, метановых заправок по нормативам в областном центре должно быть не менее семи, а по факту – одна, поэтому и возникает «метановый коллапс». И для водителей это серьезная проблема: по словам Дмитрия Куликова, в некоторых компаниях-перевозчиках уже нанимают специальных сотрудников-заправщиков, задача которых отогнать автобус на заправку, постоять в очереди несколько часов и в конце концов заправить его, чтобы к утру водитель смог выйти на линию.
В мэрии говорят, что вроде бы областной департамент дорожного хозяйства и транспорта договорился с неким инвестором, который собирается построить еще три метановые заправки. Правда, ни конкретные места, где их построят, ни сроки не называют.
Перевозки по требованию
Впрочем, вряд ли все эти тонкости должны беспокоить ивановцев, которым предстоит уже через пару месяцев мерзнуть на остановках в ожидании автобуса. Мэрию регулярно упрекают в том, что она не может заставить перевозчиков ездить в вечернее время. Как оказалось, дело не в «заставить», а в наличии потребности и информации об этой потребности.
«Мы готовы обеспечивать наличие машин на линии в определенное время на конкретных маршрутах – если это действительно надо горожанам, – говорит Дмитрий Куликов. – Но мы не можем возить воздух. Уже был печальный опыт с 5-м троллейбусом, когда транспорт по этому маршруту вечерами ходил практически пустой. Но если будут пожелания граждан, мы готовы встречаться с ними и принимать конкретные решения».
Куликов говорит, что таким образом несколько лет назад удалось решить проблему в селе Богородском Ивановского района: была организована встреча с жителями, где перевозчики и власти выяснили, в какое время необходим общественный транспорт.
Владимир Карпов предложил депутатам городской думы от одномандатных округов подключиться к решению вопроса: организовать встречи, пригласить представителей ТОСов и просто активных граждан. Присутствовавшие на совещании депутаты Елена Рясина и Анатолий Омехин согласились с предложением. Правда, за прошедшую неделю никакой информации о встречах жителей с перевозчиками так и не появилось.
Впрочем, ивановцы, которые не хотят ездить вечерами исключительно на такси, могут взять дело в свои руки: обратиться к депутатам, написать свои предложения на портале Иваново.рф, в конце концов – выйти на перевозчиков, в том числе через общественный совет города. Спасение утопающих, то есть пассажиров, вполне может быть делом рук самих горожан.