Памяти павших в годы Великой Отечественной войны
Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове
Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина
Или для чего современному человеку этикет 

Этикет для современного человека – это не напудренные парики и пышные наряды, не сложная сервировка стола. Этикет – это уважение личных границ, соответствие внешнего вида ситуации, вежливость. 

А еще – грамотные невербальные средства коммуникации повышают нашу внутреннюю «стоимость». Так считает выпускница Австрийской высшей школы этикета, владелец ивановской сети «Медио-оптика» Мария Мартынова. 

– Мария, вы не просто освоили необходимые правила, но и окончили учебное заведение по соответствующему профилю… Зачем?

– Разумеется, не с целью заработка и не для того, чтобы нести этикет в массы. В первую очередь для себя. К людям, которые хорошо выглядят, знают правила поведения в обществе, априори доверие больше и с точки зрения партнерства, и с точки зрения ведения бизнеса, и с точки зрения отношений «покупатель-продавец». Разумеется, с целью заработка мы должны повышать свои профессиональные компетенции, но еще есть такие невербальные моменты, которые позволяют нам выделиться, быть конкурентоспособными, и на рынке труда в том числе.

– В обыденной жизни мы чаще всего сталкиваемся с профессиональным и светским этикетом. Давайте поговорим о профессиональном. Какие существуют правила?

– Это отношения «начальник-подчиненный», «покупатель-продавец», «заказчик-исполнитель» и так далее.

В связке «начальник-подчиненный» не важны пол и возраст. Начальник всегда главнее. Даже если начальник женщина и она существенно моложе своего подчиненного-мужчины.

Что значит главнее? Это означает, что подчиненный должен первым встать и поприветствовать начальника, когда тот входит в кабинет. Нас этому простому правилу учили еще в школе. Помните, мы всегда поднимались, когда в класс входил учитель, директор или другой взрослый?

Так же и в отношениях «покупатель – продавец» или «исполнитель – заказчик». Здесь уже на пьедестал ставится клиент. Все мы помним пословицу о том, кто всегда прав. Поэтому, когда в магазин входит покупатель, все сотрудники должны встать, поприветствовать его, и пока клиент ходит по магазину, продавец не имеет права присесть.

Руку для рукопожатия протягивает тот, кто главнее. В данном случае это покупатель или же начальник, если речь идет о формальных взаимоотношениях.

– А в отношениях «пациент– врач» кто главный?

– Нас учили, что пациент. Эти отношения в Европе аналогичны отношениям «покупатель – продавец». Пациент платит налоги, с которых идут отчисления на медицинское страхование. Поэтому, даже если мы говорим о государственных клиниках, пациент пришел за услугой, врач ему эту услугу оказывает. Только платит пациент не напрямую в клинику, а через государственную систему налогообложения.

Поэтому, согласно нормам этикета, именно врач должен встать и поприветствовать пациента.

– Полагаю, далеко не все врачи согласятся с такими нормами… 

– Это дело каждого, этикет совсем не обязателен. Но мы же говорим о том, как добавить баллы именно в свою копилку. Представьте себе пять кабинетов врачей. В четырех врач не встает, а в пятом встает, берет бабушку под руку, провожает ее, он вежлив и внимателен с ней. У какого врача будет больше положительных отзывов? Конечно, вставать никто не заставляет. Никто не заставляет быть вежливым, следить за своим внешним видом. Но это на сто процентов позволит вам больше зарабатывать, даже если вам кажется, что это невозможно.

– Много путаницы и по обращениям на «ты» и на «вы». Как правильно?

– Ко всем людям старше 12 лет мы обращаемся на «вы». Это правило должны помнить и учителя в школе. Это важно для выстраивания адекватных взрослых дистанционных отношений со своими учениками. К тому же такая позиция практически наверняка исключит неуважительное отношение к учителю. Например, учитель может сказать: «Мария, вы сегодня не очень хорошо подготовились к уроку, пожалуйста, в следующий раз будьте внимательнее». Поверьте, это будет гораздо эффективнее.

– Кто же тогда главнее, если речь идет о семейном или светском этикете?

– Если мы говорим о семейном и светском этикете, то здесь на пьедестале две категории граждан. Это женщины и те, кто старше. К примеру, семейное торжество, бабушка и дедушка заходят в комнату. Молодые должны встать и поприветствовать их. Садятся младшие только после того, как сели старшие. Если в помещение, где находятся взрослые, заходят дети, взрослые уже не встают, первыми здороваются дети.

Если мы находится на светском мероприятии, то, когда женщина входит в помещение, все присутствующие мужчины встают, помогают ей присесть и только после этого можно занять свои места. В то же время женщина сама решает, с кем она готова здороваться за руку, а с кем нет. Поэтому именно женщина первая протягивает руку.

– Руку можно пожать, а можно поцеловать…

– Да. Поэтому руку нужно протягивать по диагонали. Мужчина, который берет руку, сам решает, поцеловать или пожать. Обратите внимание: при поцелуе руку подносят к губам, но не касаются.

– Как кого представлять на светском мероприятии? К примеру, присутствует банкир, стоматолог и ведущий мероприятий.

– Ни в коем случае не по профессии. Можно сказать: это Иван Иванович, мы с ним вместе ходим в бассейн, он прекрасно плавает и однажды даже переплыл Волгу. Это Иван Сергеевич, он прекрасно играет на гитаре, а в прошлые выходные он перепел меня в караоке. То есть мы знакомим людей по их хобби, чтобы им было о чем поговорить с учетом специфики мероприятия. Потому что если мы их представим как банкира и стоматолога, то банкир весь вечер будет выдавать и консультировать по кредитам, а стоматолог рассказывать про брекеты и виниры. 

– Современная жизнь добавила новые правила взаимодействия. Этикет – это еще и про границы, защищающие человека от вторжения в его личное пространство.

– В век мессенджеров и сотовых телефонов врываться в личное пространство человека – верх неприличия. Мы нарушаем его границы телефонным звонком. Поэтому перед тем, как звонить, самое правильное – написать человеку, можно ли это сделать: «Вы не заняты? Вам удобно сейчас разговаривать?» Считается неприличным, если вы сразу начинаете общение с голосового сообщения. Если, конечно, это не ваша мама, не подруга или другой близкий человек. Нужно предварительно написать: «Можно ли я надиктую голосовое?» Я так общаюсь со многими своими партнерами. Важно, что человек сам выбирает, когда он сможет ответить и в каком формате.

– А в отношении споров действуют нормы этикета? 

– И тут мы вспоминаем еще одно золотое правило: «Когда двое спорят, непонятно, кто дурак». Поэтому, если мы слышим в наш адрес оскорбления, реплики, мы вообще не вступаем в спор и никому ничего не доказываем. Мы не отвечаем и никак не реагируем, мы просто в этот спор не ввязываемся. Это не так трудно и, скорее всего, быстро сведет спор на нет.

В то же время, эти простые негласные правила позволяют окружающим считывать нас как хорошего, воспитанного, культурного человека и добавляют баллы в нашу копилку. 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

«Бессмертный полк»

В альтернативных форматах

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам