Двухколесный «авторитет»
Достойная альтернатива скутерам
Велосипедистов, в том числе подростков, за последние два года в областном центре стало в разы больше. Среди современной молодежи данный вид передвижения по городу считается модным и престижным. И некоторые байки стоят гораздо дороже мопедов и скутеров, которые были в авторитете у подростков еще год-два назад.
Увеличение числа велосипедистов в ГИБДД объясняют так: с 8 апреля 2014 года в Правила дорожного движения РФ были внесены изменения, и законодатель разрешил детям любого возраста на велосипедах выезжать на тротуары. До 2014 года это являлось нарушением ПДД РФ.
Немаловажно также, что пополнить ряды велосипедистов можно, лишь купив байк и прочитав ПДД. Не нужно, как в случае с мопедами и скутерами, учиться на автокурсах и сдавать экзамены в ГИБДД. Уточним: с прошлого года законодатель обязал скутеристов иметь водительское удостоверение категории «М1».
Однако велобайки - не менее опасный вид транспорта, чем скутеры, на которых долгие годы калечились подростки.
Старт ДТП с участием юных велосипедистов в этом году был дан 19 апреля. В этот день на улице Советской в Иванове автомобиль «опель-астра» совершил наезд на 17-летнего велосипедиста. Юноша пересекал дорогу по зебре на велосипеде. С ушибами молодой человек обратился в травмпункт.
Шагая по зебре
«Человек, который пересекает проезжую часть на велосипеде, нарушает ПДД. В правилах четко прописано: пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу. Велосипедист - лицо, управляющее велосипедом. Велосипед - транспортное средство. Кроме того, раздел 24 ПДД РФ определяет места для движения велосипедистов. В перечне этих мест пешеходные переходы отсутствуют», - объясняет начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД по г. Иваново Наталья Пешкова. Соответственно, подъезжая к пешеходному переходу, водитель велосипеда обязан спешиться и переходить дорогу пешком, везя велосипед рядом с собой. В ведомстве говорят, что наезды на велосипедистов на пешеходных переходах происходили и в прошлые годы. Основная причина в том, что если на проезжей части несколько полос движения, то водитель, приближаясь к пешеходному переходу, рассчитывает, успеет он проехать, пока не приблизился пешеход, или нет.
В случае с велосипедистом этого рассчитать невозможно, так как велосипед - это транспортное средство, движется достаточно быстро, проехать пешеходный переход может за секунды. Соответственно, скорости реакции водителя недостаточно, чтобы избежать столкновения.
Дворовые ловушки
Отдельный разговор - юные велосипедисты во дворах домов. В последние годы придомовые территории небезопасны. В ГИБДД провели мониторинг причин ДТП и выяснили, что наезды на детей-велосипедистов во дворах происходят из-за неумелого обращения детей с велосипедом.
Распространена ситуация, когда ребенок едет прямо, водитель за ним. Автомобилист велосипедиста видит, а ребенок только слышит, что сзади едет машина, и нередко теряется. Он неожиданно делает резкий маневр, поворачивает в сторону - происходит столкновение с автомобилем.
Часто дети учатся кататься на велосипеде самостоятельно во дворе дома, без присмотра мам и пап. И, выезжая из-за припаркованных автомобилей, не смотрят по сторонам. Результат предсказуем: столкновение с автомобилем, припаркованным или въезжающим на парковку.
Правила дорожного движения запрещают перевозить пассажира на багажнике велосипеда. Но ребенка до 7 лет перевозить разрешено. Он должен сидеть в специальном велосипедном кресле с подножками.
«Что на деле? Катаются и на багажнике, и сидя на раме. В итоге юный велосипедист не справляются с управлением, врезается в машину», - рассказывает инспектор.
Неудобная одежда - еще одна причина, влияющая на безопасность ребенка. В прошлом году был случай: девочка каталась на велосипеде. В велосипедную цепь попал шнурок, и ребенок упал перед близко идущим автомобилем.
Самая распространенная ситуация последних лет: ребенок едет по тротуару, который пересекает дорогу - выезд со двора. Водителю не видно, что происходит за кустами/углом дома. «При этом ребенок никогда не смотрит по сторонам, не останавливается перед пересечением тротуара и выезда из двора. Итог один - столкновение, травмы, испорченный отдых», - отмечет Наталья Пешкова.
Врезка
Как обезопасить ребенка-велосипедиста?
Первое. Родителям юного велосипедиста необходимо каждый день тщательно инструктировать ребенка: рассказать об опасных дорожных ситуациях во дворе, объяснить, что двор - это уже не безопасная зона, здесь много транспорта.
Второе. В доступной форме объясните, что при движении по тротуару, подъезжая к выезду со двора, необходимо сойти с велосипеда и перейти эту опасную часть дороги пешком, везя велосипед рядом с собой.
Третье. Купите юному велосипедисту удобную одежду, защиту и светоотражатели.
Цифры
На данный момент ДТП с участием велосипедистов до 16 лет в Иванове пока не случались. Зафиксировано только одно дорожно-транспортное происшествие с 17-летним подростком.
Справка
Велосипедист, пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу на велобайке, привлекается к административной ответственности по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ. Он заплатит штраф в размере 800 рублей.
Наталья Пешкова, начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД по г. Иваново:
- Хороший велосипед сейчас стоит не меньше скутера, при этом с ним меньше проблем: не нужно учиться в автошколе, получать водительское удостоверение, скрываться от ГИБДД и платить штрафы. Опять же травмы, полученные при падении с велосипеда, гораздо легче травм при падении с мототранспорта (тяжесть травм определена скоростью).
Поэтому получить в подарок отличный велосипед - это очень значимо для подростка. Научиться делать трюки на нем (если мы говорим об экстремальных видах) - элемент самоутверждения и авторитета.