Предстоящий танцевальный вечер будет посвящен таким направлениям как хастл и социальная латина
Озвучены итоги конкурса вокалистов «Серебряные голоса»
Отремонтировано за пять лет в областном центре
С 21 января 2025 года директором детской художественной школы назначена Людмила Гущина
Продолжается противогололёдная обработка тротуаров
25 и 26 января ивановские баскетболистки  проведут домашние встречи с петербургским «Спартаком»
1 октября начался осенний призыв

Первого сентября наступил час икс для школьников и студентов – начался учебный год. А вот первого октября начинается жаркое время для другой категории населения – молодых людей, подлежащих службе в армии. Стартует осенняя призывная кампания. О новшествах этого сезона мы поговорили с заместителем начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Ивановской области Еленой Бузмаковой.

– Елена Владимировна, сколько ивановцев отправятся осенью-зимой в войска и что нового их ждет?

– Из города Иваново около 250 человек. Существенных изменений в законодательстве, касающемся призыва, не произошло, кроме одного момента. Раньше, если ребенок учился в школе и получал отсрочку для ее окончания (18 лет исполнилось в 11-м классе. – Прим. ред.), а затем поступал в вуз на бакалавриат, а затем – в магистратуру, отсрочка для учебы в магистратуре ему не полагалась. Теперь в таком случае молодой человек может воспользоваться двумя отсрочками. То же самое касается среднего профессионального образования. Если юноша воспользовался отсрочкой в школе, он всё равно имеет право получить ее для окончания обучения.

– Государство сейчас активно ведет политику по пропаганде армейской службы, поднятию ее престижа. В ментальности призывников за последнее время что-то изменилось?

– Престиж, конечно, вырос, по сравнению с девяностыми, когда была полная разруха. Но тем не менее есть ряд ребят, которые уклоняются от службы, не осознавая, что получат в результате. Двери на госслужбу будут закрыты, но рост числа желающих наблюдается.

– Можете обрисовать портрет среднестатистического современного ивановского призывника?

– Это выпускник учреждения среднего профессионального образования. Таких ребят больше всего идет служить. При этом надо сказать, что здоровье призывников с каждым годом, пусть незначительно, но улучшается. Порядка 20% призывников – с высшим образованием. Образование также влияет на то, на какой должности будет служить молодой человек.

– Много ли человек выбирают альтернативную службу?

– В Ивановской области это количество всегда незначительно: 3-4 человека в год. Разнарядку мы получаем из центра занятости. В основном они проходят службу на «Почте России», непосредственно почтальонами не работают,трудятся, например, на сортировке посылок. Традиционная военная служба более престижна. Она дает возможность остаться служить по контракту. Это особенно актуально для ребят из сельской местности, где негде работать. Отслужил три месяца – заключил контракт со всеми социальными гарантиями. 

– Военкомат дает возможность бесплатно получить водительские права перед службой в армии…

– Да, такая возможность есть, но, к сожалению и к удивлению, желающих не хватает. Это очень обидно. Можно получить права категории С, D, E. Это касается и городской, и сельской молодежи. Казалось бы, это готовая специальность, можно вернуться из армии и работать водителем, но… Скорее всего, это связано с тем, что обучение на права по времени совпадает с окончанием учебы в вузах и сузах. Выпускники готовятся к экзаменам, им не до получения прав.

КАК ОТПРАВЛЯЛИСЬ В АРМИЮ

Алексей Машкевич, главный редактор газеты «Рабочий край»

Из одной эпохи в другую

– Я призывался еще в Советскую Армию, в 1985 году, и получилось так, что пошел служить не в 18, а в 19 лет из-за того, что студентам художественного училища, которое оканчивал, давали отсрочку. Поехал на службу в Ковров в последний день призыва, после защиты диплома, и попал в учебную часть, где ребята моего призыва тянули лямку уже больше двух месяцев. Это было тяжело и психологически, и физически – все остальные к моменту моего попадания в казарму уже освоились с бытом, расписанием, атмосферой, а меня никто даже портянки не учил заворачивать, пришлось просто смотреть, как это делают другие.

Очень тяжело было эмоционально: после художественной вольницы с длинными волосами и очень спокойным отношением к расписанию. Напрягали все эти утренние кроссы, хождение строем, безусловное подчинение не тем, кто умнее, а старшим по званию. Но со временем втянулся.

Та школа, которую я прошел в артиллерийской сержантской учебке, очень пригодилась в жизни: пришли дисциплинированность, умение организовывать людей, руководить ими. Но и негатива было предостаточно: это были времена расцвета дедовщины, но еще до того, как власти признали наличие этого явления, и хлебнуть пришлось по полной.

Но самым ярким было возвращение на гражданку: уходил служить в махровом совке, а вернулся к началу кооперативного движения и километровым очередям за алкоголем – последствиям сухого закона.

Константин Селистрельник, общественный активист

В Чечню вместо президентских войск

– Я призывался в 2003 году, тогда еще два года служили. С нормальным настроением собирался, весной прошел медкомиссию, группа здоровья была А1, предложили идти в президентские войска, но с одним условием – если сведу татуировку. Татуировку свел, но как-то неудачно – «покупатель» забраковал меня. С президентскими войсками не сложилось.

В военкомате говорят: «Погуляй еще месяц, группа здоровья у тебя отличная, чуть позже пойдешь в войска не хуже президентских». Это была середина апреля, я со спокойной душой пошел догуливать месяц, но уже на следующий день пригласили в военкомат:

– С парашютом прыгать не боишься?

– Нет, не боюсь.

– Пойдешь в войска специального назначения.

Так я и оказался в спецназе, служил в поселке Молькино Краснодарского края. Уже на втором году службы попал в командировку в Чечню…

Сергей Кустов, директор телекомпании «Барс»

Романтика моря

7 марта 1994 года рано утром в дом моих родителей пожаловал майор Козлов и долго уговаривал меня отдать долг Родине, ибо 10 марта заканчивался весенний призыв, а план не выполнен, и я поступаю непатриотично.

У меня была отсрочка, и я мог в армию не идти. Летом собирался поступать в вуз, и военная служба никак не вписывалась в мои планы. К тому же в те годы было принято писать в СМИ о жестких армейских нравах, что не добавляло энтузиазма.

Что в тот день щелкнуло в голове,  не могу объяснить себе даже сейчас, но я крутанул рулетку, решив: если первым в комнату войдет отец – поеду в армию, а не в вуз. Ну, отец и вошел…

После празднования Международного женского дня, плавно перешедшего в проводы, майор повез из Вичуги на поезде (!) всего 3-4 человека, включая меня. В облвоенкомате мы сидели запертыми сутки – свезенных со всей области парней выбирали «покупатели». Тогда я и понял, что с едой в армии точно будут проблемы.

С одной стороны, я был крайне раздосадован, что меня «купили» на Северный флот (тогда срочная служба на флоте была два года, в солдатах – полтора), но с другой – романтика моря привлекала.

Только по возвращении домой я узнал, что отправить меня куда подальше и подольше просил тогдашний вичугский мэр, которого я донимал статьями. Но я на него не злюсь – именно в тот весенний призыв парней «покупали» в части, которые через несколько месяцев в новогодние дни 1995-го штурмовали Грозный.

Пару суток в пути до Мурманска прошли в стрессе (спиртное, к слову, я тогда не пил) – были страх неизвестности, надежда, бравада, ожидание романтических морских приключений, «морской качки» и ощущение «пропадающих лет».

Сложилось всё не совсем так, как я представлял тогда в поезде. Достаточно сказать, что служил я не два, а три года – и без единого дня отпуска. Но чтобы рассказать об этих трех годах – 16 полос «РК» не хватит.

Игорь Тихонов, тренер «Текстильщика»

Играл в футбол в Дрездене

В 1987-м мы («Текстильщик») играли в Кубке РСФСР в Краснодаре. Не успели вернуться домой, как меня практически с поезда забрали (все комиссии были уже пройдены). Я не знал, куда меня везут, но надеялся, что буду служить в своем регионе – обычно команды помогали игрокам, что называлось, «делали армию». На деле через трое суток я оказался в учебке в Чебаркуле (Челябинская область). Настроение было ужасным. В части были представители всех 15 республик, мало кто говорил по-русски, разгул дедовщины, тяжело и страшно. А мне еще только 18 исполнилось (13 числа день рождения, 17-го забрали). В учебке помогла физическая подготовка и занятия спортом.

Полгода я провел в Чебаркуле, а затем меня перевели в Дрезден. Там я играл в футбол за команду Первой танковой армии. В ней действовал вместе с известным защитником ЦСКА Юрием Аджемом. Тренером той команды был Анатолий Коробочка. Также в Германии успел пересечься с Вячеславом Чановым и Валерием Петраковым. Оставшиеся полтора года вспоминаю с радостью: играл в футбол, ходил на экскурсии, знакомился с архитектурой.

Сергей Сорокин, юрист

Стихи на прощание

– Меня забрали в армию после второго курса юрфака ИвГУ, летом 1988 года, в один день с одноклассником. Помню, просидели весь день в облвоенкомате и нам сказали, что сегодня не заберут. Родные разошлись, а за полчаса до вечерней отправки нас посадили в московский поезд. Я успел сообщить отцу, и он прибежал на вокзал вместе с моей любимой девушкой. Она тогда же написала такие стихи:

У нас осталось пять минут,

Ни слов, ни мыслей, ни рыданий

Уже мы поняли, как ждут,

Еще не верим в расставание.

В целом уходил с нормальным настроением, в те времена было принято служить в армии. Прошел учебку в Звенигороде, за первую неделю службы потерял 10 килограммов веса, потом меня отправили на Урал, а в 1989-м по решению Верховного Совета студентов в армию брать перестали, тех, кого забрали – отпустили. Домой я вернулся летом – служил чуть больше года, почти как сейчас.    

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

БАДы – не лекарства

Что же такое БАДы и как к ним относятся современные врачи?  

«Если сложно и страшно, надо это сделать»

ММА: драка без правил или спорт с философией?

32 первых места

В Твери состоялся юбилейный, 25-й Рождественский турнир по тхэквондо

Черные последствия экокатастрофы

Ивановские волонтеры спасают Черное море

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам