Пятилетка омбудсмена
Наталья Львовна запомнилась как просителям, так и журналистам, которые работали с ней. Наталья Львовна – человек неравнодушный, к каждому подходящий со всем возможным вниманием и терпением, относящийся к чужим проблемам как к собственным.
Социальные права – самые уязвимые
Обращений за пять лет было немало – более 11 тысяч (см. инфографику 1). И практически за каждым стоит жизненная драма, возведенная в энную степень бюрократической машиной или банальным стечением обстоятельств.
Наибольшее число жалоб – на нарушение социальных прав, при этом основная их часть связана с жилищем. Количество таких обращений за пять лет возросло в полтора раза, в том числе по теме жилищного и коммунального обслуживания – почти на 30%, а по теме права на жилье детей-сирот и лиц из их числа – в 1,7 раза.
С каждым годом очередь из детей-сирот, ожидающих жилья, растет. В 2018 году по области она увеличилась на 132 человека и достигла 2269. Из них 1685 человек – старше 18 лет. Надо отметить, что в Иванове очередь чуть уменьшилась– с 427 до 423 человек.
Только в 11 муниципалитетах из 27 нашли возможность выделятьвременное жилье для сирот (пока не подошла очередь). Это Иваново, Вичуга, Кохма, Шуя, а также Гаврилово-Посадский, Заволжский, Комсомольский, Лухский, Палехский, Пестяковский, Родниковский районы. Временным жильем обеспечили 24 человека – 18 из них в Иванове.
Число жалоб на несоответствующее нормам соблюдение и реализацию права на пенсионное и социальное обеспечение за пять лет увеличилось в 2,7 раза, на несоблюдение права на охрану здоровья и медицинскую помощь – в 1,3 раза.
Рекомендательный характер
Зачастую омбудсмен остается последней надеждой для обделенных, но нужно четко осознавать, что решить вопросы по щелчку пальцев он не может. Все обращения уполномоченного в органы госвласти носят рекомендательный характер. Поэтому вдвойне отрадно, что за пять лет число вопросов, решенных положительно, выросло почти в полтора раза (см. инфографику 2): «Правозащитная деятельность –особая. У нас нет никакого административного ресурса. Почему мы часто пишем в прокуратуру? Потому что они могут выдать предписания. А что мы можем? Только можем писать: «У вас нарушены права!» Институт уполномоченного – как бы между властью и обществом. По федеральному законодательству уполномоченный во внеочередном порядке должен приниматься высшим должностным лицом, но иногда власти этого не понимают. Многие хотят попасть на прием к губернатору. Понятно, что это невозможно, но у уполномоченного открыта эта дверь постоянно».
Наталья Ковалева отмечает положительные сдвиги в ситуации с психиатрической службой в области, с содержанием заключенных, но есть и такие вопросы, которые остались нерешенными. «Обидно, что власть не услышала рекомендацию уполномоченного по правам человека по общественной наблюдательной комиссии. Она работает на общественных началах, многие из ее состава работают врачами или еще кем-то, а в собственные выходные им нужно поехать в исправительные учреждения в Южском, Кинешемском, Гаврилово-Посадском районах. Им не выделяют ни транспорта, ни канцтоваров. Сколько бы мы ни писали, власть нас не услышала, а эффективность работы комиссии отмечают и на федеральном уровне», – говорит Наталья Ковалева.
Серьезнейшей проблемой в образовании омбудсмен называет вопрос комплектования первых классов: «Вопрос можно было бы решить, приняв областной закон. Во-первых, нужно брать детей в первый класс в ту же школу, где учатся их братья и сестры. И второе: прием нужно разбить на три этапа. В первую очередь детей должны зачислять по микрорайону, во вторую – тех, кто имеет регистрацию (вы знаете, что это у нас бизнес – регистрация на определенных территориях). И третье – если остались места, все желающие».
Кто следующий?
На следующий пятилетний срок работы уполномоченного Наталья Ковалева документы не подавала, устала от очень большой нагрузки. «За пять лет институт стал достаточно независимым, имеющим и высказывающим свое мнение и заставившим органы власти обращать внимание на те проблемы, которые поднимаются уполномоченным… Кандидатуру уполномоченного по правам человека предлагает губернатор, а назначает законодательное собрание. У меня были определенные предложения по кандидатурам, я их высказывала законодательному собранию, но, как я понимаю, из тех кандидатур, наверное, уполномоченного не будет». При этом Наталья Львовна надеется, что аппарат уполномоченного продолжит работу и не будет поменян.