Собачья забота
Еще полтора-два года назад в редакции регулярно раздавались звонки и встревоженные люди рассказывали: во дворе дома/школы/больницы бегает собачья стая, дозвониться до отлова невозможно, помогите! Сейчас таких криков отчаяния стало намного меньше, и обычно причиной проблем являются не столько безнадзорные животные, сколько неадекватные хозяева, отпускающие своих собак на самовыгул.
Перемены случились не сами собой: в конце концов, было бы слишком оптимистичным предположить, что все горожане внезапно стали ответственными хозяевами и теперь стерилизуют своих питомцев и не выбрасывают на улицу. Да и бездомные в нескольких поколениях собаки никуда не делись.
Ловить гуманно? Это реально
Зато изменился подход к организации отлова. Вместо непонятных фирм, зачастую зарегистрированных в других регионах, без базы, штатных ветеринаров и сотрудников, последние полтора года отловом безнадзорных животных в Иванове занимается приют «Майский день». Сначала в качестве субподрядчика МУП САЖХ, а сейчас – в качестве основного подрядчика. И что бы ни говорили скептики, ситуация изменилась к лучшему. Это может почувствовать каждый горожанин, хотя бы потому, что раньше в выходные дни и по вечерам было бесполезно пытаться вызвать отлов агрессивной собачьей стаи. Сейчас этой проблемы нет: специалисты «Майского дня» получают информацию о жалобах жителей из ЕДДС и в любое время суток готовы выехать и на отлов, и чтобы спасти попавшее в беду животное (например, чтобы достать из люка провалившуюся собаку).
«Мы проводим отлов так, как это предусмотрено законодательством и муниципальным контрактом – с помощью специальных ловушек или петли, которая позволяет изъять животное, не причиняя ему повреждений, – рассказывает директор приюта «Майский день» Наталия Иванова. – Практически не применяем обездвиживающие препараты. Конечно, со стороны кому-то может показаться, что это насилие по отношению к животным, но по большому счету в итоге выигрывают все: и люди, которые без опаски могут ходить по двору, и животные, которые получают уход и лечение».
После того как собаку отловили, ее доставляют в приют. Затем проводится обследование: с собакой работают ветеринар (в штате «Майского дня» есть профессиональные ветврачи) и зоопсихолог.
«Работа зоопсихолога необходима, чтобы правильно оценить, насколько агрессивна собака, социализирована ли она, как реагирует на людей, – поясняет Наталия Иванова. – Оценивать на глазок нельзя: ценой ошибки может стать чье-то здоровье или даже жизнь».
Отловленных собак заносят в специальную базу данных, где есть фотографии, дата отлова, описание характерных примет животного, сведения о сделанных прививках и прочих ветеринарных манипуляциях. Неизлечимо больных – таких животных немного, но они есть – усыпляют, а остальным проводят стерилизацию, чтобы избежать появления новых поколений бездомных животных.
Выпускать или не выпускать?
А вот дальше начинается то, о чем продолжают спорить и горожане, и некоторые представители власти: в соответствии с действующим законодательством стерилизованных безхозяйных собак надо выпускать в среду обитания. Причем именно там, где их отловили.
«В контракте у нас прописано, что мы должны выпускать собак на прежние места, – поясняет Наталия Иванова. – Но почему-то никто не предусмотрел тех случаев, когда мы изымаем собак с территории школы или больницы. Что делать в этом случае? Вернуть обратно стерилизованную стаю? Но в таких учреждениях собакам действительно не место. Мы уже столкнулись с ситуацией: отловили животных у 7-й городской больницы, провели все необходимые процедуры и… вынуждены были выпустить их туда, откуда изъяли. И жалобы посыпались снова».
Пока единственный вариант избежать подобных казусов (которые с точки зрения бытовой логики кажутся полным бредом, но полностью соответствуют всем законам и постановлениям) – оставлять всех животных, отловленных на территории социальных и детских учреждений, в приюте. Но… Но город оплачивает из бюджета лишь содержание в течение 24 дней плюс стерилизацию – и всё. А на какие деньги содержать этих животных дальше? Ведь тот же «Майский день» существует только на пожертвования и постоянного финансирования из бюджета не имеет.
«Мы столкнулись с тем, что в результате сотрудничества с городом по отлову собак количество животных в приюте растет в геометрической прогрессии, – рассказала Наталия Иванова. – Раньше у нас в среднем было порядка 300 собак, теперь – более 500. Причем часть из них – агрессивные особи, которых просто опасно выпускать на улицу».
200 собак, которые не болтаются по улицам, а живут в нормальных условиях, получая еду и ветеринарную помощь, – только представьте себе эту картину. Собаки из отлова «копятся» в приюте: сегодня будки занимают почти всю территорию и похожи на грибы после дождя. В «Майском дне» остаются не только те животные, которые могут представлять опасность для человека, но и те, для кого улица может представлять реальную опасность. Ослабленные, небольшие или ласковые «потеряшки» – все те, кто может не пережить ближайшую зиму на улице. Так что обратно в город попадает в лучшем случае половина из отловленных – а вторая половина «повисает» на приюте и его сотрудниках и волонтерах. «Беда в том, что приют не резиновый. А расходы на содержание собаки после отлова гораздо выше, чем закладывается в контракте, – вздыхает директор приюта. – Например, каждого мы должны обеспечить будкой, миской, ошейником, цепью, подстилкой, многих собак приходится лечить. Работа зоопсихолога также не предусмотрена в контракте. Если бы в среду обитания возвращали всех, наверное, было бы легче. Но тогда сам смысл отлова сводился бы к нулю, и проблем с покусами людей было бы гораздо больше».
Помочь выжить
И это далеко не все проблемы, с которыми столкнулись сотрудники приюта после начала отлова по муниципальному контракту. Сердобольные жители, которые даже после предъявления документов не верят, что ничего плохого с животным не случится, ломают ловушки и порой пытаются побить кинолога. Бывают и другие конфликты при отлове, когда выясняется, что на человека бросилась хозяйская собака, которую владельцы пытаются вернуть, заявляя, что их песик мирный и никого не обижал. Непонятно, что делать, если при выезде на отлов кинолог обнаруживает собаку с приплодом – щенки в контракте не обозначены, и их содержание даже в течение 24 дней не будет оплачиваться из бюджета. Но если их оставить на месте, через год тут будет сплоченная стая взрослых собак…
Сколько еще приют «Майский день» сможет существовать, вытягивая содержание, лечение и пристройство в добрые руки не только своих обычных подопечных, но и тех, кто поступает в результате отлова? Непонятно. Но мы, горожане, может помочь в добром деле по гуманному обращению с безнадзорными животными. И речь не только о деньгах, хотя и они нужны, чтобы оплачивать, например, коммунальные услуги. В приюте всегда нужны стройматериалы и помощь мастеров, здесь будут рады, скажем, ненужным одеялам – впереди зима, и места обитания питомцев надо утеплять. И, конечно, нужно более ответственно относиться к тем «хвостикам», которые живут рядом с нами. Ведь именно люди становятся причиной появления безнадзорных животных, выбрасывая на улицы или отдавая «коробочникам» приплод своих питомцев или выгоняя из дома надоевшего пса.
Узнать, как и чем помочь приюту «Майский день», можно по телефону 8 910 989 78 03, а также на сайте приюта http://iv-priyut.ru и на страничках «Майского дня» в социальных сетях