Почему в этом отопительном сезоне ивановцы часто жалуются на холод в квартирах

В социальных сетях руководителей ивановской мэрии часто можно увидеть комментарии жителей с жалобами на холод в квартирах. И если в начале отопительного сезона это можно было списать на отладку систем и проблемы с запуском отдельных котельных, то сейчас, в конце ноября, это уже может выглядеть как системный сбой. Особенно с учетом того, что серьезных холодов еще и не было.

Пробуем разобраться в ситуации вместе с начальником городского управления ЖКХ Иваном Захаровым и генеральным директором АО «Ивгортеплоэнерго» Романом Гордовским.

Тепло ли тебе, девица?

Энергетики отмечают, что количество обращений с претензиями резко вырастает два раза в год: в начале отопительного сезоне горожане жалуются на холод в квартирах, а в марте недовольны перерасчетом за отопление. 

Однако, говорит Иван Захаров, в последние годы суть «осенних» жалоб изменилась. Отключений отопления из-за аварий или инцидентов на сетях становится все меньше, благодаря тому, что и ПАО «Т Плюс» (владеет ивановскими ТЭЦ и магистральными тепловыми сетями), и «Ивгортеплоэнерго» много внимания уделяет ремонту и модернизации оборудования. Так что нередко проблемы с отоплением возникают из-за внутренних сетей в конкретном многоквартирном доме. А это уже сфера ответственности управляющих компаний или ТСЖ.

«Проблемы с разбалансировкой системы отопления в домах, особенно старой постройки, действительно есть, – отмечает начальник управления ЖКХ. – В конце 90-х – начале 2000-х годов, когда в коммунальной энергетике были серьезные проблемы, люди, спасаясь от холода, ставили дополнительные секции батарей, срезали в своих квартирах перемычки между прямой и обраткой, не заботясь о том, как это отразится на соседях и на системе отопления дома в целом. Потом стали устанавливать вместо чугунных биметаллические радиаторы, у которых больше теплоотдача».

Сказались и трудные времена в ЖКХ: где-то стояки и лежаки не ремонтировались десятилетиями, в подвалах на трубах нет изоляции. Роман Гордовский приводит пример: на трубопроводах от ТЭЦ-2 до площади Победы потеря температуры теплоносителя составляет 2 градуса, а в подвале одного из домов в районе площади Победы – 4 градуса. «Иногда инспекторы заходят в подвал, а там как в сауне, при этом люди в квартирах уже на втором этаже мерзнут», – рассказывает он. И добавляет: сейчас очень важна отстройка внутридомовой системы отопления, важно, чтобы люди требовали от своей управляющей компании проводить мероприятия по энергосбережению. В некоторых случаях достаточно элементарных мер: закрыть большую часть продухов в подвал, заизолировать трубы. 

Определенную роль играет и проектное решение, которое применялось в конкретном доме. «Если дом с верхней разводкой, то верхние этажи находятся в более выгодном положении, а нижние могут замерзать, если с нижней разводкой, то наоборот. Чтобы обеспечить комфортные условия всем, нужно устранить эту неравномерность, отладить работу системы внутри дома. Конечно, мы можем поставлять больше тепла, но тогда мы можем получить ситуацию, когда в каких-то квартирах люди даже в 20-градусные морозы будут жить с открытыми форточками и балконами. А потом переплачивать за тепло, которое им, по большому счету, было не нужным».

«Есть случаи, когда в квартирах холодает из-за изменения погоды, а потом ситуация выравнивается, – говорит Иван Захаров. – Например, наступают морозы, на ТЭЦ повышают температуру теплоносителя, но эта более горячая вода не успевает дойти до батарей в квартирах. Если дом получает отопление от котельной, на это требуется меньше времени, и как правило, жалоб на такие отклонения у нас нет». А в прошлые выходные шквал жалоб – порядка 120 за три дня – поступило после того как начался сильный ветер. «Конечно, мы не исключаем и своих ошибок, но нами налажено взаимодействие с управляющими компаниями. Они готовят свои расчеты, мы согласовываем их и приводим температуру к нормативной, – рассказывает гендиректор «Ивгортеплоэнерго». – Но это единичные случаи, которые мы стараемся отработать оперативно».

Нормативная температура в жилых помещениях, установленная в Ивановской области:

– в угловых комнатах не ниже +20 °C,

– в прочих комнатах не ниже +18 °C

Градусы за дополнительную плату

«В этом году мы обратили внимание на то, что только в 6% случаев, по которым жители обращаются к нам или в «Ивгортеплоэнерго» с жалобами на холод в квартирах, действительно температура оказывается ниже нормативной, то есть ниже 18 градусов Цельсия, – рассказывает Иван Захаров. – А в остальных случаях, как правило, мы фиксируем, что никаких нарушений нет, но людям все равно холодно». 

Действительно, мы все разные: кто-то нормально себя чувствует и при 16 градусах в квартире, а кому-то холодно и при 23. И как с этим быть? Можно ли отрегулировать температуру в многоквартирном доме, чтобы всем было комфортно, не заморачиваясь при этом на эти самые нормативы?

Можно, отвечает Иван Захаров, но люди должны понимать, что то отразится на размере корректировки оплаты по итогам года. Сейчас почти все многоквартирные дома в городе оборудованы общедомовыми приборами тепловой энергии, так что энергетики могут точно отследить, сколько потребил конкретный дом, и по итогам года провести корректировку таким образом, чтобы люди заплатили именно за тот объем тепловой энергии, который пришел к ним. Если вам хочется, чтобы в квартирах было теплее, чем положено по нормативам, нужно согласовать этот вопрос с другими собственниками квартир на общем собрании и направить протокол с заявлением в «Ивгортеплоэнерго». Правда, таких случаев в Иванове пока не было. 

Зато были случаи, когда горожане, услышав, что за дополнительные градусы в квартирах надо будет больше платить, говорили: нет уж, отопление и так недешевое, я лучше кофту надену. 

С 1 октября по 23 ноября от жителей областного центра поступило 506 обращений по поводу некачественного отопления.

343 обращения уже отработаны. Только в 16 случаях температура воздуха в квартирах была ниже нормативной. В 9 случаях управляющим компаниям выданы предписания по регулировке внутренних систем отопления многоквартирного дома, в 7 случаях выполнена дополнительная регулировка расхода теплоносителя.

О проблемах с отоплением и горячим водоснабжением можно сообщать по телефону специализированной горячей линии АО «Ивгортеплоэнерго» 77-35-26 (с понедельника по пятницу с 8.30 до 16.30).

В выходные и праздничные дни можно обращаться в диспетчерскую службу «Ивгортеплоэнерго» по тел. 30-06-25.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам