370 новых диагнозов
В Иванове будет создан первый в регионе ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра
369 новых диагнозов
Афиша досуговых мероприятий
366 новых диагнозов, один летальный исход
Только не торопитесь с ответом, ведь он может многое рассказать: о нравах, о характере, предпочтениях, да что там – об интеллектуальном уровне

Именно кинематограф особенно тонко улавливает настроение общества, тенденции и переходы, кино позволяет нам просто лучше понять друг друга.

Так какое же оно, российское кино сегодня? Об этом в преддверии Дня российского кино мы поговорили с генеральным директором ивановской киностудии «Наследники» Антоном Тюриковым. 

– Антон, чем отличается современное кино от картин, которые были сняты десять, двадцать или, может быть, тридцать лет назад?

– Современный российский кинематограф значительно отличается от того, что было в 90-е и нулевые. После распада СССР финансирования от государства не поступало – в стране были другие проблемы, а деньги были только у коммерсантов. Поэтому чаще снимали клипы, рекламу и, кстати, делали это очень хорошо. Скажем, реклама банка «Империал», которую до сих пор можно приводить как пример качественной работы. Кстати, есть хороший фильм с Иваном Охлобыстиным – «Восемь с половиной долларов». Там как раз показано, как был устроен кинематограф в 90-е.

Постепенно появилась новая школа, основоположниками которой были Тимур Бекмамбетов и Фёдор Бондарчук. И наши режиссеры и продюсеры, наконец, показали миру, что мы умеем снимать. Посыпались приглашения на мировые кинофестивали, кинорынки. Появились независимые продюсеры. Сергей Михайлович Сельянов, например, внес большой вклад в авторское кино, выпустив фильм «Брат». Сейчас, я бы сказал, что мы находимся на одном уровне с мировой киноиндустрией и даже в чем-то ее опережаем – не в последнюю очередь по передовому техническому оснащению.

– Каковы основные тенденции сегодня?

– Сейчас много негосударственных площадок, где обучают сценарному мастерству, режиссуре, продюсированию и другим индустриальным профессиям. Благодаря этому с каждым годом появляется всё больше новых громких имен среди актеров и режиссеров. 

Помимо этого, государство сейчас вкладывает средства в контент: создается все больше фондов, где можно получить финансирование на свой проект. И не только на кино, но и на выставки, театральные постановки и любые творческие опыты. Среди самых известных – АНО «Институт развития интернета» и Президентский фонд культурных инициатив.

Изменилось отношение с властью на местном уровне. Десять лет назад на просьбу о финансировании нам в администрации ответили: «Вы молодцы, но денег на кино нет, только на дороги и текущие нужды». Сейчас ситуация другая: постоянно проводятся творческие конкурсы, молодежь отправляют на «Тавриду», творцов стали поддерживать. Это очень радует.

– То есть кино сегодня – это, в первую очередь, свобода – отсутствие границ для творчества и самореализации? А как же советская школа, фильмы, на которых выросло не одно поколение?

– Я бы не сказал, что это в первую очередь свобода. Всё зависит от того, на чьи деньги снимается кино. Если ты делаешь продукт для рынка онлайн-кинотеатров и кино – всегда будет продюсер, который будет просить от тебя определенные вещи, которые прописаны в маркетинговом плане продвижения фильма или сериала. Это значительно ограничивает свободу. 

В советском кинематографе было много цензуры. И режиссеры гениально справлялись с этой проблемой, мастерски уводя киноприемами взгляд цензоров от действительно важных вещей. Взять хотя бы Гайдая, который в финале «Бриллиантовой руки» специально показал комиссии ядерный взрыв. После такого фильм, конечно, не мог пойти в прокат и режиссера заставили переделать финал, сосредоточившись только на нем, упуская из виду действительно важные вещи, которые хотел сохранить автор. 

Еще одно отличие. Раньше кино могли снимать только выпускники профильных вузов. Сейчас, условно, если у тебя есть команда энтузиастов и минимальный набор техники – ты можешь снять свое кино. Да, конечно, в 99 случаях из ста качество будет оставлять желать лучшего, но возможность творить точно есть у каждого.

– Есть ли требования к актерам? 

– Важнее всего подготовка артиста. Режиссеры редко утверждают на главную роль артиста без образования. Потому что можно быть безумно органичным, но на пятом дубле от органичности не останется и следа – необходимо мастерство. К типажам тоже есть определенные требования – зрителю хочется видеть на экране интересные лица. Голливудские красавчики всем изрядно поднадоели.

– Какие фильмы востребованы? Видите ли вы картины, которые точно будут иметь успех в широком прокате?

– Сейчас востребовано доброе, подростковое кино. Люди устали от новостей, хочется пойти в кинотеатр, чтобы отвлечь и расслабиться. Такие работы, скорее всего, будут иметь финансовый успех в прокате. Это касается платформ и кинотеатров, хотя, конечно, последним сейчас очень тяжело.

– Киноиндустрия – это вообще рентабельно? 

– Сейчас я разобью мечты начинающих продюсеров. Киноиндустрия – это очень затратно! Поэтому кино очень нужна господдержка. Кинотеатры посещают семьи с детьми, а контента для кинотеатров сейчас нет. Поэтому необходимо наращивать и свое производство, и привозить зарубежные картины, возможно, даже и прибегая к параллельному импорту. 

– Авторское кино, или кино не для всех. Востребованы ли картины и кто основная аудитория?

– Основная аудитория таких фильмов – думающая молодежь. Сейчас модно ходить на фестивали и смотреть глубокое кино. Я был очень удивлен, когда понял, что во время кинофестивалей залы кинотеатров заполняются людьми, которые хотят смотреть артхаус. 

– Киностудия «Наследники» приняла участие во множестве кинофестивалей и картины неоднократно занимали призовые места.

– Наши работы поучаствовали более чем в 50 кинофестивалях – как национальных, так и международных. Один из последних примеров – короткометражный фильм ивановского режиссера Дарьи Лебедевой «По разные стороны». Картина стала одним из участников Festival Kratkog Metra Novigrad 2022. Кинофестиваль пройдет осенью в Хорватии. Еще в сентябре прошлого года эту же картину показывали на «Кинотавре». Ее высоко оценил известный российский кинокритик Антон Долин. 

На самом деле очень приятно, когда твой фильм «фестивалит» – это значит, что твою работу оценили профессионалы киноиндустрии.

 

В 2014 году мы организовали в Иванове киностудию «Наследники». На тот момент нас было 25 человек с горящими глазами, мечтающих изменить российское кино и когда-нибудь взять «Оскар». Мы учились на своих и чужих ошибках, участвовали в фестивалях, брали призы за кино и рекламу. В какой-то момент мы поняли, что нужно расти. Иваново – наша родина, поэтому мы оставили здесь что-то вроде филиала. Но основные мощности перенесли в Москву. 

У нас есть пул своего оборудования – кинокамеры Red и ArriAlexa (это топовые камеры, на которые снимают во всем мире), краны, тележки с рельсами, свет. Этим оборудованием мы можем закрыть потребности рекламных роликов федерального качества и частично – кино. 

Кстати, мы всегда рады ивановцам с идеями! На базе киностудии мы создали сценарный онлайн-курс от нашего режиссера и сценариста Дарьи Лебедевой. Именно там каждый может научиться писать сценарий, по которому (если он будет действительно хорошим) мы сможем снять кино! На прошлом потоке 10 из 17 работ разобрали продюсеры и режиссеры, а четыре проекта попали на сценарный кэмп в Тюмени и заслужили очень высокие оценки жюри. Теперь они едут на «Тавриду» питчить свои истории крупнейшим онлайн-кинотеатрам. 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Каждая картина – фрагмент воспоминаний 

Картины – впечатления, картины – эмоции, картины – настроение. То, что не всегда поймает камера фотоаппарата, передаст художник

Реконструкция Юрьевецкой дамбы завершена

Осталось провести благоустройство территории

Плата за ОДН: всё по справедливости

Соседям не придется платить за должников