Завершающим этапом станет запуск повышающих насосных станций в контурах ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3
Отпаливается 83% жилого фонда
В Малом выставочном зале Дома художника открывается персональная выставка Бориса Ботоногова, приуроченная к 75-летию художника
Станислав Воскресенский: к качеству выполненных работ требования будут жесткие
Начались процедуры по определению подрядчика для реконструкции «кольца» Лежневской
Уже отапливается более половины жилого сектора
Можно ли дарить освященные веточки?

За неделю до Пасхи – вербное воскресение. Так православные называют праздник «Вход Господень в Иерусалим», когда жители города встречали Иисуса, как Царя, выстилая Его путь своими одеждами и ветвями пальм. Они восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «спасай нас»). А потом Христа распяли. Казалось бы, что тут отмечать? 

Как ни странно, ответына этот и другие вопросы я нашла у детей. Согласитесь, довольно часто они быстрее, проще и глубже понимают сложные вещи. Это были разговоры с ребятами-слушателям воскресных школ при ивановских храмах и ивановской православной школы Федоровской Божьей матери имени адмирала Невельского, которые мне довелось записывать в разное время и на разные темы. Многие из тех детей уже выросли, а истина, произнесенная их устами, осталась.

Они не поняли

Маша, 9 лет: «Они все ждали, что придет человек и спасет их от римских завоевателей. Приедет такой герой на белом коне и всех победит. А Иисус приехал в Иерусалим на маленьком смешном ослике и ничего такого не сделал.Они думали, что он сейчас прогонит врагов. А враги-то эти были у них самих внутри – это плохие мысли, ругательные слова и злые дела.  И пришел он спасти и этот город, и вообще всех-всех людей от самого плохого, что может быть у человека в голове и в душе. Чтобы они не совершали ни подлости, ни разных преступлений никогда, то есть спасти их от греха.И вот все эти жители очень сильно на него после этого обиделись, прямо разозлились, потом стали даже кричать, чтобы его убили. И убили. Я думаю,они были не такие уж злые, но, наверное, глупые и они его не поняли. Думали, что он за них все сделает, а он хотели им рассказать, что это всё надо самим».

Митрополит Антоний (Блум), трактуя эти события, писал: «В результате все завершилось печально. Уже через короткое время стало ясно, что толпа ждала совсем другого предводителя, а этот им не нужен. Что получается? Народ жаждет увидеть вождя политического, который приведет его к победе над земным врагом, занявшим их землю. О том, что требуется одолеть врага более страшного, которым является дьявол, иудеи в тот момент не думают. А ведь Иисус говорит об опасности духовной смерти. Толпа, которая называла Иисуса сыном Давидовым, через несколько дней начала ненавидеть его, требуя казни на кресте. Предали его и ученики, пройдя мимо и не узнав его, не пойдя вслед за ним. Видеть подобный перелом в поведении жителей Иерусалима страшно. Ведь народу был явлен Живой Бог, который пришел, чтобы объявить о своей безусловной любви, а люди отвернулись от него. А все по той причине, что им было не до любви, они были не готовы к тому великому чувству, к которому Иисус Христос призывал в своих заповедях. Это готовность жить и умереть ради ближнего. Поэтому в Вербное воскресенье вспоминаются картины массовой истерии, когда восторжествовали нелюбовь и неверие. Это символ концентрации тех негативных качеств, которые доминируют в толпе в момент обещания дармовых благ. Именно в такой момент человек становится перед выбором, какое место в этой толпе займет он». 

Цветы и что-то хорошее 

Алена, 14 лет:«Бога в Иерусалиме встречали пальмовыми ветками и цветами. У нас весна холодная и цветов распускается в это время мало, только верба. Хотя подошли бы нарциссы и подснежники. Но верба тоже очень красивая.Мы с мамой их собираем и освещаем в церкви после службы, а потом раздаем. Люди улыбаются – настроение поднимается. Правда, отец Алексей говорит, что это не самое главное, и не страшно, если веточки вербы сорвать не получится. Это все-таки церковный праздник, поэтомунадо праздновать его в церкви, то есть на службе.Я и яйца очень люблю красить, и кулич мы с бабушкой печем. Но нам рассказывали, что настоящий праздник он не на столе, а вот здесь в сердце. А я считаю, это еще когда ты можешь порадоваться за других, что у них случилось что-то очень хорошее».
Священник Антоний Русакевич подтверждает: «Неверно думать, что весь духовный смысл праздника заключается в освящении вербы. Вербу, как первое распустившееся древо, указывающее на пробуждение спящей природы, несем мы в храм, чтобы постелить под ноги невидимо входящему в храм нашего сердца – Христу. И уже потом принести в дом, в свою малую церковь, частичку освященных Господом цветущих ветвей: «Благославен грядый во имя Господне».Веточки вербы – символ нашего приобщения к ликующей встрече Спасителя и в то же время упования на грядущее воскресение из мертвых. Поэтому веточки начинают освящать накануне Вербного воскресенья вечером, в Лазареву субботу. Но можно освятить и в сам праздник. Однако важно не подменять глубокий смысл праздника этими веточкам. К слову, святой водой окропляются именно люди с вербой в руках, а не сугубо ветки. В молитве, которую произносит священник, об этом так и говорится».

Благодать не отдашь

Артем 10 лет: «Моя бабушка боится разделять освященный вербный букет на веточки и раздавать их тоже боится. Говорит, что это плохая примета, и так отдаешь божью благодать. Я думаю, что она есть, конечно, но не в букете. У меня это бывает, когда получается что-то сделать, или когда мама радуется, или когда меня похвалили за что-то – тоже становится приятно. Благодать не отдашь, она сама проходит».

 Священник согласен с ребенком: «Совершенно спокойно освященными веточками вербы можно поделиться с теми, кто по каким-то очень весомым обстоятельствам не смог быть в этот день в храме или не озаботился заранее. Все домыслы по поводу того, что разделять освященный «букет» ни в коем случае нельзя, дескать, «благодать отдашь» – глупость и суеверие. А использование освященных веточек вербы для разных языческих обрядов по «исцелению» или «очищению дома» – еще и грех, в котором надо каяться на исповеди». 

Внепоругаемое место

Наши бабушки не забыли, что по народной традиции девушек в Вербное воскресенье принято было хлопать по ногам вербой. Считалось, что после зимы наступало сонное время, и вот таким образом девушек будоражили, они прыгали, и парни на них смотрели. После Пасхи шла Красная горка, и как раз начиналось сватовство. Это всё происходило в Вербное воскресенье, отсюда и поговорка: «Вербохлёст– бей до слёз». 

И все-таки как правильно поступить с освещенными ветками?Священники рекомендуют: ко всему, что освящается святой водой и молитвами, нужно относиться бережно и с почтением. По сложившейся традиции, такие веточки принято хранить рядом с иконамив Красном углу, как напоминание об одном из главных праздников церкви. Обычно их ставят в вазочку без воды, тогда веточки не распустятся, а будут сохранятся в первозданном виде долгое время. А потом?
Важно, чтобы освященные веточки не оказались в месте, где могут быть поругаемы (под ногами или в помойке вместе с отходами). Их можно сжечь, а пепел закопать в землю в чистом месте, например, под плодовое дерево в саду. Можно опустить в проточную, не застойную воду, в реку. Можно прорастить и посадить где-нибудь на берегу.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Индия. Созвучие»

Традиции, прорастающие в современность

Реконструкция кольца

В областном центре представили проект реконструкции перекрёстка улицы Лежневской и проспекта Строителей

Стать успешным мастером можно прямо сейчас

В помощь   интенсивная обучающая онлайн-программа

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам