От кризиса едем слишком медленно

Активный автопарк России стареет. Как отмечает аналитическое агентство «Автостат», на начало 2025 года средний возраст легковых автомобилей у нас достиг 15,5 года, причем на долю автомобилей старше 10 лет теперь приходится 70,5%.
Нежелание граждан менять автомобиль в основном связано с отсутствием денег на покупку нового. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» сообщили, что за наличные машину стоимостью 2–3 млн рублей и больше могут купить только 5% россиян. К тому же в этом году из-за повышения пошлин подорожали машины, ввозимые из ЕАЭС. При этом кредит из-за повышения ставок для большинства граждан стал недоступен. В результате с начала года россияне купили новых легковых автомобилей на четверть меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Об этом говорит статистика, эксперты. Это же на практике видят и автослесари: машины у населения действительно старые.
Ивановский предприниматель Сергей Матвеев занимается автосервисом уже четверть века.
– Машины всегда ломаются, но сейчас работы стало гораздо больше, – говорит мастер. – Простоев у нас нет. Диагностику можем сделать быстро, спецсредства помогают быть точными, но на сложный ремонт нужно записываться, сейчас – только на июль. В основном обращаются владельцы 10–15-летних машин, а то и старше. У них всегда что-то выходит из строя, прежде всего по нашим дорогам летит ходовая, но и двигатели при пробеге свыше ста тысяч километров тоже изношены. К тому же многие водители возвращаются в сервис снова. Не потому, что услуга была плохо оказана, а потому, что поставленные им ранее новые запчасти оказываются низкого качества и выходят из строя через три-четыре месяца. Но все говорят, что новый автомобиль не потянут, поэтому будут ремонтировать то, что есть.
Московские лошадки дешевле
Председатель Ивановского движения автомобилистов, судебный автоэксперт, сопредседатель Ивановского народного фронта Александр Касьяненко объясняет:
– Большинство людей не могут обновить свою старенькую машину. Они пытаются максимально поддержать ее в рабочем состоянии, увеличивая срок службы. Поэтому старый автопарк в целом растет – и по стране, и у нас в регионе.
Цены у нас на вторичном рынке, в отличие от столичного, выше. Машины в регионах всегда немного дороже, чем в больших городах. Как правило, владельцы в провинции относятся к ним бережнее. В Москве машина – рабочая лошадка, которую используют на износ, поэтому и стоит она дешевле.
Большой вопрос, стоит ли брать кредит на покупку старого автомобиля, пусть и европейского или японского бренда, известного своим отменным качеством, – нового-то из-за санкций сейчас нет.
Немец или китаец?
– Часто слышу от ивановцев эти истории, когда покупатель приходит в салон за «немцем» с пробегом, а уезжает на новом «китайце», заплатив примерно такие же деньги, – продолжает Александр Касьяненко. – Я, как эксперт, считаю: выгоднее брать новый. Китайский автопром зашел на наш рынок уверенно. Их машин стало значительно больше разного сегмента и уровня.
Правда, автомобилисты довольно часто сталкиваются с проблемами по качеству. И у нас в городе были случаи, когда гарантийный автомобиль по несколько раз возвращался к генеральному дилеру, где на нем меняли целые узлы и детали, вышедшие из строя. Тем не менее у большинства сохраняется устойчивое убеждение, что новое, гарантийное всегда лучше.
Автомастер Сергей Матвеев с этим согласен. При этом с годами он убедился, что ломаются иномарки по нашим дорогам так же, как и отечественные «Лады».
– Я всегда говорю: импортные автомобили не намного крепче наших. А некоторые, типа уазика, еще дадут им фору. Я это вижу уже 25 лет на яме: детали летят только так. Поэтому в обслуживании своя «Лада» уж точно лучше, чем какая-нибудь поношенная «Тойота», – на нее хоть запчасти недорогие и всегда есть в наличии. Пойди попробуй закажи сейчас что-то для ходовой на иномарку: все запчасти – китайские аналоги, а они ненадолго. Так что для новичков или при небольшом бюджете всегда рекомендую отечественный автомобиль, и желательно, конечно, новый.
«Лада» застряла
Но новые машины не покупаются. АвтоВАЗ сообщил, что по итогам марта 2025 года продал «Лад» на 33% меньше, чем годом ранее.
Между тем в автосалонах России, и в нашем регионе в том числе, скопились большие запасы нераспроданных новых легковых машин – на конец первого квартала примерно 500 тысяч единиц. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат». Любопытно, что распродать их не помогают даже огромные скидки. Почему?
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов объяснил падение продаж высокой ставкой Центробанка (она привела к удорожанию автокредитов, которые активно использовались при покупке новых машин) и большим количеством «китайцев», завезенных в страну в 2024 году.
Ивановский автоэксперт Александр Касьяненко считает, что машины из Поднебесной стали привлекательнее для неизбалованного российского автовладельца.
– Там не нужно докупать, как в «Ладу», всякие дополнения – видеокамеру, магнитолу, экран, кондиционер и прочее, все уже встроено, «нафаршировано». Цены примерно сравнялись, а гаджетов у китайцев больше. Поэтому россияне делают выбор не в пользу АвтоВАЗа. Я считаю, что наш автопром проседает из-за этого.
Хотя смотря в каком сегменте. Дорогие «Лады»-внедорожники не востребованы из-за цены: далеко не каждый может выложить около двух-трех миллионов рублей за машину наличными сразу. К тому же кредиты сейчас очень дорогие, не всякому под силу взять большую сумму под большой процент. В этой части рынок и правда просел. А в самой популярной ценовой категории – до одного миллиона рублей – он остался на прежнем уровне.
Борьба с допами
Как судебный автоэксперт, Александр Касьяненко часто видит, что покупателям в автосалоне при покупке машины навязывают дополнительные услуги. По его мнению, эта порочная практика тоже мешает развиваться отечественному автопрому. «Например, часто они включают в договор такую услугу, как «Помощь на дороге» за 300–400 тысяч рублей плюсом к основной цене машины. В Иванове был реальный случай, когда ушлые продавцы накрутили человеку 600 тысяч сверху. А банки говорят: мы не сможем предоставить кредитование, если вы не пойдете по нашей программе скидок, а она работает, только если вы возьмете какие-то «допы». А каждый стоит от 150 тысяч рублей – непонятно за что, и отказаться нельзя. Какие же это скидки, если увеличивают цену автомобиля, тормозят продажи в целом и замедляют развитие нашего рынка? Сейчас общественностью активно поднимается вопрос о добросовестности банков. Ассоциация банков России разработала манифест, где четко прописано, при каких условиях автокредитование может быть безо всяких дополнительных нагрузок. Двадцать банков с ним согласились, проблема обсуждается на уровне банка России и Госдумы. Законодатель видит, что ситуацию надо отрегулировать.
Обеспеченность собственным автотранспортом у ивановцев выросла за последние четверть века в 3,5 раза. Если в 2000 году на тысячу населения приходилось 97,5 легковых машин, то на конец 2023 года – 362,4 (более свежая статистика не публиковалась). То есть автомобиль есть у каждого третьего. Примечательно, что по «автообеспеченности» мы входим в топ-6 по ЦФО, заметно обогнав Москву, Владимир, Ярославль и Кострому.
Самые читаемые статьи

22-летний ветеран
Позывной – «студент»

Красотка-военкор
Что запомнилось в опасной командировке

Может ли участок в СНТ быть бесхозным
И как стать его собственником

Картошка по цене фруктов
Ждать ли изменений ценников?