История в зеркале
Сатирическая графика может рассказать о многом
В Ивановском художественном музее продолжается проект, рассчитанный в большей степени на ценителей не искусства, но истории. Поскольку зрителю без хотя бы базовой исторической подготовки на выставке «Европа - Россия. XVIII - XX вв. Сатирическая графика в собрании ИОХМ» придется очень непросто.
В экспозиции представлено более восьмидесяти графических листов, выполненных ведущими европейскими и русскими мастерами XVIII – ХХ веков в жанре сатиры. «У нас не было цели показать всю историю развития карикатуры, мы наметили лишь самые яркие моменты ее становления», - говорит директор ИОХМ Людмила Воловенская. Экспозиция состоит из трех разделов: западноевропейская карикатура, русская и советская.
Английская карикатура в 18-19 веках переживала пору своего расцвета. Яркие, гротескные композиции, эксцентричный рисунок, экзотические образы главных героев – вот главные черты работ английских художников, заложивших основы жанра карикатуры. На выставке представлены выдающиеся мастера своего жанра: Джеймс Гилрей, Исаак и Джордж Крукшенки, Чарльз Уильямс, Уильям Эльмс. Французские карикатуры лаконичны и более изысканны, но подавляющее большинство работ французских художников анонимны.
К чести организаторов проекта стоит сказать, что они не бросили зрителя наедине с нюансами европейской истории. Куратор выставки Елена Климова проделала огромную исследовательскую работу, чтобы составить грамотные и лаконичные аннотации к первому разделу экспозиции. Что-то пришлось и переводить. «Каждая карикатура была ребусом, но разгадывать его было очень интересно», - говорит Елена.
Второй раздел экспозиции – это конец 1860-х, блестящая пора русской карикатуры. Появление большого количества сатирических журналов положило начало профессиональной карикатуре - раньше она существовала главным образом в народных картинках, лубке. Лидером среди художников-карикатуристов того времени был Николай Степанов, главным достоинством работ которого являлись острота образов, меткость характеристик.
Советская карикатура, безусловно, современному зрителю ближе и понятнее. Знакомы и имена художников - Дмитрия Моора, Виктора Дени, Кукрыниксов, Бориса Пророкова. В 1920-30-е годы основной темой их работ была близкая угроза Второй мировой войны. К сожалению, бич сатиры оказался бессильным: народы были втянуты в многолетнее кровопролитие. Однако в эти суровые годы именно карикатуристы и созданные ими плакаты помогали поддерживать боевой дух в тылу и на фронте, высмеивая нравы и провалы фашистской армии. А в мирное время беспощадный карандаш художников-сатириков боролся с нравственными пороками и бытовыми несуразицами.
Зеркало сатиры – это еще и зеркало истории, правдивое и доходчивое. Как жили люди, что составляло основу переживаний социума? Конечно, исчерпывающий ответ придется искать в научных исследованиях. Но за самой сутью – добро пожаловать в художественный музей.