Где искать «комнату дружбы»
и что такое «этнопати»?
Сразу десять площадок развернули свою работу на межрегиональном форуме гражданских инициатив «Единение» (нынче он был посвящен Десятилетию детства, которое по инициативе Президента РФ Владимира Путина объявлено со следующего года).
Участники обсуждали проблемы детского чтения, адаптации особенных детей в обществе, патриотизма, экологического воспитания и т. д. К сожалению, побывать на всех площадках нам не удалось (как правило, большинство дискуссий проходили одновременно), но одну из них мы посетили.
В Доме национальностей состоялся «круглый стол» «В дружбе народов - единство России», за которым обсуждались актуальные вопросы формирования у детей навыков конструктивного межэтнического общения.
На территории Ивановской области проживают представители более ста национальностей, и у каждого народа своя история, свои обычаи, своя философия. И главное - нужно укреплять межнациональные отношения, делать их гармоничными, продолжать традиции дружбы, воспитывать толерантное отношение друг к другу в детях, помогать. Но как сделать так, чтобы все смогли услышать и принять друг друга?
Знаю = понимаю
«Большинство недоразумений и недопониманий происходит от незнания. Незнания обычаев и традиций других культур, - отметил директор Ивановского дома национальностей Николай Карика. - Поэтому нужно знакомить с ними людей». Он рассказал, что одним из таких просветительских направлений Дома национальностей стал проект «Поезд дружбы» (или «Караван дружбы»). Суть его проста: представители различных диаспор и национальных объединений ездят в небольшие города региона (они побывали в Шуе, Родниках, Юже, Палехе, Приволжске, Плесе и др.), участвуют там в различных мероприятиях, показывая, какие у разных народов есть традиции, национальные танцы, кухня.
Николай Андреевич отметил, что в нашем регионе есть довольно крупные общины (по 7-8 тысяч человек) – например, татарская, азербайджанская, армянская, выходцев с Северного Кавказа. А есть небольшие - из арабских стран, удины. Но при этом активность диаспор и объединений не зависит от их численности. Например, удины, несмотря на свою малочисленность, очень часто принимают участие в различных мероприятиях. Среди других активных национальных объединений - и национально-культурная автономия татар Ивановской области.
Ее председатель Фярит Ляпин тоже рассказал собравшимся о накопленном опыте: как живет и работает автономия уже больше двадцати лет. Это проведение «Сабантуя», на который с удовольствием приходят не только татары, но и представители других национальностей, работа театра-студии «Миллятем» (ему уже больше десяти лет) под руководством заслуженного артиста России, актера театра драмы Михаила Кашаева, организация союза татарской молодежи «Нур», создание на базе школы № 18 татарской воскресной школы. Кстати, своим опытом за «круглым столом» поделились и представители этой «многонациональной» школы (так часто называют школу № 18). В частности, в учреждении развивается такой интересный проект, как «комната дружбы» (руководит им Фания Мухаметовна Авхадшина). В эту уникальную комнату ребята приходят не только для того, чтобы пообщаться или поучить уроки, но и чтобы получить совет от своей «классной мамы», поддержку, а зачастую и просто теплое слово.
Уникальный проект
Школа № 18 стала одной из тридцати пяти школ, в которых был запущен необычный проект «Ивановский край в многонациональной России» (это совместная работа Института развития образования Ивановской области и Ивановского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»). Как рассказала проректор по учебно-методической работе Института развития образования Наталья Соколовская, цель этого элективного курса - воспитание у детей нашего многонационального края чувства уважения к культуре разных народов, проживающих на территории региона, укрепление атмосферы межнационального согласия.
Было подготовлено электронное пособие, в каждый модуль которого включили виртуальное «путешествие по домам» представителей разных национальностей, рассказ о национальных праздниках, особенностях кухни и костюмов. Для курса разработали и «вежливый словарь» на языке того или иного народа с особенностями произношения, а также подборки произведений фольклорного творчества.
И хотя запустили проект в школах региона лишь в январе нынешнего года, уже сейчас понятно, насколько он интересен и увлекателен не только для учеников, но и самих учителей. Специально на форум «Единение» приехали педагоги Старовичугской, Подвязновской, Писцовской школ (эти учреждения в числе наиболее активных участников проекта). Они рассказали, что тем, кто взялся за преподавание этого курса, по сути пришлось разрабатывать авторскую программу, адаптировать курс под своих учеников. Но эта работа оказалась очень увлекательной, а в каких-то школах «интернациональное образование» пошло и дальше - было решено, например, провести общешкольные национальные праздники.
Этновектор
Кстати, о праздниках. Присутствовавший за «круглым столом» председатель исполкома Ивановского регионального отделения Ассамблеи народов России Дмитрий Тихов рассказал о том, что сейчас идет подготовка к необычному мероприятию - «этнопати» (рабочее название). Это будет вечеринка, где соберется молодежь разных национальностей. Планируется, что на ней проведут не только игры разных народов, но даже и плей-лист танцевальных композиций будет состоять из национальных хитов.
Также участники форума напомнили, что накануне Дня народного единства (а это уже завтра) в каждом регионе страны пройдет культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант» и пригласили всех желающих пройти испытание. В Иванове основными площадками станут Ивановский дом национальностей (Почтовая, 3), Ивановский филиал РАНХиГС (Жиделева, 8), Институт развития образования Ивановской области (Большая Воробьевская, 80) и Ивановская областная библиотека для детей и юношества (Крутицкая, 9). Большой этнографический диктант начнется в 10.00.
Это прекрасная возможность проверить, насколько хорошо мы знаем другие народы.