«Вам добавили пенсию – оставайтесь на линии»
Внимание: новый вид мошенничества
Преступники не устают выдумывать различные способы выманивания у нас денег. Очередной такой заметили десятки ивановцев. К сожалению, среди них есть и те, кто повелся и пострадал. Но большинство все-таки вовремя распознали обман.
Номер талона – код из СМС
Звонили и, кстати, продолжают звонить якобы из Пенсионного фонда (сейчас он называется Социальный фонд России) со схожими заявлениями: нашли у вас дополнительный стаж или доначислили вам пенсию – давайте это оформим прямо по телефону.
Рассказывает служащая Ирина Стеблова: «Я с двумя высшими образованиями, про звонки мошенников знаю и не поддаюсь. Всегда начеку и слышу, когда они начинают разводить нас про безопасные счета, звонок «следователя» и так далее. Но на днях мне позвонила женщина, которая ничего не просила. Она представилась начальником какого-то отдела Пенсионного фонда, назвала все мои данные – фамилию, имя, отчество, год, место рождения и адрес прописки. А потом сообщила, что в каких-то там реестрах у меня найдено полтора года неучтенного трудового стажа.
Очень правильная речь, спокойная и даже несколько отстраненно-равнодушная. Говорит: возьмите бумагу и ручку и запишите, какие документы нужно принести. Готовы? Пишите: СНИЛС, паспорт, ИНН и трудовую книжку. Я возражаю: трудовую книжку на руки получить не просто. А она: ничего страшного – на госуслугах есть электронная, это не проблема, запишите адрес. При этом назвала реальный адрес СФР Ивановской области и даже номер кабинета. Меня зовут так-то так, должность такая-то, приходите, ждем. Но только срочно, до 12 числа, потому что я ухожу в отпуск, дело передадут моим работникам, а это надолго. Ко мне оно попадет нескоро, только после отпуска или вообще затеряется. Давайте этот вопрос решим сейчас, нужно только ко мне записаться на прием. Когда вам удобно?
Я смотрю календарь, выбираю дату, время, потому что верю и женщина очень убедительна. Она говорит: я сейчас пробую вас записать, к вам придет СМС с номером талона. Если придут нули, значит, записи на это время нет, тогда попробуем на другое. А если будут цифры, значит, всё получилось.
Действительно, через пару минут приходит сообщение от госуслуг с каким-то кодом. И моя собеседница спрашивает: получили, какие там цифры? И я уже почти открыла рот, чтобы их назвать, но вовремя осеклась: нет, не скажу, это небезопасно. Вы бы слышали, как резко сменился тон «начальницы отдела пенсионного фонда», как она стала возмущаться, аж вся зашипела: вы не сможете к нам попасть без записи, мы не принимаем физических лиц с улицы, вам услугу оказывают, а вы не доверяете. Да вы потеряете эти свои полтора года стажа и никогда их не найдете, только через налоговую и то вряд ли. Видя, что я вообще не поддаюсь, мошенница перешла на оскорбления и бросила трубку – то есть не вышло у нее.
Но, надо признаться, с такой темой и так искусно мне еще не звонили. И я почти поверила – настолько убедительно была разыграна легенда. Обычно мошенники давят на другую эмоцию: на страх, что пропадут деньги со счетов или кто-то возьмет на меня кредит. А эта не пугала, наоборот – заботилась обо мне («это же ваши деньги, это же вам надо»), договаривалась, входила в положение, искала удобные варианты и интонацию выбрала очень точную.
Повестись можно было легко, возрастным людям особенно. Сам повод такого звонка, и манера общения, да и СМС от госуслуг – всё было вполне убедительным. Но я не поддалась, будьте осторожны и вы».
Мы попросили прокомментировать эти звонки управляющего Отделением СФР по Ивановской области Михаила Болдина.
«Мошенники постоянно ищут всё новые способы обмана граждан, особенно людей старшего возраста. Из-за этого пенсионеры часто сталкиваются с различными манипуляциями и становятся жертвами злоумышленников.
Действительно, сейчас жители Ивановской области стали получать от мошенников телефонные звонки. Они представляются сотрудниками Отделения СФР по Ивановской области, называют имя и фамилию, должность. Злоумышленники сообщают, что у граждан не все трудовые годы учтены в стаж, а это может отразиться на пенсии. Для исправления ситуации предлагают принести документы и записаться на прием на удобную дату и время. При этом просят продиктовать код из СМС-сообщения или перейти по ссылке, чтобы подтвердить запись.
Сообщать коды из СМС-сообщений и переходить по ссылкам категорически запрещено! Это опасно! Так злоумышленники получают доступ к персональным данным граждан и денежным средствам.
На практике действительно бывают такие ситуации, когда сотрудники Отделения СФР звонят гражданам, которые обращались за услугой или назначением пособия и которым требуется донести дополнительные документы. При этом настоящие сотрудники никогда не отправляют ссылки и СМС-сообщения на телефоны граждан и тем более не запрашивают эти коды и не просят пройти по ссылкам. Настоящие сотрудники никогда не запрашивают личные и персональные данные, они просто информируют, что не хватает какого-либо документа. Пожалуйста, обращайте на это внимание!
Кроме того, сотрудники Отделения СФР по Ивановской области никогда не ходят по домам граждан. Они не проводят проверки и опросы. Если к вам пришли незваные гости и представились сотрудниками Отделения СФР, знайте: это мошенники!
Много опасностей подстерегает граждан и на просторах интернета. Мы просим к любой информации относиться критически и настороженно. Некоторые сайты и сообщества в социальных сетях просто кричат о том, что есть выплаты семьям с детьми или доплаты к пенсии, о которых мало кто знает, но они положены всем. Для получения липовой выплаты гражданам предлагается заполнить форму и внести туда реквизиты своей банковской карты. Так гражданин лишается денежных средств.
Информация о социальных выплатах и пособиях должна быть получена только из официальных источников:
✔ сайт СФР https://sfr.gov.ru/;
✔ социальные сети Отделения СФР по Ивановской области
Получить консультацию по социальным вопросам можно через контакт-центр. Операторы отвечают на вопросы о пенсиях, детских пособиях и социальных выплатах по бесплатному номеру 8-800-200-02-49 (пн. – чт. с 8:15 до 17:30, пт. с 8:15 до 16:15).
Отделение СФР по Ивановской области настоятельно рекомендует гражданам не доверять сомнительным предложениям и не пользоваться платными услугами. Все сервисы по оформлению и перерасчету пенсий бесплатно предоставляют клиентские службы регионального Отделения Социального фонда, а также МФЦ.
Для получения личной консультации по вопросу, требующему получения и обработки персональных данных (Ф.И.О., дата рождения, СНИЛС, паспортные данные), всегда можно обратиться в клиентскую службу СФР по месту проживания или пребывания или на портал госуслуг.