«Не носитесь сломя голову на переменах!»
Школьная медицина в современных условиях - тема острая и актуальная. Основные претензии родителей к руководству школ - это неоказание первой помощи их ребенку, который получил травму, потому что школьный медкабинет в этот момент был закрыт. Во многих ивановских школах они работают в конкретные дни и всего несколько часов. Кто поможет детям?
Идеальная картина
Начнем с самого основного: законодательной базы. Есть законы и нормативные акты, которые регламентируют этот раздел медицины. Основной - это приказ Министерства здравоохранения РФ № 822 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Здесь прописано: образовательные учреждения выделяют, оснащают медицинский кабинет необходимым оборудованием. Потом получают санитарно-эпидемиологическое заключение и передают его в безвозмездное пользование медицинской организации, на территории обслуживания которой находится данная школа. Детская поликлиника принимает этот кабинет и получает лицензию на оказание медицинской помощи в нем.
На базе поликлиники есть отделение дошкольно-школьного образования (или отделение медицинской помощи обучающимся). В его структуре - заведующий отделением, врачи, медицинские сестры и т. д.
За каждой школой закрепляются врач (из расчета на тысячу несовершеннолетних в школах или профессиональных образовательных организациях) и медицинская сестра (из расчета 100-500 обучающихся в общеобразовательных организациях или колледжах). Таким образом, в каждом образовательном учреждении есть медицинский работник.
Это как должно быть по закону, в идеале. Но в малокомплектных учреждениях врач и медицинская сестра работает на 0,25 ставки, а где-то и на 0,1 (исходя из количества детей). Отсюда и идет миф, что в школах и садах нет медработников. По приказу они есть и должны быть в соответствии с количеством детей.
Другой вопрос - о том, насколько укомплектованы наши поликлиники медицинскими работниками. И это проблема не только отделений дошкольно-школьного образования. В последние годы это - общая тенденция в медицине.
Не стоит забывать, что большую роль в состоянии здоровья играют социально-экономические факторы: условия жизни, питание, здоровый образ жизни, привычки, которые формируют родители. И, конечно, поведение детей и подростков на школьной перемене. Ведь нет шишки – и врач тогда не нужен.
Комментарий
Светлана Москвина, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по детству ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница»:
- Школьная медицина - это важное и наиболее обсуждаемое направление в детской медицине. На настоящий момент готовится ряд федеральных законодательных инициатив, которые позволят упорядочить работу данного раздела. Конечно, основная проблема (и не только в школьной медицине) - это недостаток кадров. И ее необходимо решать применительно ко всей отрасли. Немаловажна и воспитательная работа – с самими школьниками.
Родители и педагоги должны объяснить детям и подросткам, как вести себя на перемене, чтобы избежать различных травм. Нельзя толкаться, бросать друг в друга различные предметы, бегать, особенно вблизи оконных проемов или стеклянных дверей, садиться на подоконник и т. д. Если учащийся почувствовал себя плохо, он, не стесняясь, должен сообщить об этом учителю и обратиться в медицинский кабинет в школе. Учитель обязан поставить родителей в известность о случившемся.
Очень важна роль врачей, которые информируют педагогов об особенностях детского организма при хронических болезнях, на что в первую очередь необходимо обратить внимание и что должно насторожить. Недавно врачи областной больницы совместно с сотрудниками кафедры детских болезней педиатрического факультета Ивановской медицинской академии провели вебинар с педагогами ивановских школ на тему сахарного диабета у детей. Такие семинары должны проводиться по различным заболеваниям и стать регулярными, ведь дети проводят большую часть времени в школе и заметить или заподозрить что-то неладное в состоянии здоровья ребенка может именно учитель.
Три золотых правила
Специально для сотрудников учебных учреждений, где пребывают дети, ее составил директор территориального центра медицины катастроф Ивановской области Сергей Базанов.
Эксперт уточняет, что в соответствии с законом «Об образовании РФ» преподаватели обязаны уметь оказывать первую помощь. Для этого они должны владеть определенными знаниями и умениями, иметь соответствующую подготовку и навыки оказания первой помощи.
Первая помощь оказывается в следующих случаях: отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, отравления.
Правило № 1. Если ребенок жалуется на сильную головную боль, его тошнит и рвет, если он потерял сознание или есть подозрение на переломы конечностей, нужно срочно вызвать «скорую помощь» и подробно сообщить о состоянии школьника диспетчеру. Родителей ребенка также нужно проинформировать о случившемся.
Правило № 2. Когда ученик получил травму головы, груди, живота, конечностей, нужно обязательно обратиться к специалистам детского травмпункта на улице Любимова, д. 7. Это необходимо, чтобы исключить сотрясение головного мозга, тупую травму груди и живота, переломы, то есть более серьезные травмы.
Правило № 3. Кровотечение остановите любым доступным способом, ссадины и мелкие порезы заклейте пластырем, наложите повязку. Аптечки первой помощи должны быть в школе в доступных местах, а не только в медицинских кабинетах, чтобы преподаватели могли оказать первую помощь, когда кабинет закрыт.