«Эй, пацан, стоять! Ты откуда?»
Мне очень нравится нынешнее поколение детей. Матерятся, конечно, со страшной силой, но в чатах. Книжек не читают, но глаза портят гаджетами. Зато на улице стало совершенно безопасно. Идут все, пялятся в мобильники, драться даже не пытаются. То ли дело в наши времена, когда по незнакомой улице пройти уже было подвигом!
Добрые гопники
Девочки в моем классе считали, что все пацаны в школе – редкие трусы. Вот они же, девочки, не боялись гулять по нашему району. Местные «уличные» – пьяная гопота в фуфайках и резиновых сапогах – с ними не только вежливо общались, но и даже пытались флиртовать. А вот стоило выйти по делам одинокому пацану, как он сразу лишался копеек и пятаков и через раз приобретал фиолетовые пятна под очками.
В городе Иваново и в центре-то было ходить небезопасно. Нападали хозяева улиц быстро и кучно. А уж если в сторону Балашовки заехать! Балашовка – это для справки, не фабрика над Уводью. А район проспектов Текстильщиков и Строителей, где банды подростков отличались особой жестокостью. Ответить им на вопрос: «Ты откуда?» было очень сложно. Скажешь «Из Центра» – могли и убить. «С Сортировки» – спросят про Васю Длинного и Колю Рыжего. Я обычно отвечал, что из деревни. Тем более что не врал. Терял в итоге мелочь, но не здоровье.
Советские байкеры
В деревне были свои разборки. Пацаны, разгоряченные самогоном и конкуренцией на танцах, сначала били друг другу морды, а только потом спрашивали: «Сань, ты, что ли?» Дело в том, что в деревенский клуб на танцы постоянно приезжали на мотоциклах блатные дрищи из Новых Горок и Горянова. Я к тому времени уже учился в Иванове. Так что в клуб заходил редко, на бильярде поиграть. И постоянно слышал рассказы о подвигах моих сверстников.
– Эх, в субботу-то «горошных» понаехало. Как с цепи сорвались! Целая бригада. Заходят, ремни на руках, только что штаны не спадают. Мы им: «Какого хрена?» Они сразу в драку. Ну тут Граф пришел и всех их вырубил.
– Какой Граф?
– Ну ты чё? Вы же в одной группе в детском саду были. Санька Полетаев.
– Синявский, что ли? Он же Водяной.
– Э, ты только его сейчас так не называй. Вырубит сразу. Он теперь Граф.
«Это кто маленького обидел?»
Около же моей школы, в районе Котельниц, происходили и вовсе удивительные чудеса. Я потом про них в книжках читал. Все классические приемы подростковых банд отрабатывались на нас. Поскольку «уличные» считали нас – учащихся интерната – неким пушечным мясом. Потом им, конечно, мышкины слезки отлились, и нехило. Но поначалу...
Играем с другом в воскресенье в футбол. Сзади ворот стоит летняя сцена. Нынешняя молодежь даже не поймет, что это. Но к нашему школьному стадиону, который мы сами помогали строить, примыкал такой павильончик, которые теперь можно встретить только в парках. Нам было неведомо, что в павильончике в этот момент попивала портвейн компания местных парней и девок. И им очень не понравилось, что мяч посекундно бьется о доски, заставляя их дополнительно страдать головной болью.
Тут вдруг из-за этой сцены выбегают к нам два мелких пацана. Отбирают у нас мяч и начинают играть между собой. А мой товарищ был из древнерусских богатырей, воспитан на коровьем молоке и яичнице с батоном. И он, конечно, сразу дал одному из парниш солидного пинка. И тут я вспомнил классику. Закричал: «Бежим!» Потому что в ту же секунду из павильона выбежали десятки страшных морд с криками: «Маленького обидел!»
Мяч, кстати, нам потом эти пацаны принесли. Он им был не нужен. Это ритуал был такой. Мелкие потом с нами еще и в футбол играли. Совершенно не думая, что мы им запросто за ту историю могли ноги переломать. Они считали, что это в порядке вещей. Потом я с теми «уличными», которые не вымерли от самогона и своего образа жизни, общался, когда нашу школу сначала закрыли, а потом сожгли и разрушили. Стали добрейшими отцами семейств и домохозяевами. И даже говорили, что помнят меня и уважают.
Стенка на стенку
Вообще, в России было издревле принято биться стенка на стенку. Голыми по пояс, на снегу, «до первой крови». Биологически это вполне оправданно. Когда мозгов нет, самец завлекает самку своей маскулинностью. Мачо не плачут. Почему даже в цивилизованном Советском Союзе участковые не обращали внимания на такой способ воспитания, сказать не могу. Вот когда мы на зимнем стадионе совершенно безопасно взорвали несколько магниевых бомб, милиционер тут же прибежал и забрал нас в участок. Когда озверелые пьяные подонки отбирали у нас последние копейки, ему было через плечо. Однажды здоровенный гопник захотел с нами поиграть в хоккей. Осуществил он это желание весьма оригинальным способом. Подошел к самому мелкому пацану, отобрал у него клюшку и заорал: «Все пасуйте на меня». В это время наша отважная учительница выбежала из школы, отобрала у него клюшку и пару раз врезала ему по башке. «Уличный» даже не обиделся. Утер кровь, сказал: «Ах ты ж!» и еще два слова, обозначающих женскую принадлежность. И сделал бедной учительнице суровое сотрясение мозга.
Честно говоря, я думал, что, когда полицейское государство СССР было разрушено, на улицах настанет полный беспредел. Но оказалось, что мировая цивилизация не стоит на месте. Махач «Стенка на стенку» и подростковые банды самоуничтожились. С помощью Интернета. Даже наркоманы, орудовавшие в 90-х, почти вымерли в силу обнищания населения. А уж разборки «район на район» вообще ушли из ивановского быта. Одни только нищие пристают.
Мозги против резиновых сапог
Напоследок еще одна байка. Приехали мы с командой на соревнования в Чебоксары. Нам местные ребята тут же сказали, чтобы мы за периметр не выходили. Мол, «уличные» так лютуют, что аж жуть! Но мы всегда на всех выездах играли в футбол с местными. Думаем, нас же много. Выходим на местный стадион. Там четверо гопников играют в веселый такой футбол. Ногами перекидывают мяч через сетку. Теннис, только в резиновых сапогах. Мы им: «Ну что, в футбол играть будете? Или освободите площадку». Ребятки аж вызверились. Это кто им тут указывает? Потом оценили количество и привели своих. В итоге мы каждый день стали играть с ними в футбол.
Но случился смешной эпизод. Один местный подошел к нашему владимирскому товарищу и спросил: «Что это у тебя за коробка?» – «Кубик Рубика», – честно ответил владимирец. – «Дай-ка посмотреть?» Получив в руки коробку, гопник убежал со скоростью, которой позавидовал бы Уссейн Болт
- Что ж, ты, растяпа? – закричали мы на товарища.
Владимирец ухмыльнулся и вынул из кармана кубик Рубика. Незадачливый грабитель поживился только картонной коробкой.