Как это – работать натурщиком?

«Демонстратор пластических поз, согласен на обнаженку, связь через отдел кадров» – такие объявления можно встретить на стене в художественном училище. Натурщики – дефицитная профессия. Долго стоять неподвижно непросто, а ходить в училище к первой паре придется регулярно – чтобы сделать зарисовку, студентам нужно не одно занятие.  

В ИОХУ имени Малютина постоянно проходят занятия с участием моделей. Такие уроки есть в программе до последнего курса. В основном натурщики – это непостоянные сотрудники. Мало кто задерживается надолго: работа непростая, а платят за нее немного – от 60 до 80 рублей в час. Часто ребята просто позируют друг другу – если группы большие, можно порисовать сокурсников. По команде преподавателя кто-то из ребят надевает наушники (чтобы не скучать), садится в нужную позу и старается не шевелиться в течение 40 минут. Потом можно сделать перерыв и размяться. Но есть здесь и люди, приглашенные извне. Самая постоянная из натурщиц, Елена Кочетова, рассказала, как это – работать моделью: 

– Я пришла сюда еще в девяностые. Попросила позировать подруга. Когда-то я работала актрисой, но с детства постоянно сталкивалась с изобразительным искусством. Мой отец был художником, хотел, чтобы его дочь тоже рисовала. Но так вышло, что я закончила театральный, играла на сцене и в кино, а потом, после того как потеряла голос, стала заниматься с детьми и позировать здесь, в училище». 

Пока мы разговаривали, девушки с четвертого курса заканчивали учебную работу –там Елена представала в образе Петра I. Мое внезапное интервью, конечно, мешало. Если демонстратор шевелится, то работа усложняется в разы. Невозможно понять, как лежит свет на складках одежды, и правильно уловить позу. Поэтому модели стараются сидеть не шелохнувшись. 

Это особенно непросто, когда воздух в помещении становится прохладным. Тогда учащиеся надевают свитера, а натурщик, который, например, должен позировать в купальном костюме, начинает замерзать. Проблему решают электрическими обогревателями, которые всегда стоят в кабинете, где рисуют полуобнаженную натуру. «Один раз, когда отключили свет, мы решили не прерывать занятия. Но включить радиатор было невозможно. Приходилось делать перерывы каждые полчаса. Я вставала, разминалась, пила чай, чтобы не замерзнуть. Но с обогревателем все-таки лучше», – смеется Елена Кочетова. 

Вообще женщине нередко приходится приносить себя в жертву во имя искусства. «Один раз ученица делала большую работу, для которой мне нужно было стоять на реечке на высоте полутора метров. На холсте были изображены мачты, на которых размещались герои. Художнице было нужно смотреть, как фигуры выглядят снизу. Я находилась на досочке беспеременно по полтора часа, просто чтобы не слезать с высоты, словно цирковой артист. Иногда у меня кружилась голова – студенты ловили внизу. С меня тогда рисовали всех героев для этой работы – только переделывали лицо. Эта постановка длилась два месяца. Было непросто, зато девочка получила пятерку за диплом», – с гордостью вспоминает натурщица. 

Какие-то постановки можно отрисовать за пару недель, а что-то требует большего времени. Далеко не все модели «досиживают» до конца. У кого-то меняется расписание, кто-то просто ведет себя безответственно и не приходит на очередной ранний урок. В общем, моделей в художественном училище ищут постоянно – как для портретов, так и для работ, где человек изображается в полный рост. Если интересно, свяжитесь с отделом кадров по номеру 32-51-47 и скажите, что ходите позировать – вам объяснят, что к чему. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам